Мужская профессия

МУЖСКАЯ ПРОФЕССИЯ.
(Из книги «О людях и для людей»)

Доменная печь отдыхала после выпуска.Она медленно и натружено дышала, постепенно отдавая своё тепло заботливо снующим вокруг неё горновым. А всего лишь какие-то полчаса назад она,неистово извергала огонь,освещала всё вокруг пространство литейного двора до самой крыши ярким пламенем горящего металла,заставляла людей быть осторожными и быть к ней предельно внимательными.И они,понимая это,были к ней предельно внимательны и аккуратны.
 От её жара рядом с ней просто некуда было деться,но горновые оставались в самом неистовом здешнем пекле,прямо около самого огня,так как этого требовала сложившаяся ситуация на доменной печи.И огонь,всё-таки,подчинился им.И вот теперь,прикрыв ладонью лицо,старший горновой доменной печи №1 Юрий Алексеевич Лысенко пристально смотрел сквозь огнеупорное защитное прозрачное стекло забрала на то,как стремительный поток огня теперь мчится по жёлобу,как он,подчиняясь указанному ему пути,бежит именно туда,куда его направляла воля горновых.И он видел,как расплавленный и только что родившийся жидкий металл,подобно огненному водопаду,неудержимо низвергался в чугуновозные ковши.
Эта плавка вновь взволновала Лысенко.Восемнадцать лет уже минуло,как он трудится в доменном цехе,и это срок немалый.И каждый раз,выпуская очередную плавку,он ощущает её мощь,воспринимает её как свою первую и неповторимую!Ибо каждая из них всегда не похожа на предыдущую.Такое же ощущение было у него и сегодня. Но вот теперь, после выпуска,печь казалась ему тихой и присмиревшей.Её загрузили новой порцией сырья и кокса и она вновь задышала.Сытая и довольная она опять ждала своего часа,чтобы вновь выплеснуть выплавленный ею металл из своего чрева.А пока она,ему казалось,как бы погружена в своё забытьё,но это впечатление,как знал он,  было совершенно обманчивым.Внутри неё уже зарождался металл,и Юрий знал,что в будке мастера газовщик Сергей Братчиков уже чутко вслушивается во всё происходящее внутри печи перемены,внимательно вглядывается в показания приборов – в разные датчики и приборы,реагируя и без промедления на малейшие не те показания и отклонения от заданного режима работы печи.
На литейном дворе между тем шла своим чередом обычная работа по подготовке печи к новому выпуску металла. Всех своих троих горновых,товарищей по работе,Лысенко хорошо и давно знает.Ребята дружные,умелые,они не подведут!И здесь на литейном дворе сегодня он самый старший,самый опытный и самый главный.У него шестой и самый высокий рабочий разряд,а это значит,что он в ответе за всех горновых,за всё то,что происходит здесь на литейном дворе.
Вот уже убраны остывшие и потерявшие свой ярко-красный цвет почерневшие остатки прошлого выпуска,те,что тёмно-красной коркой покрывали желоба.Это скрап.Но вот вновь желоба набиты глиной и покрыты песком.С высокими песчаными бортами-берегами желоба показались Лысенко сегодня особенно ровными и красивыми.«Надо же! – подумал он,– о красоте размечтался,вот где красоту нашёл?!». И ухмыльнулся над такой вот не ко времени своей возникшей мыслью.Вспомнилось ему вдруг,как однажды спросил у него какой-то корреспондент из какой-то газеты:«Что вам нравится в профессии металлурга?..». Ничего тогда не ответил ему Лысенко,только пожал плечами,а сам подумал:«Чудак!Что нравится? Как это скажешь словами? Это же надо почувствовать,пережить,ощутить,всем своим существом!Встал бы сам к горну и тогда бы всё понял!..»
И вот сегодня припомнились ему и эти вот такие несвоевременные мысли. Неожиданно для себя вдруг он улыбнулся:думал ли он сам в юности,что когда-нибудь он вдруг станет металлургом?Вряд ли,первый свой год на заводе он отработал в цехе КИП и А.Работа здесь,конечно, интересная,сложная – ремонт точных приборов – это ведь не шутка,их установка и обслуживание.Нравилось,чего скрывать!И вдруг,неожиданно для него самого,потянуло его в доменный цех?!
Конечно,деньги фактор немаловажный, зарплата тут значительно больше!Но здесь,в первую очередь,сыграло не это,а то ли рассказы,то ли гены отца,– горнового доменного цеха Алексея Михайловича Лысенко.Так что получается,это  действительно,теперь их фамильная профессия и семейная дорожка.
Но вот начинается людское снование вокруг печи,усиленная и уже хорошо заметная подготовка к новому выпуску.Проходит ещё немного времени и,кажется,на литейном дворе уже подготовительная работа к новому выпуску завершена.Хозяйским взглядом старший горновой Лысенко ещё раз окинул литейный двор,обошёл вокруг всю доменную печь.Горновые,тем временем,скинув свои войлочные куртки и свои обгоревшие в огне  шляпы,взмокшие и уставшие,пошли в свою комнатку-бытовку,что находится в конце литейного двора.Чтобы там чуть передохнуть,попить водицы или чайку,а кто-то из них и вышел на воздух – на лестничную площадку,которая,снаружи примыкает к литейному двору.Многие из них любят охладиться в свежести и прохладе нынешней тёплой и сухой осени.
Лысенко же,командуя крановщицей,завершил сам уборку мусора с железнодорожных путей. «Тонн сто сорок налили,– подумал он(ему ещё виделся металл в налитых и  только,что и увезённых тепловозом ковшах),– вот если бы все шесть плавок в сутки были такими же, это было бы восемьсот сорок тонн!То,что и нужно!Жаль,что только не всегда так вот,как сегодня,получается,– вздохнул он.– А как бы хотелось?!».
Ведь он,как и все в доменном цехе,знает чётко – будет чугун,будет и зарплата!И не только для одного доменного цеха,а и для всего завода.И это не только большая честь для каждого горнового, каждого доменщика, но и большая ответственность! Как там тогда спросил корреспондент:«Что главное в профессии металлурга?..». Конечно же – ответственность!И это Лысенко давно понял.
Профессия металлурга – мужская профессия.Здесь нужно не только не теряться и мужественным быть,но и уметь держать своё слово.И оно должно быть всегда твёрдым,мужским.И ещё, что главное в его профессии,здесь,на литейном дворе,что каждый должен отвечать друг за друга.Здесь нужно уметь не только поддержать товарища в нужный момент,подстраховать его, но и уметь смотреть друг за другом. Помогать и подсказывать во время,как поступить в той или иной ситуации!Ведь качество работы на печах зависит,прежде всего,от хорошо выполненной каждой операции,от работы каждого человека в бригаде.
Нелегко сейчас,конечно,работать в цехе.Это тебе не на ферромарганце работать, выплавлять который они давно привыкли,а на литейном!Здесь и выпуски чаще,да и остановки «не фунт изюму»! Попробуй-ка,«раскочегарь» печь после пяти суточной остановки, после такой, что  была совсем недавно, когда десять часов пришлось «доставать» первые две-три тонны металла!Но,ничего,справились!Работает печь сейчас ровно, как часы, после недавнего ремонта она вновь как новая стала, молодая. Работать ей ещё и работать!
И от этой мысли у Лысенко потеплело на душе.Интересно ему работать сегодня с такими людьми, как Сергей Косенков,Александр Лобанов,Владимир Мартынов,что трудятся вместе с ним рядом в бригаде.И вряд ли кто из них,как и он,сможет теперь сменить на другую свою профессию доменщика?!
Лысенко закончил работу,вновь осмотрел литейный двор:желоба,лётку, и удовлетворённо подумал: «Всё нормально!..». Приближалось время очередного выпуска металла.
А.Бочаров.
1996.


Рецензии