Из жизни простого народа

   Через года, через многие дни после страшной для нашей страны  войны, смогли мы посетить место захоронения нашего деда- рядового солдата Великой Отечественной войны - АРХИПОВА АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА. ( Служил в 64 гв. СП 21 гв.СД - из Книги Памяти -т.6 Республика Башкортостан). Он погиб, защищая Ржев. "Ключ к Москве" называли этот город воинской славы. До столицы 200 километров, длительная Ржевская битва началась 8 января 1942 года. Деду было всего 38 лет.Этот небольшого роста человек, оставив дома жену с тремя детьми, воевал лишь до 14 января 1942 года. Благодарим штабистов, которые в такой тяжелый момент битвы, суровой зимой, сумели оставить  запись о потерях и мы знаем место захоронения.

   Историю Ржевской  битвы невозможно забыть! Потери были там очень большие! Ржевско-Вяземский выступ стал "мясорубкой" для обоих сторон воюющих.
    По дороге в Сытьково, это около 40 километров от Ржева,где находятся перезахоронения из Молоково, Мягино, Нестерево, Овсянниково, Каменки и др.  мы посетили несколько воинских захоронений.
   На некоторых плитах написаны фамилии и указаны просто "из Башкирии". Только по нашему небольшому Бижбулякскому району из Башкирии, в Ржевском районе по Книге Памяти  мы насчитали  около 70 человек погибших.
    Казахстан и Якутия установили большие стелы, чествуя своих погибших земляков.Стоят и красивые часовни.

   Побывали и на немецком военном захоронении Ржева. Немцы считают свои потери до 800 тысяч человек. Огорожено кладбище чугунными решетками и четко расставлены плиты с именами фашистских солдат. А рядом  расположены захоронения наших солдат.

   Автобусного сообщения до Сытькова нет. И на наше счастье нас повез, на частном мерседесе, бывший военный летчик Алексей.Не жалея своего времени для нас, много рассказывал, останавливался по пути и показывал  памятные места.
   Везде порядок и заботливо ухоженные могилы.
   Доехали до Сытькова. Рядом Волга, места очень красивые. Река в этом месте не широкая, но раньше здесь был паром. Стоит заброшенная старинная и удивительно красивая каменная церковь. На куполе уже нет креста. Аист стоял на одной ноге в своем гнезде ,на месте креста. " Выводит птенцов уже несколько лет" - говорят жительницы деревни.

   Идем к братской могиле. Перед входом стоит высокий Покаянный Крест, а за ограждением памятник воина с красным знаменем в руках.
   Без конца волнуемся, суетимся. Пригласили пожилых жительниц помянуть деда. Бабушки читают молитвы, зажигаем свечи, достаем еду: конфеты и "белебеевскую" водку. Читаем фамилии, выбитые на плитах. Есть двое Архиповых, но инициалы не те.! Готовы заплакать!

 Но подъехавший заместитель главы поселения, Цветков Борис Леонидович, просит посмотреть новую плиту, установленную к 65-летию Победы.
  О радость! Фамилия, имя, отчество полностью написаны на черной гранитной плите. Я от радости целую плиту. Сердце готово разорваться в груди! Вот где  нашел покой наш дед. На берегу красавицы Волги спишь вечным сном. Дай, Бог, царство небесное воину Андрею и всем павшим воинам!

И рассыпаем, по-христианскому обычаю, нашу родную землю Кош-Елги перед памятником и плитой. Берем горстку героической ржевской земли домой. У нее другой цвет - рыжая, но не глина, кажется, что полита кровью.Радуемся ухоженному виду захоронения. Здесь лежат 3634 солдат и офицеров из 15 стрелковых дивизий, 8 стрелковых бригад, 4 танковых бригад и отдельной лыжной бригады.

   По всему ограждению и за ним рассыпаю семена цветов мальвы: неприхотливые многолетки цветут долго и красиво смотрятся .
  На прощание идем к Волге, моем руки. Снова и снова смотрим и фотографируем  всюду, стараясь надолго запомнить, освященный кровью мужественных воинов, уголок российской земли. Здесь решалась судьба Родины!

   Возвращаемся в Ржев. В недавно  построенной церкви, в честь российских новомучеников, ставим свечи за упокой воинов: деда Андрея и пропавших без вести деда моего Прохора и дяди Георгия, отцов наших - инвалидов войны  Ильи и Ивана, деда Василия , дошедшего до Берлина, сапера. Оставляем записки о поминовении за упокой усопшим и за здравие живым.

   Проходящим через Ржев коммерческим автобусом едем в Москву.
   За все дни нашей поездки стояла теплая, солнечная погода. Мы жили как во сне. Не верилось, что  наконец-то, мы смогли совершить эту дальнюю и долгожданную поездку. За все годы мы не могли посетить могилу деда по самым пустяшным и непреодолимым препятствиям. Зимой -уход за скотиной, весной - посев, летом- заготовка кормов, уход за посевами, осенью - уборка урожая и прочие, и прочие причины. На нашем попечении еще были:  две семьи  наших родителей с отцами - инвалидами войны и свои дети, и работа сельских специалистов с ненормированным рабочим временем и с бесконечными субботниками. И началась перестройка с падением рубля, работа без зарплат - за натуральную плату сельхозпродуктами, учеба детей в городе, все эти бесконечные препятствия не давали выехать.
   Но и на эту поездку время для нас было ограничено , нужен был постоянный уход за престарелой мамой. Остались с ней мои сестры, отпросившиеся с работы и живущие далеко от нее.
 
   Запомнившееся событие этой поездки - была встреча с актрисой Людмилой
 Чурсиной в метро. Мы ехали на Казанский вокзал, она сидела напротив меня. Я в шуме и гуле поздоровалась с ней  и кивнула головой. Она тоже мне кивнула и улыбнулась своей удивительной улыбкой. Чурсина вышла где-то около площади 1905 года. Я подумала, что только я ее и узнала уже старенькую. Рядом с ней сидела молодая девушка, она на актрису  и  не взглянула.

   В день приезда  поспешили в парк Победы к памятнику солдата. В месте, где мы брали землю для могилы деда , осталась маленькая лунка. И теперь  мы бережно высыпали туда же героическую, славную ржевскую землю. Отсняли фотографии для альбома, установили в компьютере все снимки удачные и не очень.
    С родными и близкими пересмотрели фотографии, поясняя и вспоминая подробности поездки.
 
   Эта небольшая поездка встряхнула всю душу. Заставила глубже понять жертвы народа в этой ужасной войне. Ощущение такое; как- будто сами были на войне!

   Из памяти не выходят еще и  унылые картины запустения, даже рядом с Москвой! По сторонам дороги  незасеянные поля, уже сильно поросшие лесом и  разрушенные фермы. И народ, в переполненных дешевых вагонах, едущий на работу в столицу и обратно. А Казанский вокзал -это сплошная черная толпа, приезжих  на заработки безработных и прочего люда.
   Так живет народ-победитель! За державу обидно!!!


Рецензии
Благодаря интернету я нашел братские могилы двух своих дедов, погибших в ВОВ. Один похоронен под деревней Кувшиново Тверской области, другой, под деревней Папоротное Гомельской области. Бог дал, чтобы их могилы сохранились, как память о победителях. Спасибо за рассказ! У уважением, Талгат

Талгат Алимов   21.07.2018 08:56     Заявить о нарушении
Талгат! Вам повезло, а я не найду никак место захоронений своего деда по отцу и дяди- брата отца. Они пропали без вести.

Ирэна Данилова   21.07.2018 09:35   Заявить о нарушении
\Немцы считают свои потери до 800 тысяч человек\ С 1 января по 30 марта 1942 года группа армий «Центр» на всём фронте потеряла более 330 тысяч человек.
Потери советских войск в ржевской операции, согласно официальным данным, составили 776 889 человек.

Пётр Билык   24.08.2018 08:21   Заявить о нарушении
"Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боёв появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел. Лето, жара, безветрие, а впереди — вот такая «долина смерти». Она хорошо просматривается и простреливается немцами. Ни миновать, ни обойти её нет никакой возможности: по ней проложен телефонный кабель — он перебит, и его во что бы то ни стало надо быстро соединить. Ползёшь по трупам, а они навалены в три слоя, распухли, кишат червями, испускают тошнотворный сладковатый запах разложения человеческих тел. Этот смрад неподвижно висит над «долиной». Разрыв снаряда загоняет тебя под трупы, почва содрогается, трупы сваливаются на тебя, осыпая червями, в лицо бьёт фонтан тлетворной вони. Но вот пролетели осколки, ты вскакиваешь, отряхиваешься и снова — вперёд." вот что надо писать и писать, чтобы не орали: "Можем повторить!"

Пётр Билык   24.08.2018 08:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.