Победительница

      Эта история случилась много лет тому назад, когда я был совсем еще молодым человеком и верил тому, что говорят взрослые, верил в их искренность, мудрость и правоту. И, принимая слова взрослых за истину, слепо выполнял их просьбы.
Есть у меня друг Иван Пулянцев.  Дружим мы давно, со старших классов школы. Умница, эрудит и очень добрый человек. В молодости я преклонялся перед его способностями и, должен признаться, старался в чем-то на него походить. Прекрасный математик и физик, целеустремленный человек - он был для меня примером, как надо учиться и к чему стремиться. Информацию, которую он давал мне в процессе общения, я впитывал как губка, уже тогда понимая, что жизнь нужно познавать не только много читая, но и общаясь с различными людьми. Конечно я выбирал для общения и дружбы хороших, умных ребят, из интеллигентных семей. Меня интересовал их внутренний мир, их переживания и подходы к решению различных проблем. Общением с ними я компенсировал тот информационный дефицит о реальной современной жизни, который был у меня, т.к общаться в нашей семье по этим вопросам было не с кем. Отца не было, мама постоянно и много работала, почти не бывала дома, сестра маленькая. Откуда мне было получать информацию о том, какие случаются жизненные ситуации, как вести себя в них, чтобы  не натворить катастрофических ошибок?  Уже тогда, на уровне интуиции, я понимал, что только общение со сверстниками или более взрослыми людьми может мне помочь глубже познать реальную жизнь.
Иван был из интеллигентной семьи. Мама — главный акушер г.Свердловска, бабушка — очень добрая женщина, которую Иван с детства ласково звал «Баня». Тогда он не мог выговаривать «бабушка» и получилось «Баня». Он и в старшем возрасте  продолжал также звать бабушку, хотя давно научился правильно произносить слова. Имя это словно приклеилось к бабушке и когда он его произносил, оно звучало так нежно, тепло и очень необычно, что сразу же чувствовалась любовь Ивана к бабушке. Был у Ивана еще младший брат — Леонид, розовощекий пухлый мальчуган, на пять лет младше старшего брата. Капризный мальчишка, как и многие малыши. Отца я не видел никогда и Иван избегал разговоров на эту тему. А я не лез к нему с расспросами.
Рассказать я хочу историю матери Ивана. Звали ее Викторией Викторовной. Тогда мне казалось это забавным и красивым — Виктория, да еще и Викторовна. Сейчас же, прожив жизнь,  я думаю, что за именем и отчеством человека кроется его судьба и не только его, но и судьба близких ему людей. Почему родители решили назвать девочку Викторией — не знаю. Может быть потому, что хотели мальчика и придумали ему имя Виктор, а родилась девочка. Может быть потому, что считали, что одинаковое имя и отчество принесет девочке счастье, может быть еще по каким-то другим причинам. Но думаю, что имя Виктория было выбрано не случайно. Виктория в переводе с греческого — Победительница, Победительница во всем и всегда, а Победитель всегда прав, всем остальным остается смириться и согласиться с Победителем. В таком духе, видимо, родители девочку и воспитывали. С одной стороны - такое воспитание помогло девочке в достижении высокого результата в учебе, в постижении профессии, в достижении поставленных целей и Виктория росла целеустремленной. А с другой стороны — девочка не «слышала» и не хотела «слышать» мнение окружающих людей, и росла стопроцентной эгоисткой.  Поэтому подруг у нее не было ни в юности, ни в молодости, ни в зрелом возрасте.  Вела она достаточно замкнутый образ жизни, всю себя посвящая работе и семье. Сильная характером и властная женщина, Виктория Викторовна, прожив достаточно длинную жизнь, так и не смогла осознать почему ее титанические усилия в достижении поставленных целей, в  реализации собственного Я,  собственных принципов  так трагически повлияли на судьбы самых близких людей.
Неудачно сложилась судьба Виктории Викторовны. При том, что с точки зрения профессии, она конечно многого добилась — интересная работа, признание и уважение коллег, статусная должность. Но вот в семье были очень серьезные проблемы. О причине отсутствия отца у  Ивана я случайно узнал от моего друга Юзефа Матынюка, который жил в соседнем подъезде этого же дома. Он рассказал мне, что отец Ивана был журналистом, работал в одной из газет г.Свердловска,  и по неизвестным причинам повесился в подъезде возле собственной квартиры, которая находилась на последнем этаже пятиэтажного дома. Иван тогда учился в третьем классе. Возвращаясь днем после школы домой, он обнаружил отца висящим на веревке между пятым  и четвертым этажами. Я представляю какая это была трагедия для десятилетнего мальчика. Думаю, что Иван после этого события сильно изменился. В молодости я считал самоубийц психически нездоровыми людьми и думал, как невыносимо тяжело для близких людей жить с таким больным человеком. Став взрослее, я понял, что оказывается до самоубийства можно довести любого психически нормального человека, если создать ему невыносимую жизнь. Никаких фактов, говорящих что именно так случилось с отцом Ивана, у меня не было и нет. Однако, спустя десятилетия, в моем сознании события, связанные с этой семьей, сложились в одну страшную роковую цепь.
Мама воспитывала Ивана в абсолютной строгости, контролировала каждый его шаг, требовала ежедневного полного отчета в делах и поступках. Он хорошо учился и был на хорошем счету в школе. Когда мы стали с Иваном дружить, мама его отнеслась ко мне настороженно, т.к. до этого у сына не было друзей. Присмотревшись ко мне и поняв, что я наивный и скромный мальчик, не стала возражать против нашей дружбы. Я ощущал, как сильно она на сына давила. Иван может быть поэтому и был таким мягким человеком, что не мог противостоять своей матери. Но, соглашаясь с ней, в душе он все равно думал по другому. И это его мучило, т.к. он постоянно вынужден был поступать так, как хочет мать, против своей воли. Он не мог позволить себе быть самим собой, так как могли себе позволить многие его сверстники. Это наложило отпечаток на его отношения с друзьями и знакомыми. Он легко соглашался с ними, что-то обещал, но практически никогда не выполнял обещания. Сначала это было смешно, потом казалось странным и не воспринималось окружающими. Но я понял, что давить на Ивана не надо, он сам должен принять решение и тогда  свое обещание сдержит. Меня не смущало такое поведение друга. Я считал и считаю, что у каждого человека есть недостатки, а этот недостаток не казался мне уж очень серьезным. В целом Иван рос хорошим парнем, но жутко одиноким в душе. Никому он не мог доверить свои переживания, боялся, что над ним посмеются. Даже я не все знал. Но внутри Иван был цельным и самостоятельным парнем. В постоянной борьбе с матерью он выковал характер и до поры, до времени не показывал его.                Шло время, мы с Иваном закончили школу и поступили в Уральский политехнический институт на Радиотехнический факультет на одну специальность «Радиоэлектронные системы». И вот здесь произошло событие, которое разрушило семью Виктории Викторовны. Став студентом, Иван почувствовал некую свободу, что свойственно многим студентам. Он хотел жить и поступать самостоятельно. Однако мама его заранее определила жизнь сына — он должен с начала закончить институт, затем она подберет ему невесту и далее по ее сценарию. Иван конечно не мог с этим смириться. Конфликт становился все более острым. Виктория Викторовна обратилась ко мне за помощью, чтобы я повлиял на сына. Я, тогда не понимая внутренних причин конфликта, согласился ей помочь. И всячески увещевал друга не перечить матери. Естественно, что мы стали отдаляться друг от друга. Он уже не был со мной столь откровенным. Перед ним стояла задача побыстрее уйти из семьи и создать свою собственную. Мальчик вырос и хотел самостоятельности. А грубое давление матери только усиливало центробежные тенденции. По сути Иваном владело душевное одиночество, от которого он старался как можно быстрее освободиться.                Уже на первом курсе он забросил учебу, познакомился с девушкой из простой семьи, влюбился и решил жениться на ней. Естественно мама его была категорически против. Не такой судьбы хотела она сыну. Однако Иван восстал. Он ушел из дома и поселился у этой девушки (звали ее Любовь). Виктория Викторовна  несколько раз обращалась ко мне с просьбой, чтобы я расстроил их брак, но это было выше моих сил. В силу своей неопытности я ей сочувствовал.  Иван очень искренний и влюбчивый человек и мне казалось, что он совершает ошибку, идя из-за любви на такой острый конфликт с мамой. Но в то же время, я тогда еще не понимал, что есть такие ошибки, которые надо сделать только самому. На чужих ошибках не всегда можно научиться. Наши пути разошлись окончательно, я потерял друга на много лет.                Жизнь показала, что ошибся я, а не Иван. Иван бросил институт, хотя он был прирожденным  радиолюбителем, и женился на Любе. У них родились два замечательных сына, которых они прекрасно воспитали, дали образование. Вместе они живут в счастливом браке уже более тридцати лет.                Виктория Викторовна разорвала с сыном всяческие отношения, а Иван тоже  вычеркнул ее из своей жизни.  В результате этой ссоры они больше не виделись. Она не была у него на свадьбе, не видела внуков, а он не был на похоронах матери. С братом Леонидом, который полностью был на стороне матери, он тоже больше не виделся и не общался. Вот так Виктория Викторовна «победила» своего старшего сына. Не знаю, поняла ли она свою вину и осознала ли почему попала в такую ситуацию. Но итоги ее жизни оказались печальными — муж повесился, сын перестал общаться с ней, стал чужим человеком. Фактически умерла она в одиночестве. Ужасная история. Так имя и отчество когда-то данные девочке, сыграли роковую роль в ее судьбе.
В последствии, спустя много лет, я встретился с Иваном и попросил прощения за свои ошибки молодости в отношении его. Иван вроде бы простил меня, но наши отношения так и не стали такими же теплыми, как были прежде. Мы общаемся не часто, в основном на днях рождения, но Иван для меня самый дорогой гость. Он из моей юности, мой самый старинный друг. Нам есть о чем поговорить и что вспомнить.  Недавно позвонила Люба и сообщила, что Иван тяжело заболел и не встает с постели. Я съездил в церковь, помолился и поставил свечки за его здоровье. Господи, лишь бы это помогло и он поправился, ведь ему столько пришлось пережить, чтобы стать свободным и счастливым человеком. Он заслужил долгую и благополучную жизнь.
А меня до сих пор гложет чувство вины перед Иваном. Столько я ему принес огорчения. Конечно сейчас я стал другим - честнее, искреннее, мудрее, но слишком поздно.


                03.04.2015г.

               


Рецензии
Могу сказать только одно, думаю, что имя, данное родителями здесь совсем ни при чем.
" Человек получает только то, к чему стремился" Коран( сура 53, аят 38).
НУ и Юлий Цезарь сказал: " Каждый кузнец своей судьбы"

Мама, видно, получила то, что вполне заслуживала.

Мила Потапова   20.05.2015 11:37     Заявить о нарушении
Раньше, будучи моложе, я записывал и запоминал высказывания великих людей, казалось в них вечность заключена. Позже выяснилось, что их столько, что не хватит памяти, чтобы все запомнить. И я бросил это делать. А сейчас понимаю, что жизнь сложнее этих сгустков мудрости. Человек склонен к магии, вере в необъяснимое, в чудеса, к окультности. И надо сказать, что в жизни это иногда происходит. Бывает выйгрыш в лотерею, хотя стремлением это не назовешь. Есть мнение, что имя влияет на судьбу. Но это не доказано, хотя по этому вопросу написаны книги. Но согласен с Вами в главном, что в любом достижении, как правило, 90% труда. И своих детей воспитывал именно в таком духе. И, слава Богу, они выросли работящими ребятами и мне спокойно за их будущее.Эта история о трагедии сильной, властной и волевой женщины, разрушившей во имя принципов собственную жизнь и жизнь близких. Причем сделала это не из ненависти, а из любви... Я только с годами стал это понимать. А ведь был период, когда я эту женщину поодерживал и считал правой... Этот рассказ - первая проба на поприще прозы. Поэтому я не все видимо смог донести до читателя. Спасибо, Мила, за искренне мнение, которое вы высказали.

Андрей Андреевич Нестеров   21.05.2015 07:43   Заявить о нарушении
Вы что-то прочитали у меня, но ничего не написали, всё так безнадежно или я не смогла передать то, что хотела рассказать, хотелось бы услышать Ваше мнение.

Мила Потапова   21.05.2015 07:59   Заявить о нарушении
Я выскажусь позднее, Мила, когда еще что-то у Вас прочту. Надо подумать...

Андрей Андреевич Нестеров   21.05.2015 12:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.