Опять о девяностых

1.

Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.

С. Есенин

       Сейчас модно ностальгировать по СССР. А ведь каких-то 20 лет назад модно было другое: ругать СССР и все, что с ним связано. Признаться, мои личные воспоминания о СССР самые теплые. Возможно, потому, что последние 6, 5 лет существования cоветской власти совпали с первыми 6,5 лет моего собственного существования. И скорее всего я ностальгирую не по СССР, а по моему раннему детству, проведенному в СССР…

       Когда мне говорят, что моя родина Республика Беларусь, я уточняю: моя родина – СССР. Да, я родился в Советском Союзе. Я родился в империи. И пусть я не сторонник коммунистического режима, я все же сторонник империи. Мне не жаль совка, но мне жаль  империи.

       В 1991 году, когда СССР перестало существовать, мне было 6 лет. Развал страны я посчитал ошибкою. В свои 6 лет я интуитивно осознавал то, что не каждый взрослый был в состоянии тогда понять.

      Да, я о многом не знал: не знал о ГУЛАГе, о диктатуре пролетариата, о психушках для инакомыслящих. Многое мне было неизвестно. Но я знал, что у моих родителей есть работа. Знал, что у них есть стабильная зарплата. Знал, что летом мы обязательно поедем на море.
    
      Да, при советской власти я три раза выезжал в Сочи. Но как только СССР развалилось, мои поездки на море на время прекратились. Демократия разлучила меня с морем на долгих 5 лет.  Я не мог выехать даже в Крым, а кто-то отдыхал в Греции и на Кипре. Как после этого я должен был относиться к развалу СССР?

 2.

      Поколение, рожденное в 90-х, как правило, 90-е помнит плохо. Поколение, рожденное после 90-х, об этом времени знает еще меньше.

      Да, поколения 90-х и нулевых не помнят того, что помним мы, люди, заставшие Перестройку. Наша задача: не забывать о 90-х и рассказывать последующим поколениям об этой страшном времени, преследуя, в общем, одну цель: не повторения ошибок и заблуждений людей, живших в ту пору.
 
       Время 90-х – печальное время. Торжество обмана. Торжество пошлости. 

      Если 70 лет советского правления можно назвать временем существования диктатуры пролетариата, то 90-е – диктатурой буржуазии. Диктатурой попсы, пошлости и безвкусицы.  Диктатурой мещанского вкуса.

      Наступило новая пора. С новыми законами: законами рынка.

      А что можно встретить на рынке?

      Все, что угодно: хамство, обман, грабеж. На рынке могут нахамить, обмануть, ограбить…Рынок есть рынок.

     Прошло время честных работяг. Наступила пора людей предприимчивых.

    Разные люди по-разному восприняли новую эпоху.

    Для кого-то в 90-е открылись новые  горизонты, а кто-то воспринял крах СССР как собственный конец…..

    Кто-то вовремя сориентировался, и дела его пошли в гору. 

    А кто-то растерялся, и для него наступила пора не жизни, а выживания.


3.

    Сейчас у большинства людей нет проблем с техникой. Почти у каждого есть компьютер, мобильный телефон, планшет.

    В 90-е годы было всё по-другому.

    Сотовые телефоны имели только новые русские.
 
    И далеко не у всех людей были компьютер и видеомагнитофон.

   На человека, не имевшего хорошей техники, как правило, смотрели как на отсталого.

   Я застал эту пору. Те, кому сейчас по 15-20 лет, о том периоде и о его особенностях знают лишь понаслышке.

 4.

       В 90-е годы стало модно хвалить Америку. Был культ Америки. Перед Америкой преклонялись, ее чуть ли не боготворили.

       Так и хочется вспомнить слова из Откровения:

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена богохульные.

 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него -- как у медведя, а пасть у него -- как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?»
      

        Многие мои товарищи по школе, влюбленные в Америку и в демократию, прилежно  учили английский язык, мечтая поскорее вырасти и уехать в США.  Cвою родину некоторые мои ровесники презирали и, не стесняясь, называли грязной лужей.

       Можно сказать, что мое поколение воспитывали как патриотов Америки…

5.

       Вопрос воспитания, на мой взгляд, один из главных вопросов государства, неважно какой политический строй в этом государстве.

      В 90-е годы взрослые люди, как правило, занимались зарабатыванием денег. Детей воспитывала улица. А также телевизор.

      Мое поколение было сильно развращено. К 5-му классу мы уже знали всё про всё. В основном, в области сексологии. Можно сказать, что господа демократы не только развалили великую державу, но и украли детство у целого поколения…

6.

       У человека должен быть идеал.

      Какой идеал может  предложить рынок?

      Идеал торгаша, который умеет зарабатывать. Неважно, каким путем. Можно и обманом, главное, чтоб зарабатывал много.

      Я, конечно, понимаю, что дворянство было идеализировано многими писателями, Дюма, в частности, я понимаю, что богатые феодалы пили соки из народа….поэтому я и не люблю богатых аристократов. Но образ бедного и честного дворянина  по-моему лучший идеал для молодого человека. Так же как образ воспитанной благородной барышни является лучшим идеалом для девушки….

      Коммунисты много говорили о высокомерии аристократов.

     Но высокомерие присуще не только аристократии. Оно присуще всем. Есть высокомерие аристократа, а есть высокомерие пролетария, есть высокомерие буржуа….Разве не так?

    Но дело здесь не в высокомерии, а в том, что у дворянина и буржуа совершенно разные ценности. Разные ценности и разные задачи.
         
    Задача дворянина – служение. А задача буржуа – накопление.

    Есть разница, не так ли?

7.

       Сейчас модно ностальгировать по СССР. А в 90-е годы советский период модно было критиковать. СССР не ругал только ленивый.

       Люди в 90-е годы умело и с жаром критиковали прошлое, но в то же время лишь единицы были способны  критиковать современность. Мои ровесники, подростки, о жизни судили довольно примитивно: всё, что было раньше – плохо; всё, что сегодня – хорошо. Соответственно, все новое, демократическое – хорошо, все старое, советское – плохо.

      Появилась новая философия. Философия рынка.
 
      Кто богат, тот и прав. Кто богат, тот и умен. Если ты беден, значит, не прав. Если ты беден, значит, глуп. Если ты умен, то почему беден? Повезло – значит, ты молодец. Не повезло – значит, ты дурак.

       Жизнь стала похожа на лотерею.

      Но больше жизнь стала похожа не на лотерею, а на лохотрон, где азартные игроки были заведомо обречены на неудачу.

      
2015


Рецензии