Лучше бы ты бухал

Лучше бы ты бухал…
(реальный случай из жизни)

Любой дурак все знает про халяву –
Получишь лишь разбитые горшки.
Но я-то умный! Рассуждаю здраво!
Зачем мне знать, что знают дураки?

Живет у нас в области один мой хороший товарищ, зовут его Жека. Мы с ним в детстве крепко дружили. Такой себе простой деревенский рубаха-парень, добродушный, незатейливый, без лишних понтов и предрассудков. Видимся мы с ним в последние годы довольно редко, но когда-никогда созвонимся, спишемся, былое вспомним, а там и до встречи недалеко. Как-то, года полтора назад, увиделись мы с ним, разговорились, рассказал я Жеке о своем увлечении – кладоискательстве, показал некоторые находки, слегка приправил все это дело тонкими нотками приключенческой романтики и добил ссылкой на один из профильных интернет-форумов. На том и расстались.
Жека отзвонился уже на следующий день. Точнее: на утро. Еще точнее: на рассвете. Извинился за ранний звонок, сказал, что терпеть больше невмоготу, и что он срочно должен поделиться со мной одной крайне важной информацией. Я был заинтригован. Супруга, до этого мирно  спавшая рядом, встревожено уставилась на меня, но я жестом ее успокоил, мол: все нормально, ничего страшного не случилось, и она, потеряв интерес к раннему звонку, снова мирно засопела. С трудом оторвав голову от подушки, выполз из спальни на кухню и попросил Жеку рассказать подробнее, где именно случился пожар.
- Какой еще пожар? – не понял меня тот.
- Старик, - говорю, - Ты же мне посреди ночи звонишь. Значит, случилось что-то. Если не пожар, то, как минимум, метеорит тебе в огород упал. Рассказывай уже, не томи!
- А! Ну, да… - растерянно пробубнил Жека, но тут же спохватился и воодушевленно выпалил, - У моей соседки на огороде золото закопано! Ведро! Ведро золота!
В душу тут же прокралось предательское недоверие и как-то резко захотелось спать. Но судя по голосу собеседника, ему спать не хотелось вовсе, и я решил все-таки разузнать детали.
- Короче, там такое дело: до революции в ее доме бабка одна жила. Все в деревне говорили, что она богатая. А потом эту бабку раскулачивать пришли, а денег так и не нашли! Прикинь!
Повисла пауза. Я терпеливо ждал продолжения. Даже на всякий случай дунул в трубку, проверяя, не сорвался ли звонок. Но на этом «ценная» информация, видимо, была полностью исчерпана. Тут уж спать захотелось еще сильнее.
- А откуда такая уверенность, что деньги, все-таки, были? – непонятно для чего продолжал я расспросы, - И откуда знаешь, что именно на огороде это ведро золота закопано?
- Ну, а где еще, если не на огороде?! – возмутился Жека, словно других вариантов и в самом деле не могло быть, и, не дожидаясь моей ответной реакции, безапелляционно заявил, - Я, короче, жду тебя сегодня в гости с металлоискателем! Сходим к ней, выкопаем!
Мне потребовалось не меньше десяти минут, чтобы бессовестно отнять у воодушевленного человека единственную надежду легко и быстро разбогатеть. Я, как смог, объяснил, что вероятность существования этого клада очень мала, а уж о его уверенности в том, что золото закопано на огороде и вовсе речи вести не стал. А вот уснуть тем утром мне так и не удалось – совесть мучила. Будто конфетку у ребенка отобрал.
Следующий тревожный звонок от Жеки поступил через неделю. Я с определенной долей скептицизма слушал очередную историю об одном его товарище (служили вместе), которого зовут Валера. Есть у этого Валеры дом за городом. В доме этом прожили свою нелегкую жизнь его родные бабушка с дедушкой, ныне уж покойные. И рассказывала как-то еще живая бабушка своему маленькому внучку Валерию, что где-то в их дворе, или в доме, или даже в погребе, спрятаны несметные сокровища. Никто точно не мог сказать, где именно их следует искать, но в том, что сокровища есть, и что они обязательно несметные, у бабушки сомнений не было! А потому, пожелала старушка Валерию быть умненьким и находчивым, и ушла вслед за дедушкой в мир иной с чистой совестью.
На мои резонные расспросы, откуда бабушка получила столь ценные сведения, Жека отвечал невнятным мычанием и тактично переводил стрелки на единственного живого носителя Сакральных Знаний – на Валеру! По словам Жеки, этот, безусловно, ценный человек великодушно соглашался разделить таинственное наследство с тем, кто поможет ему его найти.
Не знаю, что именно меня заставило решиться на эту поездку: тот ли страх в очередной раз расстроить хорошего человека, жаждущего романтики и приключений, то ли неполнота полученной информации, а следовательно – возможность ее получения при встрече с Валерой, а может и то, что моя вторая половинка, узнав душещипательную историю, сказала:
- А что? Вдруг и вправду чего-нибудь найдем? Что мы теряем?
А, собственно, ничего мы не теряли. Оказалось, что Валера готов нам даже стоимость бензина компенсировать, лишь бы заветный кладоискатель – ваш покорный слуга – подсказал ему, где его деньги спрятаны. На том и порешили. Встретились с парнями в городе и рванули через окружную дорогу к заветному дому.
Валера оказался крупным, молчаливым, я бы даже сказал угрюмым парнем с очень коротко стрижеными волосами, и пудовыми кулаками. Он практически всю дорогу молчал и громко сопел, лишь изредка мычал, утвердительно кивая головой на мои расспросы о его таинственной истории. Диалог строился примерно так:
- Так откуда у твоей бабушки была такая уверенность?
- Ну, так… - пожимал плечами Валера.
- А она сама их спрятала или ей тоже кто-то рассказал?
- Ага, - кивал тот в ответ и ехал дальше молча, уставившись в одну точку на дорогу, нервно покачиваясь взад-вперед и громко посапывая носом. Валера был довольно тяжелым и от того, что он покачивался, кузов седана слегка раскачивало в такт этим движениям. Супруга с Жекой сидели сзади притихшие, что, несомненно, привносило в и без того гнетущую атмосферу дополнительный изюм.
Так ничего толком и не выведав, я решил, что Валера, видимо, просто не хочет раскрывать перед нами всех карт, поэтому больше не стал его ни о чем расспрашивать и перевел, от греха подальше, нашу одностороннюю беседу в абсолютно отвлеченное русло. Это я уже потом понял, что Валера мало говорил не потому, что ему нечего было сказать, а потому, что просто фразы формулировать не мог. Но это уже частности. Рассказ-то, в общем, не об этом.
Когда мы подъехали к заветному дому, Валера первым выскочил из машины и  вприпрыжку поспешил к калитке. Он махом распахнув ее и скрылся в глубине двора. Я неспешно достал из багажника рюкзак, расчехлил прибор и принялся отстраиваться от помех. Жека заинтересованно следил за каждым моим движением, супруга скучала рядом. Через минуту в проеме калитки показалось лицо Валеры, который кивком головы пригласил нас войти. Мы вошли, и хозяин вопросительно уставился на меня. По спине пробежался легкий холодок.
- Где искать будем, - улыбаясь, чтобы не разозлить, осторожно спросил я.
- А где ищут? – вопросом на вопрос ответил мне Валера.
- Да где угодно. Я-то надеялся, что ты хотя бы приблизительно подскажешь, где может быть…
- В погребе! – не раздумывая, перебил меня он.
- В погребе, так в погребе. Только вот металлоискатель нам с тобой в этом погребе вряд ли поможет. Слишком много там будет помех.
Но Валеру это вообще не смутило. Мало того, он меня даже не слушал. Валера уже открывал погреб. А когда спустился вниз, жена тихонько взяла меня под руку и прошептала на ухо:
- Серый, какой-то он стремный, тебе не кажется?
В ответ я только улыбнулся, и скорчил максимально беззаботную рожу. Мне очень не хотелось, чтобы она волновалась, но в душе я был полностью солидарен – стремный.
Спустившись вместе с Жекой в погреб, мы обнаружили отштукатуренные бетонным раствором стены и такой же бетонный пол. Отделка была явно не столетней давности, и я уже хотел было предложить поискать где-нибудь в другом месте, но решительный Валера настоятельно попросил «поискать золото в стенах и в полу». Я стал методично водить катушкой вдоль стен. Иногда простреливала чернина, но, в общем, сигналов практически не было. И вдруг прибор залился высокотональными переливами! В груди екнуло.
- Золото? – тут же, с каким-то напряжением в голосе поинтересовался Валера.
- Изумруды, - попытался пошутить я, но Валера шутку, видимо, не оцениил и изо всей силы ударил по бетонной стене невесть откуда появившейся кувадлой. Внезапно! Я, взвизгнув, подпрыгнул на месте и чуть не выронил из рук прибор. Жека, до сих пор стоявший позади нас, ринулся прочь из погреба и даже успел пробежать пару ступенек наверх, но остановился на полпути и испуганно уставился на целеустремленного сослуживца. Раздался следующий удар, с потолка посыпалась пыль. Когда Валера сделал очередной замах, я громко произнес несколько русских слов, которые ввиду воспитания, не могу здесь повторить, и, толкая Жеку дальше по проходу, ломанулся к выходу. Наверху нас ждала доведенная до отчаянья супруга. Она вздрагивала от каждого нового удара, доносящегося из подземелья. Немного придя в себя, мы с Жекой засмеялись. Но смех, скорее, был нервным, нежели искренним. Нужно было срочно что-то делать.
- Валера, - крикнул я сверху, - Ты сейчас на себя погреб обвалишь!
К моему колоссальному удивлению, грюканье сразу прекратилось. Я облегченно вздохнул и не без удовлетворения взглянул на супругу с Жекой. Они тоже облегченно вздохнули, но тут земля под ногами снова вздрогнула, и Валерин молот продолжил мерное громыхание.
Спустя две-три минуты напряженного ожидания, стук прекратился и низкий Валерин голос пробубнил:
- А ну, иди сюда, еще поищи.
Решив, что речь идет обо мне, я мысленно попрощался с любимой, едва не роняя скупую слезу, затем с грустью и отчаяньем посмотрел в глаза другу и сделал шаг навстречу судьбе. В погребе оказалось очень пыльно. Валера был похож на мукомола, отпахавшего три смены без отдыха. Я включил мобильник и осветил многострадальную стену, в которой теперь зияла чернотой внушительная дыра. Внутри нее было темно. Валера глубоко дышал и смотрел на меня, словно вопрошая: «Ну, и че дальше?»
Я, уловив мысленный посыл, предложил ему проверить что там внутри, и азартный кладоискатель, не задумываясь, сунул массивную руку в глубину проема. Послышался какой-то скрежет. Судя по звуку – металл.
- Ну, что там, - нетерпеливо спросил я.
Валера молчал. Затем высунул руку и быстро вышел из погреба. Я снова включил фонарик и просунул его в дыру. Судя по всему, стена была провалена насквозь. Где-то в глубине был виден ржавый лист железа. Я внимательно осматривал коричневый металл, прикидывая, что бы его наличие могло значить, но вдруг отчетливо услышал за ним какой-то шорох! От неожиданности и нервного напряжения я выдернул руку из отверстия и даже немного отступил назад. Шорох усиливался. Плюнув на условности, я пулей выскочил из погреба и только тогда понял, кто это шуршал. Оказалось, пока я рассматривал дыру и думал-гадал, Валера уже сходил за лопатой и стал копать снаружи, пробивая туннель к заветной цели!
Я достаточно давно занимаюсь металлопоиском и копать приходилось довольно часто. Но так, как копал собственный погреб Валера, на моей практике не копал еще никто! Струи пота градом катились по его бордовому лицу, он хрипел и кряхтел, слюна брызгала изо рта, а выкапываемая земля разлеталась в радиусе десятка метров. Валера искал клад!
Через пять минут лист ржавого железа был выкопан и отброшен в сторону. Золота, почему-то, не было. Мне стало неудобно за то, что дал Валере неверный совет, но ему, судя по настрою, было все равно. Он отбросил в сторону лопату и, борясь со сбившимся дыханием, спросил:
- Где еще искать?
Я опешил! В дом его впускать сейчас точно нельзя было. Очень захотелось посоветовать поискать на огороде, но представив, как Валера перекапывает десять соток земли, превращая плодородную почву в лунную поверхность, сжалился над ним и сказал:
- Вообще-то на чердаках много чего интересного находят…
Я еще не успел закончить фразу, а Валера уже нес массивную лестницу. Он ловко вскарабкался по ней наверх, распахнул люк и, через мгновение, его красное лицо снова вопросительно смотрело на меня из проема, ожидая дальнейших распоряжений. И тут я с ужасом вспомнил, что по дороге сюда, опрометчиво обмолвился Валере, что клады иногда прятали в дымоходах. Видимо Валера тоже вспомнил, потому что, что есть мочи заорал:
- Жека, тащи кувалду.
- Валера, может не надо, - с искренней надеждой спросил я, но голос мой звучал уже как-то обреченно.
Мы уезжали от Валеры с какой-то грустью в душе. Он стоял около двора с кувалдой в руке. Его коротко стриженая голова была густо покрыта толстым слоем пыли, одежда перепачкана паутиной и сажей. Раскрасневшиеся глаза, казалось, полнились слезами. Он тяжело дышал и, возможно, не до конца понимал, что же, все таки в последние пару часов с ним происходило. Таким я его и запомнил.
Какое-то время мы ехали молча. Я не выдержал первым:
- Как-то нехорошо получилось с Валерой.
Моя вторая половинка осуждающе посмотрела на меня, тяжело вздохнула и, отвернувшись к окну, сказала:
- Лучше бы ты бухал, Серый.


Рецензии