Журавлев Николай Павлович

Родился  7  мая  1916  года  в  городе  Кашира  Московской  области  (Россия).  Русский.  Окончил  школу  ФЗУ,  работал  слесарем-котельщиком  на  Каширской  ГРЭС.  Учился  в  Рязанском  аэроклубе. 
В  РККА  с  марта  1936  года. 
Окончил  Оренбургскую  школу  военных  летчиков-наблюдателей,  затем  школу  летчиков-истребителей. 
В  звании  лейтенанта  был  младшим  летчиком  в  4-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  1938  года  по  25  января  1939  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16. 
Имел  псевдоним  «Мануэль  Рольдан  дель  Монте».
Всего  в  Испании  произвел  3  боевых  вылета,  участвовал  в  4  воздушных  боях,  в  одном  из  которых  в  составе  группы  участвовал  в  уничтожении  сразу  6  истребителей.
Имел  две  аварии.  В  первой  3  августа  1938  года  повредил  при  посадке  самолет,  а  сам  не  пострадал. Зато  во  второй  раз,  5  августа  скапотировав  в  районе  Вендреля,  разбил  самолет  и  получил  тяжелое  ранение  (перелом  обеих  ног).  По  другим  данным  был  сбит  в  воздушном  бою  и  получил  травмы  при  прыжке  с  парашютом.

     «…В  1938  году  я  написал  в  «Известиях»  рассказ  летчика  республиканской  авиации  Мануэля  Рольдана.  Тогда  нельзя  было  сказать,  что  Рольдан  -  русский.  Чтобы  скрыть  это,  я  выпустил  из  рассказа  половину,  а  вторую  переделал.  Теперь  я  могу  восстановить  правду.
     Госпиталь  был  переполнен.  Рольдан  лежал  среди  испанских  офицеров  и  смертельно  скучал.  Может  быть,  поэтому  он  так  долго  и  откровенно  говорил  со  мной.  Да  и  брал  я  у  него  интервью  по  предложению  командования.
     Он  был  похож  на  тысячи  русских  людей,  с  лицами,  не  бросающимися  в  глаза,  «обыкновенный»,  на  которых  порой  только  одна  черта  выдает  внутреннюю  сущность  человека.  У  Рольдана  это  были  глаза,  синие  и  мечтательные.
     -  Ну,  что  же  тебе  рассказывать?  Всё?  Много  будет.  Я  буду  про  главное.  Значит,  так.  Мальчонкой  мечтал  стать  летчиком.  Учился  неровно,  но  как  вспомню,  что  с  плохими  показателями  не  возьмут  в  авиацию,  так  нажимаю.  Ну,  летал.  Благодарности  имею.  Отличником  был.  Недавно,  а  кажется  -  так  давно.  Вызвали  меня,  предложили:  «Хочешь  на  ответственное  задание?»  Я  говорю:  «В  Испанию?»  Смеется  начальство:  «Там  узнаешь».  -  «Конечно,  хочу».  -  «Но  помни:  никому  ни  слова,  даже  жене.  Всем  говори:  «На  Дальний  Восток».  Прихожу  домой,  говорю  жене:  «Посылают  на  Восток».  Она  сразу:  «В  Испанию!»  И  в  слезы.  Я  ей  говорю,  что  это  почетно,  доверие,  она  отвечает:  «Знаю,  да  уж  очень  далеко».  А  мы,  понимаешь,  ребенка  ждем,  первого,  женаты  недавно.  «Так  как  же?»  -  спрашиваю.  «Что  как  же?  Сам  уже  согласился!»  -  «А  если  бы  не  согласился?»  -  «Я  бы  с  тобой  развелась»… 
     …Сбили  меня  над  Эбро.  Нас  было  меньше,  чем  их.  Как  всегда.  Я  прикончил  своего  шестого,  гнался  за  ним  до  самой  земли,  видел,  как  он  упал  и  вспыхнул.  А  в  это  время  у  меня  нижний  пулемет  заело.  Высунулся  посмотреть  -  надо  мной  «фиат».  Про  все  забыл,  пошел  вверх.  Вдруг  рывок.  Мотор  оторвало,  как  ножом  срезала.  Надо  прыгать,  а  внизу  еще  два  «фиата».  Обязательно  подстрелят,  они  всегда  за  парашютистами  охотятся. 
     Пустил  машину  листом  и  решил  прыгать  на  пределе.  Все  оглядываюсь:  где  «фиаты»?  Наконец  один  из  наших  набросился  на  них.  По-моему,  до  земли  оставалось  метров  сто,  прыгать  уже  нельзя,  парашют  не  раскроется.  Но  я  все-таки  прыгнул.  Знаешь,  я  внизу  увидел  зеленые  листочки  на  кустах.  Честное  слово,  видел.  Так  мне  к  ним  захотелось…  Тут  началось  мое  счастье.  В  момент  прыжка  -  ветер.  Машина  в  одну  сторону,  я  -  в  другую.  А  то  бы  она  меня  раздавили.  Еще  полсекунды,  опять  счастье:  парашют  раскрылся  у  самой  земли,  ослабил  удар. Сознание  я  все-таки,  должно  быть,  потерял.  Потом  вижу:  лежу  я  на  земле,  зеленые  листочки  могу  рукой  достать. Начинаю  соображать.  Ведь  я  бы  разбиться  должен,  а  вот  лежу,  все  вижу,  все  слышу:  небо  вверху  синее-синее,  кузнечик  прыгнул,  листочки  зашелестели.  Может,  внутреннее  повреждение?  Плюнул  -  крови  нет. Почему  же  я  лежу?  Когда  приземляешься,  инстинктивно  вскакиваешь,  а  я  лежу.  Посмотрел  на  ноги.  Лежат  на  земле,  как  чужие,  как  брошенные.  Дернулся  -  сразу  острая  боль.  Значит,  ноги  сломал.  Потом  слышу  тонкий-тонкий  звук,  вроде  писка.  Прислушался  -  ничего,  перестал  прислушиваться  -  опять. Еле  понял,  что  это  я  сам  стонал.  А  потом  вдруг  все  забыл,  одна  только  мысль:  где  я?  Кружил,  кружил  над  фронтом,  а  куда  упал  -  к  фашистам  или  к  своим?  Где  Эбро?  Не  знаю.  Если  я  у  фашистов,  надо  стреляться.  И  ноги  все  равно  потерял,  зачем  жить?  А  тут  вижу:  бегут  ко  мне  какие-то  военные.  Вдруг  -  фашисты?  Одеты  ведь  одинаково.  Достал  револьвер,  -  слава  богу,  трудно  было  достать,  я  на  нем  лежал,  -  поднес  к  виску…  Прощай,  Катя,  расти  ребенка!..
    Говорят,  что  счастье  и  несчастье  всегда  серией  приходят.  Сзади  подбежал  кто-то,  я  его  не  видел,  вышиб  у  меня  ногой  револьвер,  успел.  Окружили  меня,  сердитые  такие,  кричат:  «Алемано?  Итальяно?»  Наши  это  были  и  решили,  что  я  -  фашист.  Я  подумал,  что  ответить,  и  говорю:  «Республикано.  Коммуниста».  Если  фашисты,  скорей  убьют.  А  они  кинулись  меня  целовать.  Я  опять  теряю  сознание,  они  меня  подняли,  ну,  как  ребенка,  понимаешь,  кричат:  «Русо,  русо!»  По  выговору,  наверно,  догадались.  И  вот  тут,  понимаешь,  не  совладал  я  с  собой,  заплакал…
     …Катя,  наверно,  не  знает.  Зачем  ей  будут  говорить?  А  я  не  писал.  С  Катей,  понимаешь,  какая  вещь  вышла.  Получаю  от  нее  письмо:  «…скоро  родится  ребенок,  как  назвать?  Если  будет  мальчик,  я  решила  назвать  твоим  именем,  а  если  девочка,  решай  сам».  Я  сдуру  письмо  товарищам  показал,  они  говорят»  «Надо,  чтобы  у  тебя  память  об  Испании  осталась.  Напиши,  чтобы  она  девочку  назвала  испанским  именем,  Кармен,  что  ли.  Красивое  имя».  Я  и  написал.  Получаю  ответ,  весь  слезами  закапанный.  Пишет:  «Родилась  девочка,  и,  как  ты  велел,  я  назвала  ее  Кармен,  но  теперь  я  знаю,  кто  у  тебя  в  Испании  завелся».  Ну  что  ты  с  женщиной  поделаешь!  А  я  ни  на  одну  испанку  и  не  глядел.
     Он  пошел  провожать  меня  на  костылях.  Тайком  от  него  я  обратился  к  врачу.  «Нет,  -  сказал  он,  -  летать  он  не  сможет».  -  «  А  вдруг?»  -  спросил  я.  Видимо,  голос  мой  дрогнул.  Врач  отвернулся  и  неопределенно  пожал  плечами.  Рольдану  я,  конечно,  ничего  не  сказал.  Не  знаю,  что  с  ним  стало  потом.
     А  вдруг?..»
     (Из  книги  О.  Г.  Савича  «Два  года  в  Испании»)   

После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  на  родину.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
По  состоянию  здоровья  ему  запретили  летать  на  истребителях,  и  он  стал  летать  на  самолете  У-2.
В  1940  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  1941  года. 
Добился  перевода  в  истребительную  авиацию,  заместителем  командира  эскадрильи  252-го  истребительного  авиационного  полка  сражался  на  Юго-Западном  фронте.
Произвел  73  боевых  вылета,  в  том  числе  11  штурмовок,  участвовал  в  3  воздушных  боях.      
17  декабря  1941  года  во  время  штурмовки  вражеских  войск  в  районе  Татариново  был  подбит  и  совершил  вынужденную  посадку  на  вражеской  территории.  За  ним  сел  на  истребителе  И-15  капитан  Лебедев,  подобрал  и,  на  нижней  плоскости  своего  самолета,  доставил  на  свой  аэродром  Тербуны.  Во  время  этого  25-минутного  полета  Журавлев  обморозил  ноги.  Снова  лечился  в  госпитале,  после  чего  был  отозван  с  фронта. 
В  1943  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  1943  года  был  слушателем  Военной  академии  командно-штурманского  состава  ВВС  Красной  Армии. 
Служил  начальником  воздушно-стрелковой  подготовки  летчиков-истребителей  Забайкальского  Военного  округа.
Окончил  курсы  высшей  лётной  подготовки  командиров  транспортных  самолетов  Ли-2,  после  чего  был  назначен  командиром  105-го  гвардейского  авиационного  полка  ГВФ.  Продолжал  воевать  до  конца  войны.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
15  июня  1946  года  в  звании  майора  (подполковника)  вышел  в  отставку. 
Летал  на  авиалайнерах  гражданского  воздушного  флота,  и  за  многолетнюю  безаварийную  работу  был  награжден  орденом  «Знак  Почета». 
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  12  апреля  1961  года.

Список  известных  воздушных  побед  Н.  П.  Журавлева:
01.08.1938       5/гр.       Фиат-32*              Эбро                в  составе  группы 
01.08.1938       1/гр.       Хе-51**                Эбро                в  составе  группы

Награжден  двумя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939,  12.02.1942),  орденом  «Знак  Почета»,  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечания:
*     По  данным  франкистов  был  сбит  один  Фиат-32  сержанта  Энрике  Мунаис  де  Бреа,  который  погиб.
**     Пилот  этого  Хе-51  капитан  Мариано  Куадро  остался  жив  и  в  дальнейшем,  в  годы  Великой  Отечественной  войны  командовал  франкистской  истребительной  группой  на  Восточном  фронте,  где  сбил  10  советских  самолетов.


Рецензии