Глава 8. Годы чудесные

А однажды, как-то между делом, за домашними играми, дворовыми забавами и шалостями, мы достигли того возраста, когда надо было идти в школу.
     Одно из первых воспоминаний о школе, лично моё, - школьная форма. Я в семь лет был таким маленьким, что этой самой формы,  кургузого пиджачонка и брюк мышиного цвета, на меня не нашлось. Все переживали – и я, и мои родители. Но строгие учителя, не смотря на строгую социалистическую дисциплину, проявили снисходительность и сделали исключение. Нет, не в этом смысле! Из школы меня не исключили, а просто разрешили ходить в чём-то более-менее похожем. Пока!
      На первом же уроке я получил своё первое прозвище. Учительница Лидия Борисовна спросила: «Ну!? Кто-нибудь знает какое-нибудь стихотворение?»
     Я поднял руку, прочёл стишок, который мы с мамой разучивали:
Я - мышонок Цап-Царап.
Залезаю прямо в шкаф,
А в шкафу печенье –
Просто объеденье!»…
…И тут же, конечно, меня стали дразнить Мышонком. Наверное я расстроился, потому что до сих пор помню.
      Через несколько дней меня ждало новое потрясение. Проявляя прекрасные способности к чтению и отличную память, я обратил своё детское внимание на некую загадочную надпись, красовавшуюся на стене школьного туалета. Смысла я, конечно же, не понял, но после уроков уже на улице, применил-таки свои познания, звонко прокричав прочитанное вослед каким-то девчонкам. За что мгновенно и хлёстко получил по губам, а также сердитую нотацию от проходившей мимо тётеньки. Могу представить и понять её чувства: выходит из школы такой шибздик, на которого школьная форма даже самого наименьшего размера и то велика, а ранец больше него самого, и выдаёт громогласно такую тираду, что уши в трубочку заворачиваются у прохожих во всей прилегающей местности. А я, между прочим, потом ещё у бабушки своей спросил – что сие означает. Она просила такого больше никогда не повторять и забыть по возможности, а на стенах туалета – вообще ничего не читать. Ну, хотя бы, вслух не произносить. С тех пор ненавижу матерную брань в общественных местах. Фразу же ту, к сожалению, помню до сих пор, но писать не буду, даже намёком, – противно!
     Ещё одно неизбывное воспоминание первых школьных лет – партийность. Уже в первом классе мы стали октябрятами. Приняли всех, надо было только изучить некие постулаты, начертанные на обложке тетради в косую линейку. Например: «Октябрята – смелые и дружные ребята! Октябрята – юные помощники пионеров…» И тому подобное. Нормальное явление времён построения коммунизма! Потом нас разделили на «звёздочки», назначили звеньевых и мы социалистически соревновались в учёбе и поведении. И на груди у каждого алела звёздочка с детским портретом вождя ВОСР*, не лысого, а ещё кудрявого. Вожатыми у нас были пионеры из более старших классов.
     В конце третьего класса, в мае, нас и самих уже принимали в пионеры. В пионеры хотели все, или почти все. Впрочем, нас особо и не спрашивали, пугали только иногда: «Смотри! Будешь плохо себя вести и получать двойки – в пионеры не примем!» Но, в итоге, приняли всех.
Это торжественное событие произошло в музее под названием: «Траурный поезд Ленина». Мы давали клятву где-то возле паровоза и вагона-катафалка. Среди траурных лент и гирлянд наши тонкие шеи стянули алыми галстуками.  Круто!  Вообще сейчас знает кто-нибудь о существовании такого музея?.. А меня в нём в пионеры принимали! Просто цепенею от гордости!
            «Как повяжешь галстук – береги его!
             Он ведь с нашим Знаменем цвета одного!»
   Помните? Пусть я и немного иронизирую, но, тем не менее, горжусь тем, что рос и воспитывался именно в то время. Скажете, что я и мои сверстники – забитое и закомплексованное поколение несостоявшегося военного коммунизма? А пусть даже и так! Да, мы ходили строем с песнями и речёвками под барабан. Да, мы рапортовали и брали социалистические обязательства, нас заслушивали за проступки и «ставили на вид». Но у нас были идеалы, пусть привнесённые и внушённые нам, но они были. Мы искренне верили в светлое будущее и  у нас были свои герои. Помимо киношных и сказочных, ими были и пионеры-герои, наши ровесники - прдшественники: Павлик Морозов, Гриша Акопян, Зина Портнова, Петя Клыпа, Марат Казей, Лёня Голиков, Володя Дубинин, Толя Шумов, и десятки других совсем юных ребят, занесённых в Книгу Почёта Пионерской организации. Они торжественно и строго смотрели на нас с портретов, висевших на стенах классов и рекреаций**, и служили примером. Вполне серьёзно и вполне реально они защищали страну от захватчиков, помогали бедным и ударно трудились во благо Родины. А ведь большинству из них и пятнадцати лет не исполнилось! Почёт, слава им и вечная память!
   Ну, а нас ждали современные происшествия и приключения. Не такие уж важные или опасные, зато вполне себе яркие и забавные. 

_____________
* ВОСР – Великая Октябрьская Социалистическая революция (1917 г.).

** Рекреация – на самом деле – комплекс оздоровительных мероприятий по восстановлению работоспособности организма, но именно так наши учителя называли помещения между классами, в которых мы резвились на переменах.


Рецензии