Богачка

           "Богатство с деньгами, голь с весельем" (русск. пог.)
   
           Всё мне охота что-нибудь «выкинуть», а ведь давно пора остепениться! Не подарить ли себе шикарный день рождения 29-ого сентября, когда мне исполнится  66 лет? Гостей и застолье я не люблю, что бы придумать?
         Хорошо было бы поехать в Москву, побродить по Старому Арбату, ВДНХ, Коломенскому, Измайловскому, вдохнуть снова запах кулис в каком-нибудь из театров…  Билеты я обычно покупаю самые дешёвые, на последний ряд, а на спектакле сижу в первом ряду – среди иностранцев и привилегированной публики. Одно местечко всегда найдётся!
            Решено. Еду в Москву!
           - Сколько стоит плацкартный билет до Москвы? – спрашиваю в кассе железнодорожного вокзала своего Петропавловска. – 20 000 тенге? А до Алматы? – 4 000 тенге? Дайте до Алматы на двадцать седьмое сентября!
          Странно, думаю я, отходя от кассы, и в Москву и в Алматы ехать от Петропавловска по полтора дня, а такая разница в цене! Хорошо побывать и в бывшей столице Казахстана в конце сентября! Там ещё тепло, город богатый,  красивый, похожу по театрам, побываю на Медео, поднимусь в горы, наберу каштанов – там они повсюду, схожу в серную баню!
           Ищу по интернету гостиницу. Самые дешёвые – 3 000 тенге в сутки. Почти как стоимость билета! Придётся разориться! – Вздыхаю я. Но в поезде от торговцев узнаю, что можно устроиться и за одну тысячу. Еду с ними, ночью,  на самый край города, где расположены оптовые рынки, и в грязной комнатке с четырьмя койками,  без телевизора, на смятых уже кем-то простынях, устраиваюсь,  довольная – сэкономила!
          Вот только хозяева жилья внушают тревогу - два мужика разбойничьей наружности. Мои спутницы куда-то делись, я в доме из постояльцев одна, абсолютно беззащитная. Дом окружён высоким забором, во дворе беснуется здоровая овчарка, скорее бы наступило утро! Если потеряюсь - некому меня хватиться. Подумают ещё, что я приехала за товаром, что у меня большие деньги, а у меня всего-то обратный железнодорожный билет...
          Я кое-как укрепляю дверь, и в тревоге засыпаю. Хоть бы проснуться!
          Следующий день – мой день рождения. Устремляюсь на автобусах с двумя пересадками, через весь город – в горы! Вот и знаменитый Чимбулак. Следующая остановка – высокогорный каток Медео, но там я была, и я выхожу здесь. Весёлые кабинки канатной дороги снуют на вершину и вниз. Читаю объявление у кассы – пенсионерам билет обойдётся в полторы тысячи тенге, всем остальным – две с половиной. Ого! А раньше пенсионерам было бесплатно. Вздыхаю, и достаю деньги.  Сажусь в новенькую, застеклённую кабинку воздушной дороги.
            Приятно такое «восхождение», или, скорее, «вознесение». Плавно движется  кабинка от одной опоры до другой, и вот внизу уже виден стадион Медео, монументальная, защищающая город от селя плотина с кучкой туристов на гребне,  предгорье Тянь-Шаня -  Заилийское  Алатау. Горы, покрытые лесами из ели Шренка, лиственными лесами, различными плодовыми деревьями, арчой сибирской и туркестанской. В палитре проплывающих подо мной лесов – все оттенки зелёного, жёлтого, оранжевого и красного цветов. Роскошная картина!
Только здесь, в окрестностях Алматы, у подножия гор, растут чудесные яблоки  сорта «апорт».
        На одной стороне горы – следы жестокого пожара, бушевавшего  несколько дней назад. А ведь здесь,  прямо под нами, расположен заповедник, где бродят козероги, туры, снежные барсы, горные бараны и винторогие козлы!
        Но вот перед нами раскинулись ледяные вершины, достойные кисти Рериха! Выхожу. Красота!    Заснеженные горы, ледяные пики, одинокие вершины, упавшие деревья, истреблённые лавинами – только сокол-балабан парит там, в высоте, над ними, ища себе добычу - сурка, куропатку или улара! Среди каменистой гряды поблёскивает горная речка, кое-где обрушивающаяся вниз водопадом. А вон немногочисленная группа альпинистов медленно, но неуклонно штурмует одну из вершин.
           Вид изумительный, что говорить! Но сколько на это можно любоваться? Японцы в День Сакуры выезжают в горы на весь день, а мне через пол-часа становится невыносимо скучно, и я радуюсь просьбе молодой пары поснимать их. Парочка  приехала из Ленинска, Кзыл –Ординской области, иначе говоря,  Байконура. Из Байконура? Надо поближе познакомиться! Может, они помогут мне найти подругу – Надежду Сулейманову (Пастухову), что-то она перестала отвечать мне на письма, и в интернете её нет.
           Молодые люди – казахи. Он маленький, кривоногий, но с хорошими перспективами. Чиновничает в каком-то ведомстве. Скоро его переводят в Астану, в администрацию президента. Девушка – высокая красавица, случайная любовница, была приглашена на четыре дня. Вообще-то у неё есть свой парень, но редкая девушка сейчас  откажется от такого соблазнительного предложения, где  «всё включено».
         Они живут в дорогой гостинице, ни в чём себе не отказывают. Девушка даже была польщена предложением провести вместе несколько дней с обеспеченным кавалером, и вполне довольна, хотя перспективы в их отношениях не существует – паренёк пока намерен делать карьеру.  Да, он  может и женится, если подвернётся богатая и престижная невеста – не скрывает он своих планов. Там, в нынешней столице. Дёшево он свою свободу не продаст! Парень спокойно рассуждает об этом при девушке.
          О, времена, о, нравы!..
          Мы расстаёмся. Они идут в дорогой ресторан, я – в простенькое кафе. Заказать обед? Я заглядываю в меню, и узнаю, что даже стакан кофе стоит…    двести  тенге. Ничего себе! Или заказать? Вокруг у людей дымятся на столах бараньи бока, шашлыки,  люля-кебабы, в бокалах пузырится дорогое вино. Подходит официантка, спрашивает – чего мне? Нет, ничего.  Я краснею, поднимаюсь и ухожу. Подумаешь, немного стыдно!И я хвалю себя за мужество. Внизу кофе выпью, там наверняка дешевле!
           Ещё постояв у парапета, полюбовавшись окружающей красотой, снова занимаю место в кабинке. Внизу, действительно,  кофе стоит уже 120 тенге.  Всё равно дорого! Сажусь в автобус.
        Город прекрасный! Один Дворец Президента чего стоит! Вокруг роскошные новые дворцы, площади, а машины какие дорогие! «Это всё мафия» - Объясняет мне сосед. – «Чиновничья мафия, присосавшаяся к государственному карману. Только они и живут»…
         Я снова пересаживаюсь, и отбываю на свою окраину, где среди старых, кое из чего сделанных домов, находятся огромные оптовые рынки. Через несколько месяцев они начнут гореть один за другим – надобность в них отпала. Передел собственности, ведь желание стимулировать  мелкий и средний бизнес только декларируется. Пусть покупатели идут в огромные супермаркеты, которые растут во всех городах, как грибы. А их владельцы – олигархи… Участь мелких торговцев решена… Я и сама в своё время вылетела в тираж по той же причине...
          Здесь, на окраине большого города,  я захожу в узбекскую столовую, и заказываю скромный обед. А кофе мне обходится всего в пятьдесят тенге.
     Мой шикарный День Рождения прошёл. Завтра – домой. В театр с моей окраины не попадёшь, и в серную баню – тоже. Автобусы по вечерам почти не ходят, а такси мне не по карману... Зато в сумке - большой пакет очаровательных орехов конского каштана! Набрала в одном из парков около христианского собора. Это - сувениры для друзей. Носи такой в кармане, и сосредоточивай на нём свои желания - сбудутся!
      
          - Ты где была, я тебе звонила. Хотела поздравить с днём рождения! – Спрашивает  через несколько дней меня  знакомая в Петропавловске, встретив на улице.
         - Ездила в Алматы, день рождения провела в горах! – Многозначительно отвечаю я, и протягиваю ей большой, блестящий, каштан глубокого каштанового цвета. - На, учись колдовать, пора!
        - Ну, ты даёшь! Богачка! – Заявляет подруга, с удовольствием принимая подарок.  Она, на свой день рождения пригласившая в ресторан двадцать человек, считает меня богатой! На те же деньги, что истратила я в поездке, можно было  бы угостить только пятерых, и то – дома.

         Но я  не возражаю… Богачка, так богачка! Но, самое смешное, - я, и правда, считаю себя богачкой!

          Так зачем же я ездила в Алматы? Что, я на самом деле такая экстравагантная? Заглянув в себя глубже, поняла: мне надо было испытать дискомфорт и неудобства путешествия, подвергнуть себя лишениям и стрессам, неизбежно связанным с дорогой, чтобы больше ценить домашнее тепло и благополучие.
        По большому счёту, нет ничего лучше, чем в СВОЁ время лечь в СВОЮ постель, спокойно заснуть, прочитав перед сном несколько страниц любимой книги, а утром спокойно выпить чашку СВОЕГО кофе, чтобы затем позвонить СВОИМ друзьям.
         И снова ощутить себя счастливой. Ведь всё познаётся в сравнении! Иначе говоря, мы ездим за приключениями, чтобы потом спокойно жить без них.

         На фото: такое дерево я увидела в Одессе в 2017 году... Улица Гайдара уже была переименована именами каких-то братьев-бандеровцев, но все надписи были ещё на русском языке... Внучка Гайдара, Плохишь, уже была за Украину и жила там, в Одессе, а улицу имени её деда переименовали... Парадокс!..


Рецензии