Похвальное слово электричке

               
« Самолёт – хорошо, а…».  Нет, не олени: олени, собаки, верблюды, ишаки – это транспорт специфический, даже где-то экстремально – экзотический. Олени – чукчи, ханты,  Нансен, Седов – собаки; Остап Бендер, полковник Лоуренс – верблюды. Ходжа Насреддин ишаков и ослов уважал. Денежные люди предпочитают самолёт: им воздушные лайнеры по нраву.
   А среднестатический гражданин -  труженик охотно пользуется железнодорожным транспортом. Поезд не так скор, как самолёт, но на дальних расстояниях человек обживает своё место в вагоне, превращая его на время поездки в жилище, хотя и на колёсах, особенно, если путешествовать семейно, а цель путешествия приятная, вроде отпуска, и время за глотку не хватает.
   Но речь пойдёт о другом. Я имею в виду люмпен – поезд, электричку. Это тоже железнодорожная единица, но весьма своеобразная: этакая креатура, что бегает по рельсам только в России, хотя есть аналоги и в других странах: там они, очевидно, и задуманы для преодоления незначительных пространств.
   Итак, электричка, официально – электропоезд. Цены за проезд довольно демократичны, то есть, умеренны и всеобще доступны. Берёшь билет в пригородной кассе или даже не берёшь, если ты – человек рисковый и опытный. Садиться можно в любой вагон, занимать любое свободное место, если таковое в наличии. Сиденья в российских электричках в основном деревянные, лаки стоят спиной к спине, на три – четыре места каждая. Утром и вечером вагоны заполняют рыночные торговцы с кошелками, челноки с баулами, студенты и мелкие служащие с портфелями и кейсами, школьники с рюкзачками, студенты с ноутбуками, пенсионеры с незнакомыми нынешнему поколению авоськами, а также рабочие, военные и бомжи.
   Вот уж улеглась толкотня на входе, перебранки с перепалками за места утихли. Рассованы вещички – узлы, корзины, мешки, чемоданы, - под лавки и на багажные полки, прозвучало «Осторожно, двери закрываются!» - электричка дёрнулась и  пошла, пошла, родимая, набирая ход.
   Электропоезд описывать – время попусту терять да бумагу зря марать. Куда мне до Вени Ерофеева и Сергея Довлатова, или… ну, не стоит знатоков перечислять. Просто приятно вспомнить вагон, просторный сверху, без купейных перегородок и откидных полок, потому не ограниченный в дозволенном ему пространстве, ощутить особую атмосферу электрички, мгновенно замирающей у объявленной хрипастым динамиком платформы  и столь же быстро устремляющейся вперёд; дремлющих или болтающих, играющих в карты или выпивающих граждан, временно превратившихся в пассажиров; изредка появляющихся полицейских, частых хулиганов или контролёров, что, по сути, одно и то же… Двери, часто – часто повторяющие своё «вжик – вжик»…
   В электричке нет туалета, но что за беда! Я видел, как граждане пассажиры справляли по очереди нужду, пардон – обе нужды, - в пакеты, страхуя друг друга от нескромных взглядов милиционеров и контролёров, попутчики не в счёт. Пакеты потом запросто выбрасывались в пространство между вагонами, даже при этом страдали металлоконструкции.
   Иногда в вагоне отсутствуют одно – два стекла, но кто вас заставляет возле или напротив разбитого окна сидеть?  В конце концов, можно перейти в другой вагон!
   Порой двустворчатые двери закрываются не совсем плотно, и из тамбура тянет табачным дымом и тем самым…ну, с чем пакеты выбрасывают. Рекомендую пересесть, и так далее.
   От хулиганов прячутся в вагоне, где больше всего народу. Желательно занять место среди работяг, хотя – не исключено, - они находятся «под мухой», громко и часто нецензурно беседующих на производственные темы. Но они свои и в обиду вас не дадут.
   Цыганки иногда достают своими гаданиями и мелкими кражами. Умудрённые опытом гражданки прячут деньги в укромных местах. Мужики их куда-то посылают. Терпимо.
   Короче говоря, это – электричка. Электропоезд!
   Кстати, в моих краях они не ходят. Не те масштабы, другие расстояния.

 


Рецензии