Из Записок путешественника

То, что Земля круглая, я узнал  во 2-м классе, на уроках  Природоведения. И  знания  эти недолго оставались  невостребованными.  Мы росли, раздвигая горизонты. Вселенная расширялась.
Первые путешествия по округе начались тогда же, в начальных классах, под чутким руководством нашей первой учительницы – Нины Гавриловны Чернявской. И это были не просто экскурсии на природу, не загородные прогулки « для моциону».
 Нина Гавриловна без дела нас никогда  не оставляла. Просто так  повертеть шеей  по сторонам времени не было. Мы собирали разные камешки, а также  пестики, тычинки,  цветочки и листочки. Потом на уроках труда   сшивали  альбомы, клеили коробочки  –  одним словом, « оформляли собранный материал». Нина Гавриловна многому нас научила. Её специализацией  была работа с иглой. Шили, штопали, даже на пяльцах вышивали. А однажды  принесли из дому по кусочку полотна и шили мешочки. Вещь, по тем временам самая нужная в домашнем хозяйстве. В мешочках хранили крупы, сахар, сушеные грибы, да многое что хранили в мешочках, вплоть до макарон, ведь пакетов из полиэтилена тогда, слава Богу, не было, да и разных там баночек, крышечек тоже. Зато на улицах по весне только листочки старые подбери и чистота  такая, что  всех дворников можно отправлять в долгосрочный отпуск.
                ***
Однако экскурсии экскурсиями,  а дальние  походы это дело другое. К некоторым   с зимы готовились.  Как, например,  к нашему первому походу с ночёвкой  -  к истокам реки Кинешемки. Учились ставить палатки, укладывать рюкзаки. Учились  тому, что и как можно будет  приготовить на костре, чтобы быстро накормить человек двадцать уставших и голодных людей.
 Но всё это будет  позже, в классах средних и старших, когда меня приняли в туристический клуб. Его в нашей школе  возглавляла  Альбина Васильевна Муравкина. Она же и в походы с нами ходила, и на экскурсии ездила - в Плёс, Суздаль, Палех,  в Иваново, наш областной центр. 
 А ближе к выпускным классам мы  посетили почти все Ивановские вузы -  чтобы присмотреться, определиться с выбором будущей профессии. Запомнилась поездка в Энергоинститут, где нам показали одну из первых отечественных ЭВМ – нескончаемый ряд  высоких гудящих шкафов. Называлась она вроде бы «Урал». И была она  ламповой. А как чудо современной  техники нам продемонстрировали вычислительную машину на транзисторах. Та поражала своими миниатюрными габаритами – всего-то куба   полтора или  чуть более. Однако   запомнилась та поездка,  скорее всего  фразой, которую  «выдал» в столовой института наш «записной математик» Рудик  М*. Потрясённый  чудесами  науки и техники, он видимо так  и не пришёл в себя, когда  попросил на раздаче: «Мне, пожалуйста, пюре, с картошкой, с гарнитурой и….. повидлой помажьте». Не знаю, надо ли говорить, что оговорка нашего  бедного Рудика  на долгие годы стала « крылатой фразой»? А уж в нашей школьной  столовой мы все с этим заказом отметились
•                * * *               
 Между тем, в 1971 году  во время поездки в Брест я сам попал в историю, о которой потом долго судачили в школе. Ехать тогда должны были старшеклассники, но вот пригласили и меня. А что? Парень я в то время был видный, пятнадцатый год  шёл. А в новом пальто, да с поднятым воротником!  Я с радостью согласился. Тем более, что  никогда прежде не был в Москве. А тут  почти целый день  в столице. И насмотрюсь, и накатаюсь. Вот и накатался….
Всё дело было в моём патриархальном воспитании, ну, и в отсутствии реального опыта по выживанию в Мегаполисе. Да,  и наша Альбина Васильевна постаралась  на инструктаже, перед самым прибытием  поезда в Москву:
-Умоляю Вас, ведите себя  прилично. Всё-таки не с пиратского брига сойдете. Помните об этикете и правилах хорошего тона.
А теперь  представьте себе одну из станций Кольцевой линии Московского Метрополитена примерно в половине девятого утра. Представили?  Подходит поезд, открываются двери вагона. Народ, естественно, устремляется к ним. Что же делаете Вы? Ну, без ложной скромности? Устремляетесь вместе с ним (с народом) в открытые двери?  Вспомните ли  Вы в тот момент о правилах хорошего тона?  Это я про женщин, детей и старших товарищей говорю? А вот я вспомнил…. И остался один  на перроне. Вся наша группа уехала в неизвестном мне направлении.
Странно, но никакой тревоги я  не испытал. Хотя, по идее должен был запаниковать, заметаться по перрону с испуганными криками:
-Ой! Ой! Караул! Уехали! Люди! Помогите!
 Всё-таки первый раз был в Москве, первый раз под землю спустился. Однако даже приступа клаустрофобии не было. Неужели железная воля,  стальные нервы  и умение оставаться хладнокровным в любой  ситуации были тому причиной? А может я просто не осознал масштаба случившегося и  не успел растеряться? Всё же я был склонен придерживаться первой мысли, которая, как известно, всегда самая правильная.
Однако надо было что-то делать. А что? Подойти к милиционеру и сдаться? Как-то не очень. Не хотелось выглядеть маленьким мальчиком, которого дядя Стёпа за ручку приведёт к своим. А  в том, что приведёт, я не сомневался ни минуты. Такова была в то время вера в нашу родную рабоче-крестьянскую власть и её представителей.
«Моя милиция меня бережёт!»
Оставалось одно – думать! И я стал думать… и действовать одновременно. Сначала попытался догнать группу. Проехал одну остановку в том  направлении, затем - другую. Результат нулевой. Ситуация осложнялась ещё тем, что я не знал куда поехали мои товарищи. Мальчики, хотя какие они мальчики – у многих уже усы выросли, собирались вроде бы «в одно место»: «Нам надо» - говорили они, а куда не уточняли. Девочки вроде бы голосовали за Третьяковскую галерею. Но где находится эта самая галерея, я не знал даже приблизительно. Мне было известно только время отправления нашего поезда: 15 часов по московскому времени. И всё. И тут меня осенило: «Место. Вот что останется неизменным. Место отправления поезда. И вся эта ситуация для  меня обернётся лишь тем, что время до отправления поезда я проведу на вокзале. Ну, тут уж сам виноват. Не раскрывай…. Так что не стоило  дальше прыгать со станции на станцию – надо ехать….  А куда, собственно, ехать? В Москве этих вокзалов…. Думай! Думай! Но, подождите. Брест он где? Правильно, в Белоруссии. А в Москве есть Белорусский вокзал!»
Это я знал точно. Осталось одно – добраться до Белорусского вокзала. И я смело направился к ближайшему милиционеру.
-Простите, а как мне попасть на Белорусский вокзал?
Оказалось, что это совсем рядом, на кольцевой линии. Садись в любом направлении и  обязательно доберёшься. Я  сел и поехал, как потом выяснилось, в противоположном направлении. Пришлось прокатиться по всей кольцевой линии. Но, надо, же было когда-нибудь начинать знакомство со столицей. Вот я и начал с главного – станций кольцевой подземной  дороги.
Ну, а далее всё было как в кино. Я спокойно поднимался по самодвижущейся лестнице на станцию «Белорусский вокзал», обдумывая, чем буду занимать себя эти пять часов ожидания, а навстречу мне спускалась наша Альбина Васильевна. Вот тут я немного растерялся, и от радости хотел бежать вниз по поднимающемуся эскалатору. Но набрался выдержки, поднялся вверх, затем спустился вниз  и догнал нашу дорогую руководительницу уже на перроне.
-Ты? Ты? Но как? Как ты здесь очутился? Как догадался?
Она готова была задушить меня от радости. Разве что слёз не было на её лице. Я спокойно рассказал ей всё, всю свою логическую цепочку, которая привела меня  сюда на вокзал.
Событие это имело несколько последствий. Во-первых, теперь  отправляясь на экскурсию в другой город,  мы подробно обговаривали  варианты нестандартных ситуаций и то, как надо себя вести  при этом. А тогда, в Москве, чтобы убить время до поезда, мы пошли с Альбиной Васильевной  в панорамный кинотеатр  «Мир», где, я с огромным удовольствием посмотрел фильм «Апачи».  Поверьте, зрелище того стоило.


Рецензии