Малодушие

   На внеконкурсную номинацию Третьего Экспериментального конкурса - ЭКЗ, ВН «СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ» - http://proza.ru/2021/08/12/1706

 "Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда мучительны,.. но и мучение это сладостно. И когда сердцу становится тяжело, больно, томительно, грустно, тогда  воспоминания  свежат  и живят его.  Как капли росы и влажный вечер, после жаркого дня,  свежат и живят бедный, чахлый цветок,  согревший от зноя дневного".
                Ф. М. Достоевский


Я не мог управлять автомобилем. Не отъехав и десяти километров от города, остановился на обочине, чтобы как-то  собрать воедино свои мысли,  растревоженные воспоминаниями и встречей с прошлой мечтой, которая так  поразила, что я смалодушничал и удрал…

Сидел в машине и тупо смотрел на серый асфальт, не замечая проезжающих мимо машин. Перед глазами менялись слайды – асфальт и лицо,  её лицо и  снова асфальт.  Презирал себя за трусость, за то, что растерялся и не смог заговорить из-за боязни, что ей будет больно от моего удивления из-за разительной непохожести образа, хранившего памятью, с тем человеком, которого увидел через сорок пять лет. Нет,  не сорок пять.  Был  как-то проездом в своём городе детства. Торопился. Но всё же решил забежать к Нинель Игнатьевне. Дверь открыла пожилая женщина чем-то отдалённо похожая на неё и на вопрос: «Нинель Игнатьевна дома? Я бы хотел увидеть её» - ответила, что та ушла куда-то  и нескоро возвратится домой. Уехал тогда с сожалением, что так и не встретились с  мечтой нашей четвёрки...

…Учились в девятом классе, когда  на урок английского языка вошла  ОНА – девушка из фото на школьном стенде «Гордость нашей школы». Мы – Я, Вася, Игорь и Валерка - не могли пройти мимо стенда, чтобы не остановиться и не полюбоваться красотой  Ники.  В разговорах произносили только это имя. И никто кроме нас не догадывался о ком речь. Ведь во всей школе ни одной девочки не было с таким именем.  А Ника – от начальных букв  Нинель Игнатьевна Королёва.  Красивее её  не было  ни на этом стенде, ни в школе, ни в нашем районе. 

Впервые увидели её фото  в начале учебного года в седьмом классе. Подошли к  новому стенду и… замерли. Четыре пары глаз выхватили с большого количества   бывших выпускников-отличников только её фото. И всё вмиг изменилось! Школьная жизнь  заиграла новыми красками. Нас не удивил тот факт, что мы четверо одновременно влюбились именно в неё. Друзья ведь! Да и делить то некого было. Впрочем, всё-таки поделили - фотографию. Вернее распечатали  четыре экземпляра с фото, тайно снятое  со стенда, и снова водруженное на место. Каждый из нас радовался тому, что теперь мог любоваться её красотой без посторонних глаз троих, рядом стоящих друзей.
Это  была наша тайна «за семью печатями».

И вот эта «тайна» стояла в нашем девятом «А» классе и мы, затаив дыхание, смотрели и слушали её голос, который звучал  словно нежная мелодия любви,  напетая  флейтой. Надо ли говорить, что английский стал самым любимым предметом нашей четвёртки.  Игорь и я и до этого «ходили» в отличниках, а Васька и Валерка подтянулись в учёбе так, что удивили не только родителей, но и учителей.  Мы во всём подражали Нике. Ходили, но чтобы не заметила, за ней по пятам.  Как только узнали, что по вечерам  она бывает на теннисном корте,  не сговариваясь,  явились туда и стали «заядлыми» теннисистами.  Надо было видеть как четыре «болванчика», сидят на скамейке и, затаив дыхание, как гирька часов-ходиков водят глазами туда-сюда,  туда-сюда, следя за каждым движением Ники. Нам нравилось в ней всё – фигура, глаза, губы, волосы. Как она говорит, смеётся, поправляет волосы,  держит ракетку, пьёт воду, вдыхает аромат  ромашек, «зарывшись» в них лицом. Каждое её движение, взгляд - это лучик тепла в наши сердца. А как она плавала! На пляже мы на значительном расстоянии наблюдали за её плавными движениями.  Нас волновало её красивое тело, сильные стройные ноги, грудь. Не ревнуя друг к другу, мы, сжав зубы, ревновали её ко всем парням и мужчинам, которые приближались к ней ближе чем на пять метров. Даже взгляды проходивших мимо парней хотелось отвести от того места, где стояла «наша» и ничья больше Ника.  Разница в двенадцать лет  не могла погасить огонь в наших сердцах, так же как и любовь к ней.  Свою нечаянную любовь мы оберегали, словно хрупкий хрустальный шар, который боялись уронить.  И были благодарны тренеру по теннису Владимиру Петровичу, который  как-то быстро раскрыл нашу тайну и сохранил её.  Отнёсся к нашей влюблённости с пониманием. Не насмехался, не разубеждал нас, что всё это пройдёт. И мы по-прежнему ходили на тренировки только в те дни, в какие тренировалась Ника, впитывая в себя великое чувство – любовь. Кто бы мог подумать, что юношеская влюблённость заложит в наши сердца добро и трепетное отношение к женщине.  И что  жёны наши  будут  хоть в чем-то, но похожи на Нику. Мы даже учиться планировали в том же институте, в котором училась она.

Но жизнь не учла наши планы. Она игнорировала наши желания – быть как можно дольше около Ники. В средине учебного года в десятом классе нашей семье пришлось уехать в другую страну. Отец Валерия - военный. И получив назначение в другой город, им тоже пришлось выехать. Остались Игорь и Васёк. Все, кроме Васи, имеем высшее образование, достигли каждый  своей высоты. И только Васёк ничего не успел сделать. Любил быструю езду. Разбился в двадцать восемь лет. Игорь живёт в Швеции. Валерий – крупный чиновник, живет тоже не в нашем городе. Я в Лондоне – преподаватель, переводчик. Каждый по-своему счастлив.  Но, переписываясь или говоря по телефону, всегда вспоминали Нику. Знали, что Ника замужем, счастлива, растит дочь, очень похожую на неё. Через несколько лет  - страшная новость  о  трагедии. В возрасте двадцати двух лет дочь Ники заболела. Спасти не смогли. Ника тоже долго болела. О муже почему-то  никто ничего не знал. Ника замкнулась в себе, ни с кем не хотела общаться и редко выходила из дома. Не стала отвечать на наши поздравительные сообщения. И мы, глупые,  думая, что утомили её своим многолетним вниманием, всё реже и реже отправляли ей радостные телеграммы.

Планировали втроём встретиться и поехать в город своего детства и  обязательно зайти к Нике, поддержать её. Не получилось в силу разных  обстоятельств. У каждого произошли какие-то изменения в жизни, которые не позволили осуществить задуманное.

И только сейчас, когда меня пригласили на научную конференцию, я специально приехал на три дня раньше, чтобы побывать в своём городе и встретиться с Нинель Игнатьевной.

Годы так быстро пролетели, что как-то незаметно и я стал стариком.  Город же наоборот – помолодел. Появилось много новых зданий, офисов, магазинов. В одном из них купил огромный букет ромашек и поехал к дому Ники.

Во дворе увидел старенькую женщину, которая вышла из её подъезда. Она с трудом шла,  держась за «ходунок». Меня словно пуля сразила, попав прямо в сердце. Стало невыносимо  больно и плохо, когда услышал, как к старушке обратилась соседка по подъезду:
- Нинель Игнатьевна, я иду в магазин. Вам купить то же, что и всегда, или ещё что-нибудь?

- Спасибо, Катенька. Пожалуй, достаточно того, что всегда покупаешь.

Голос! Её голос! Он почти не изменился. Его я узнал,  не узнавая лицо.
Я принял все изменения в себе. В ней – нет!
Стоял как истукан (хорошо, что на приличном  расстоянии от неё) и не знал,  как мне поступить.  Испугался, что Ника изменилась до неузнаваемости. Побоялся сделать ей больно своим респектабельным, как говорит внук, внешним видом, пышущим здоровьем и почти не изменившейся физиономией. Мне стало стыдно за свой внешний вид,  за своё благополучие. Как нашкодивший кот я весь сжался и «пополз» к своему автомобилю. Включил мотор и выехал из города…

… Сидел в машине и видел только серый асфальт и лицо, её лицо и серый асфальт. На руле задрожали руки.  Сердце обозначило точку своего расположения. Оно впервые  испытало такую сильную боль, а душа закричала: «Что же ты, жизнь, делаешь с людьми?!  Зачем обрекаешь нас на старость и готовишь  к  неизбежному, но не учишь нас, как принять эту неизбежность».
 
Успокоение не наступало. Сообразил,  что  пытался  убежать от самого себя, от  прошлого и воспоминаний.  И что теперь эта мысль  меня никогда не покинет.

Включил мотор. Развернул автомобиль и возвратился в город. Заехал в супермаркет, накупил продуктов, несколько коробок конфет. В  том числе и её любимых «Птичье молоко»,  увядшие ромашки выбросил, заменив  их  на букет  белых роз.  Позвонил в дверь. И почти  совсем успокоился, когда услышал:
- Заходите. Дверь открыта.

Вошёл. И впервые  за все годы, хранившие  любовь,  обнял нашу Нику и признался ей в любви от имени всей нашей четвёрки.

 В ответ она улыбнулась, как улыбалась  нам  в школьные годы:
- Спасибо, Вячеслав, за вашу любовь. Я была счастлива тем, что четверо таких прекрасных парней немножечко  были в меня влюблены. Это было такое прекрасное ощущение и  восторг!  Как же  я старалась не раскрыться в том, что знаю вашу «тайну»  Я  всё знала о вас, когда был жив Василий.  Рассказывал мне о вас и часто заходил, чтобы узнать,  не нуждаюсь ли я в помощи. А  потом я ходила к нему и к доченьке. А теперь вот сложности с походами. Но это не страшно. Всё  естественно и предсказуемо.  Время властно над телом человека, но бессильно перед памятью сердца.

Ника права. Несмотря на неумолимое и жестокое время, что так преобразило красивую, стройную, спортивную девушку в сгорбленную, сухонькую, седую с  мелкими морщинами старушку, я видел в ней нашу прежнюю Нику. Ушла юношеская неловкость, и мы, умудрённые жизнью, беседовали теперь на равных.  Она помнила такие детали,  о которых даже я  подзабыл.  А ещё сказала, что узнала меня и тогда, в первый приезд, когда открыла  мне дверь.  Когда  я  не узнал её, то  не стала разочаровывать меня и ответила, что Нинель Игнатьевны нет дома.

 - Я и сегодня тебя, Славик, узнала. Видела твои удивленные глаза, и как ты  шёл к машине.  Но я была уверенна, что ты возвратишься. И ты возвратился…

После этих слов мне  настолько стало стыдно  за своё малодушие, что я не мог справиться с новым волнением. Стал на колени перед нашей Никой и  попросил прощение за  временную, но все же слабость духа и страх перед  старостью.

- Дорогая наша Ника, простите нас за то, что мы, может быть, поступали не так, как следовало бы влюблённым в вас молодым  парням.  Но мы пронесли светлую любовь к вам через всю  нашу жизнь.  Благодаря вам мы познали это прекрасное чувство, которое сделало нас, наши семьи счастливыми.
Спасибо вам за счастье!

Прощание было трогательным и нежным.
Я дал себе слово,  что  вызову друзей из их городов, чтобы обязательно втроём приехать к Нике. Дай, Боже, чтобы в этот раз нам ничто не помешало приехать вместе,  и чтобы  не  было поздно…

24.02.2015 г.
     18:58


Рецензии
Здравствуйте, Евгения! Ваш рассказ замечателен! Юношеская любовь оставила след навсегда. Проходят годы, но ее образ не меняется. Поэтому Ваш герой поразился, увидев, как изменилась первая любовь. И это не малодушие, нет. Просто он был не готов видеть ее такой. Растерялся. Но позже, придя в себя, он вернулся. Спасибо за рассказ. В нем столько теплоты, любви, верности. Спасибо.

Луана Кузнецова   04.10.2021 15:07     Заявить о нарушении
Луана, я от всей души признательна Вам за внимание, сопереживание и добрый отзыв.
Всех благ Вашему дому!!!
С теплом души,-

Евгения Козачок   05.10.2021 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.