Милостыня

     Забрав дочь из детского сада, я иду с ней встречать жену на остановку «Площадь  Победы». У бывшего одиннадцатого гастронома нам часто встречается бомж, просящий подаяние. Я даю ребенку десять-пятнадцать копеек, внутренне преодолевая страх перед грязью, запущенностью бомжа, его перегаром, глистами и тысячью зараз. Я надеюсь, что этим приучаю дочь к состраданию и милосердию. Хотя для нее бросить денежку  в коробку , скорее всего, -- забавная игра. И если  по тем или иным причинам мы проходим мимо бомжа, дочь моя капризничает, требуя привычного развлечения.
     Чуть дальше, у киосков «ДАС» , другой нищий. Именно нищий.Когда он только появился на своем месте , то был чисто вымыт, побрит и пах мылом. И хотя его  чистота скоро исчезла , у него , вероятно, есть дом и относится он к своему делу серьезно: в отличии от бомжа, то появляющегося, то пропадающего, он не пропускает ни одного « рабочего « дня.
    -- Расти большая! -- говорит он дочери. И мне.  –  Вы мимо меня не проходите.
     Я спрашиваю, сколько у него получается в день: двадцать? тридцать? сорок? Но он лукавит, уклончиво отвечая, что едва хватает на мазь и бинты: ему недавно ампутировали пол-ступни. Хотя, конечно, как тяжелый осадок- подлость на дне моего вопроса. Потому что я знаю, что мы можем тратить по пятьдесят рублей в день, и хочу удостовериться, не получается ли так, что « битый не битого везет».Но я знаю и другое: ежедневно подавая нищим, мы расходуем в месяц рублей шесть-семь, что , в сущности, малость и для нас и для них. Тем более что подаем мы только этим двоим: это « наши» нищие , а мимо других , сидящих ближе и дальше на нашем пути, мы проходим , не подавая. И дочь не капризничает и не требует игры в милосердие, зная, хотя ей никто этого не говорил, что другие- это « не наши « нищие и бомжи.
     Нищему я стал подавать, потому что он был чистым , бомжу же- потому , что рядом со своей коробкой он ставил дешевую иконку Богоматери. И хотя подавали мы одинаково и тому и другому, большую радость я испытывал, когда детская рука опускала деньги рядом с иконкой. Мне казалось , что кроме милосердия, это приучает ребенка к богопочитанию.
     Но вдруг иконка исчезла. Возмущению моему не было предела: проклятый бомж потерял или пропил единственное свое достояние и средство производства!
    --  Куда иконку девал?! --  грозно спросил я его.
      --Вот она, -- улыбнулся бомж, сунув руку во внутренний карман.
     -- А что же не ставишь?!  –  продолжал возмущаться я.
     -- Да грех это… --  озорные искорки появились  в глазах бомжа, и он добавил все так же мягко , но глядя  испытующе , -- наверное?
     Я содрогнулся от такого понимания греха. Игла холода пронзила меня от копчика до макушки и тут же теплая волна поднялась от низа живота к сердцу, заставив биться его как-то по-особенному- так , что слышал каждый его удар. Я с омерзением вспомнил многочисленные объявления: « Магия…Помощь в бизнесе…Возвращение возлюбленных…»
     А потом представилась обычная церковная служба. Девушки ставили толстые свечи. И просила одна в сердце своем: « Господи, помоги мне завтра сдать экзамен!» И просила вторая: « Господи, пусть у подруги моей вскочит ячмень, чтобы ОН , такой красивый, пошел  на дискотеку со мной , а не с ней!» И кто-то еще просил « Господи, пошли мне…»- я не расслышал , то ли кило анаши, то ли пуд золота. Все тонуло в нескончаемом гуле больнично-поликлинических стенаний: « Исцели!» От рака и запоя, от импотенции и инсульта, от язвы и ожирения.» Исцели !.. Исцели!.. Исцели!..»
     И не видели они , что обращаются не в тому , кто мчится по небу в золотой колеснице и мечет громы и молнии, а к Тому , Кто в терновом венце распят на кресте.
     Руку доченьки сжимал я в своей руке, понимая , что и я не для себя, то для нее попрошу у Бога и лишний рубль, и семейного  счастья , а случись что ( не приведи , Господи , конечно), то паду на колени и истрачу все  до гроша на « чудодейственные лекарства» и церковные свечи и пущусь во все тяжкие, бросаясь к бабушкам и экстрасенсам. Потому что нет во мне и толики той веры, что имеет в себе этот грязный, заразный бомж, свободный в своей нищете от всех обязательств. А значит , еще неизвестно, кто из нас истинно бомж, и кто у кого должен просить подаяние. И перед моими глазами встали огнем строки из 25 главы Евангелия от Матфея:
           « И поставит овец по правую Свою руку, а козлов --  по левую.
           Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца  Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира:
   Ибо алкал я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником , и вы приняли Меня;
   Был наг , и вы одели Меня ;был болен , и вы посетили Меня; был в темнице, и вы пришли ко Мне.
   Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда ?..
   Тогда скажет и тем , кто по левую сторону: идите от Меня , проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
   Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
   Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня;
   Тогда они скажут Ему в ответ : Господи, когда?..
   Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам, так как вы не сделали этого одному из сих
 меньших , то не  сделали и Мне.»
   Мчались битые «жигули» и шикарные «мерседесы». Входили люди в магазины, делали покупки, выходили. И сидел на асфальте Христос и просил копеечку.

                2000г.


Рецензии