Девяностые годы, или Болтовня о свободе

    
1.

        Дорогие читатели, а вы не задумывались над тем, какие слова в конце прошлого cтолетия были самыми популярными в средствах массовой информации? Какие понятия постоянно употреблялись журналистами и политиками в то время? Какие слова были у всех на устах? Думаю,  я не ошибусь, если из длинного списка выберу следующие слова: «перестройка», «демократия», «гласность», «свобода». Наверное, последнее слово, слово «свобода», было самым заезженным. Но в то же время оно казалось самым сладким и самым заманчивым.  Именно  о ней, о свободе, мне хотелось бы с вами поговорить.
   
     Сейчас я скажу вам страшную истину: слово «свобода» это не только самое сладкое и заманчивое, но и самое жестокое слово. Именно с этим словом на устах взбунтовавшие крестьяне шли громить дома помещиков. Именно во имя этого слова в революционной Франции работал кровавый нож гильотины. Именно во имя этого слова вешали людей на фонарях в России в годы гражданской войны….

      
2.

      У каждого человека свои ассоциации с тем или иным понятием. Возможно, я покажусь странным, но когда я слышу слово «свобода», я вспоминаю нож гильотины. Когда кто-то проповедует о свободе, я вспоминаю  разграбленные дворянские усадьбы. Мне скажут, что эти события были слишком  давно, что я их не видел и знаю о них лишь понаслышке.  Мне могут даже заметить, что я психически нездоров: дескать, при таком сладком слове как «свобода»  лишь больному человеку будут мерещиться окровавленные трупы. Не знаю. Возможно, я слишком впечатлителен. Но было бы неправильно говорить, что я не видел революции. Я застал революцию. Или точнее контрреволюцию. Именно так я зову Перестройку.

      Да, я помню ветер Перестройки. Помню тот тошнотворный запах перемен. Помню это слово «свобода»  – острое и блестящее как нож гильотины….

      Детская память очень цепкая. Мне было 6,5 лет, когда развалилось СССР. 19 августа 1991 во время ГКЧП у меня было день рождение, мне исполнилось 6 лет. Помню, как я порезал палец в этот день, и моя мать сказала, что это не к добру…

     Я не могу забыть Перестройку. Трудно забыть пустые прилавки. Трудно забыть полупустые театры (в 90-е мало кто ходил в театры). Трудно забыть бомжей и нищих в переходах (в 90-е годы их было особенно много).

     Трудно забыть насмешки и издевательства. А их было много. Помню, как дети состоятельных родителей смеялись над теми одноклассниками, у которых не было плеера или видеомагнитофона. Помню, как дети фирмачей ездили в Грецию и на Кипр, в то время как дети простых людей не могли выехать даже в Крым.  Скажете: зато была свобода…

         А была ли она?
 
 3.


        Благодаря политическим переменам, появились эротические журналы, книги по оккультизму, по каратэ, появилась возможность по телевизору посмотреть  бразильские сериалы, также стало возможно безнаказанно ругать советский строй, а заодно и всю Россию….Много чего интересного мы получили в 90-е годы, но получили ли мы свободу?

     Свободу получила кучка людей: предприниматели, фирмачи, попзвезды и, конечно, криминальные элементы….

      А как остальные?

     Как жило большинство?


4.

Жило по- разному.

В основном, люди выживали.

Некоторые не выдерживали и срывались: спивались, становились бомжами, травились, вешались….

Страшное время мы застали. Такое забывать нельзя.

5.

     Итоги 90-х годов печальны: с карты мира исчезла великая империя; огромный процент населения страны оказался за чертой бедности; появились беспризорники; «умерло» множество сел и деревень;  по стране прокатилась волна самоубийств.

    Мы все в ответственности за эти события…

6.

     Когда я вижу богатых людей, которые имеют приличные счета в банке, чьи дети учатся заграницей и живут комфортно и счастливо, мне хочется спросить этих нуворишей: а какой ценой вы купили это счастье и это благополучие? Чем вы занимались в 90-е годы? Что вы сделали и, главное, что вы не сделали, но должны были сделать?

    Неужели вы не понимали, что бездействие в некоторых случаях это тоже преступление?

7.


        Чехов говорил: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

        Золотые слова.

        Действительно, не безнравственно ли жить богато, когда люди вокруг живут бедно?

       Можно ли быть счастливым, когда люди вокруг несчастны?

      Мы все в ответственности друг за друга…Если ты не помог, не поддержал своего ближнего в трудную минуту, сделал вид, что не заметил чужой беды, то ты виноват….и  ты ответишь за это перед Всевышним. Или, что самое страшное, твои невинные дети и невинные внуки ответят за тебя. 

8.


      Когда шел передел собственности в стране, когда шла война в Чечне, я сидел за школьной партой…Свободы у меня и у моих сверстников, честно говоря, не было. Свобода 90-х годов прошла мимо нас….

      Да, мы могли купить себе жвачку, посмотреть диснеевские мультики, выпить кока-колы, поговорить о сексе (уже в 5-м классе мы знали про всё)…Но каждое утро к 8.00 мы шли в школу. После 6 уроков направлялись или домой или, несколько раз в неделю, в секции (лично я шел в музыкальную школу). И так с 8.00 до 13.00 шесть дней в неделю.

     Несмотря на то, что я учился в престижной школе, к нам, школьникам, учителя относились как к крепостным. И это не пустые слова. Не дай Бог было опоздать хотя бы на минуту. Не дай Бог было забыть тетрадь с домашним заданием: сразу получишь двойку в журнал.

      Живя в подобных условиях, я слово «свобода» не воспринимал, оно звучало для меня как издевательство.

9.

    Говорят, рабства в стране нет с 1861 года. А может быть, рабство есть, только изменило форму?

   Да, в 90-е годы  была кучка людей, которая жила более-менее независимо, непонятными путями зарабатывая большие деньги. Но большинство людей, как ходило на госпредприятия, получая за работу копейки, так и продолжало ходить.   

   Угар 90-х прошел, и люди стали многое понимать. Например, то, что свобода не подразумевает отсутствие дисциплины. Например, то, что при любом строе, при любой власти нужно учиться и работать. А работать всегда нелегко.

   Хотя сладкое слово «свобода» и было на устах у народа, всё же большинство людей так и не ощутило её вкуса.

   Свободы не было. Была болтовня о свободе.

февраль 2015


Рецензии
Так 90-е кончились-(1990-1999 год),начались 00-ые и 10-е-уже конец их-и что за эти 19 лет после 90-х изменилось?То же самое что было,то и есть-что вы описали!!!ТО ЖЕ ВРЕМЯ!!!

Сергей Новиков 3   26.03.2019 18:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.