Бестелесный вид искусства

        Почти во всех видах искусства  задействовано тело. В некоторых из них, например, в танце, самовыражение напрямую зависит от свободы тела. То же можно сказать и о музыке, о театре, о кино. В меньшей степени – о живописи и скульптуре. Такое явление как зажатость является большой проблемой и препятствием для самовыражения человека. Зажатость не дает человеку в полную силу  выразить  чувства, мешает передать мысли и идеи. В то же время зажатость не является признаком бесталанности.  Зажатому человеку тоже есть что сказать. Просто он не знает, как это сделать.
        Да, почти во всех видах искусства задействовано тело. В большей или меньшей степени. И почти во всех видах искусства качество самовыражения зависит от свободы тела. Но есть такая область, в которой самовыражение меньше всего зависит от тела. Эта область – литература.
        Конечно, плохое самочувствие и болезнь не могут не помешать литератору в работе. Человек всегда зависит от тела, от его состояния. Но все же литератор зависит от тела меньше, чем представитель другой профессии: например, танцор или музыкант.
       Музыкант и танцор должны постоянно держать себя в форме: делать зарядку, ограничивать себя в питье и еде, жертвовать свободным временем для поддержания формы и для совершенствования своих навыков. Вместо того, чтобы утром сладко спать, танцор делает зарядку, а музыкант играет гаммы и упражнения. Вместо того, чтобы почитать на ночь книжку или посмотреть фильм, танцор и музыкант ложатся спать, потому что завтра рано утром их, возможно, ждет репетиция, а для этого нужны силы. Вся жизнь таких людей подчинена дисциплине и порядку. Нужно поддерживать форму, необходимо чем-то жертвовать. Иначе ничего не добьешься, иначе отстанешь, иначе скатишься вниз.
       Артист (актер, танцор, музыкант) зависит от своего психического состояния, от настроения. Зависить от состояния своей психики это страшно.  Страшно, когда результат труда напрямую зависит от нервов и здоровья. Плохое самочувствие, излишнее  волнение могут если не перечеркнуть, то хотя бы испортить весь труд. Главное место, где артист представляет свою работу, свои достижения – это сцена. А законы сцены суровы. Никто не даст артисту второй попытки. Никто не даст возможности исправить ошибку. Сцена это чистовик, а не черновик.
       Солистами становятся единицы. И дело тут не столько в отсутствии таланта в большинстве людей, занимающихся искусством, а сколько в отсутствии у них здоровья. Только здоровые люди, люди с крепкой нервной системой и с сильной волей могут стать солистами. Люди талантливые, но недостаточно здоровые, обычно  уходят со сцены и находят себя в чем-то другом, например, в педагогике. Люди искусства, не ставшие солистами из-за особенностей своего психического склада, как правило, становятся известны благодаря именам своих талантливых учеников.
      Условия труда артиста всегда сложные. Артист это человек, который зависит.      Зависит от внешних обстоятельств (от времени репетиции и концерта). Зависит от обстоятельств внутренних (от настроения, от самочувствия). Условия работы артиста таковы, что артист должен быть готов всегда и готов ко  всему. В том числе и к тому, что никто не создаст ему комфортных условий для самовыражения.
           Настоящий артист – всегда воин. Воин, который умеет побеждать не только других, но и самого себя, свои страхи и сомнения.
       Настоящий артист должен уметь управлять своей психикой. Настоящий артист это человек, который умеет включать нужную эмоцию в нужный момент, причем при любых внешних обстоятельствах (жара, холод, большое пространство) и при любых внутренних обстоятельствах (усталость, апатия, болезнь).  Качество самовыражения артиста  зависит не только от свободы тела, но и от свободы духа, от здоровья психики, от наличия сильной воли и от умения приспосабливаться к обстоятельствам. При этом я не хочу сказать, что артист должен быть толстокожим. Скорее я  хочу заметить: артист обязан быть и тонким, и толстокожим одновременно.
      Настоящий артист должен  уметь самовыражаться в любом месте и в любое время. В любых условиях и при любом психофизическом состоянии. В этом и заключается весь кошмар деятельности артиста. И в этом весь его героизм.
      Условия работы артиста и литератора сильно отличаются. Во многих отношениях литератор более свободен, чем артист. Литератор может создавать себе комфортные условия для труда, может работать не тогда, когда надо, а тогда, когда хочется. Когда никто не стоит над душой. Самовыражаться не при всех, а в одиночестве. Творить не из-под палки, а по вдохновению. Не тогда, когда приказали, а когда Муза придет.
      Таким образом, я прихожу к мысли, что самым свободным видом искусства является литература.
      Если артист должен уметь управлять своей психикой при любых обстоятельствах, уметь обходить внешние препятствия (в том числе и побеждать себя, свои комплексы), то литератор не обязан это делать. Достаточно уметь писать, думать, чувствовать. Достаточно иметь талант.
       Те качества, которые составляют достоинства литератора (тонкость, богатое воображение, впечатлительность, обостренное чувство чести и прочее), не всегда являются положительными качествами для артиста. Человек излишне восприимчивый, излишне гордый и брезгливый (к пошлости и грубости) артистом может и не стать. Людям чересчур тонким и нервным, болезненным и впечатлительным сцена противопоказана. Людям сложным, людям с комплексами сцена, как правило, мстит. Я не могу представить Достоевского (человека сложного и нездорового) на огромной сцене, допустим, со скрипкой в руках. Думаю, на сцене у ничего не получилось бы в плане самовыражения. Но в своих романах, написанных в благоприятных условиях, писатель умел раскрыться полностью и заглядывал в такие глубины, которые многим бойким и здоровым артистам и не снились.
       Повторю свою мысль: литература это самый свободный вид искусства. Литератор не обязан держать себя в спортивной форме: вставать рано, бегать, ограничивать себя во всем.  Литератор вообще может месяцами не писать или писать лишь тогда, когда хочется. Литератор обладает свободой. Но не из-за этой ли свободы некоторые литераторы скатываются вниз, спиваются и деградируют?
       Литература, а точнее занятие литературой, несомненно, уникальное явление, ибо тело литератора задействовано в процессе самовыражения минимально. Литература, наверное, самый статичный вид искусства.  Самовыражение литератора не зависит от свободы тела в такой степени, как самовыражение артиста (музыканта или танцора). Если рука скрипача, держащая смычок должна быть свободной, то рука литератора, держащая ручку, может быть и зажатой: на качестве сочинения это не скажется. Мысли человека, занимающегося литературой,  могут оказаться  свободнее его  тела…
      В литературе известен такой интересный факт: писатель Островский написал роман «Как закалялась сталь», будучи прикованным к постели. Вот пример великой победы – победы здорового духа над нездоровым  телом.
      Пример писателя Островского позволяет сказать, что литература это практически бестелесный вид искусства.   

февраль 2015


Рецензии