Журавлев Николай Павлович
В РККА с марта 1936 года.
Окончил Оренбургскую школу военных летчиков-наблюдателей, затем школу летчиков-истребителей.
В звании лейтенанта был младшим летчиком в 4-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня 1938 года по 25 января 1939 года в качестве пилота истребителя И-16.
Имел псевдоним «Мануэль Рольдан дель Монте».
Всего в Испании произвел 3 боевых вылета, участвовал в 4 воздушных боях, в одном из которых в составе группы участвовал в уничтожении сразу 6 истребителей.
Имел две аварии. В первой 3 августа 1938 года повредил при посадке самолет, а сам не пострадал. Зато во второй раз, 5 августа скапотировав в районе Вендреля, разбил самолет и получил тяжелое ранение (перелом обеих ног). По другим данным был сбит в воздушном бою и получил травмы при прыжке с парашютом.
«…В 1938 году я написал в «Известиях» рассказ летчика республиканской авиации Мануэля Рольдана. Тогда нельзя было сказать, что Рольдан - русский. Чтобы скрыть это, я выпустил из рассказа половину, а вторую переделал. Теперь я могу восстановить правду.
Госпиталь был переполнен. Рольдан лежал среди испанских офицеров и смертельно скучал. Может быть, поэтому он так долго и откровенно говорил со мной. Да и брал я у него интервью по предложению командования.
Он был похож на тысячи русских людей, с лицами, не бросающимися в глаза, «обыкновенный», на которых порой только одна черта выдает внутреннюю сущность человека. У Рольдана это были глаза, синие и мечтательные.
- Ну, что же тебе рассказывать? Всё? Много будет. Я буду про главное. Значит, так. Мальчонкой мечтал стать летчиком. Учился неровно, но как вспомню, что с плохими показателями не возьмут в авиацию, так нажимаю. Ну, летал. Благодарности имею. Отличником был. Недавно, а кажется - так давно. Вызвали меня, предложили: «Хочешь на ответственное задание?» Я говорю: «В Испанию?» Смеется начальство: «Там узнаешь». - «Конечно, хочу». - «Но помни: никому ни слова, даже жене. Всем говори: «На Дальний Восток». Прихожу домой, говорю жене: «Посылают на Восток». Она сразу: «В Испанию!» И в слезы. Я ей говорю, что это почетно, доверие, она отвечает: «Знаю, да уж очень далеко». А мы, понимаешь, ребенка ждем, первого, женаты недавно. «Так как же?» - спрашиваю. «Что как же? Сам уже согласился!» - «А если бы не согласился?» - «Я бы с тобой развелась»…
…Сбили меня над Эбро. Нас было меньше, чем их. Как всегда. Я прикончил своего шестого, гнался за ним до самой земли, видел, как он упал и вспыхнул. А в это время у меня нижний пулемет заело. Высунулся посмотреть - надо мной «фиат». Про все забыл, пошел вверх. Вдруг рывок. Мотор оторвало, как ножом срезала. Надо прыгать, а внизу еще два «фиата». Обязательно подстрелят, они всегда за парашютистами охотятся.
Пустил машину листом и решил прыгать на пределе. Все оглядываюсь: где «фиаты»? Наконец один из наших набросился на них. По-моему, до земли оставалось метров сто, прыгать уже нельзя, парашют не раскроется. Но я все-таки прыгнул. Знаешь, я внизу увидел зеленые листочки на кустах. Честное слово, видел. Так мне к ним захотелось… Тут началось мое счастье. В момент прыжка - ветер. Машина в одну сторону, я - в другую. А то бы она меня раздавили. Еще полсекунды, опять счастье: парашют раскрылся у самой земли, ослабил удар. Сознание я все-таки, должно быть, потерял. Потом вижу: лежу я на земле, зеленые листочки могу рукой достать. Начинаю соображать. Ведь я бы разбиться должен, а вот лежу, все вижу, все слышу: небо вверху синее-синее, кузнечик прыгнул, листочки зашелестели. Может, внутреннее повреждение? Плюнул - крови нет. Почему же я лежу? Когда приземляешься, инстинктивно вскакиваешь, а я лежу. Посмотрел на ноги. Лежат на земле, как чужие, как брошенные. Дернулся - сразу острая боль. Значит, ноги сломал. Потом слышу тонкий-тонкий звук, вроде писка. Прислушался - ничего, перестал прислушиваться - опять. Еле понял, что это я сам стонал. А потом вдруг все забыл, одна только мысль: где я? Кружил, кружил над фронтом, а куда упал - к фашистам или к своим? Где Эбро? Не знаю. Если я у фашистов, надо стреляться. И ноги все равно потерял, зачем жить? А тут вижу: бегут ко мне какие-то военные. Вдруг - фашисты? Одеты ведь одинаково. Достал револьвер, - слава богу, трудно было достать, я на нем лежал, - поднес к виску… Прощай, Катя, расти ребенка!..
Говорят, что счастье и несчастье всегда серией приходят. Сзади подбежал кто-то, я его не видел, вышиб у меня ногой револьвер, успел. Окружили меня, сердитые такие, кричат: «Алемано? Итальяно?» Наши это были и решили, что я - фашист. Я подумал, что ответить, и говорю: «Республикано. Коммуниста». Если фашисты, скорей убьют. А они кинулись меня целовать. Я опять теряю сознание, они меня подняли, ну, как ребенка, понимаешь, кричат: «Русо, русо!» По выговору, наверно, догадались. И вот тут, понимаешь, не совладал я с собой, заплакал…
…Катя, наверно, не знает. Зачем ей будут говорить? А я не писал. С Катей, понимаешь, какая вещь вышла. Получаю от нее письмо: «…скоро родится ребенок, как назвать? Если будет мальчик, я решила назвать твоим именем, а если девочка, решай сам». Я сдуру письмо товарищам показал, они говорят» «Надо, чтобы у тебя память об Испании осталась. Напиши, чтобы она девочку назвала испанским именем, Кармен, что ли. Красивое имя». Я и написал. Получаю ответ, весь слезами закапанный. Пишет: «Родилась девочка, и, как ты велел, я назвала ее Кармен, но теперь я знаю, кто у тебя в Испании завелся». Ну что ты с женщиной поделаешь! А я ни на одну испанку и не глядел.
Он пошел провожать меня на костылях. Тайком от него я обратился к врачу. «Нет, - сказал он, - летать он не сможет». - « А вдруг?» - спросил я. Видимо, голос мой дрогнул. Врач отвернулся и неопределенно пожал плечами. Рольдану я, конечно, ничего не сказал. Не знаю, что с ним стало потом.
А вдруг?..»
(Из книги О. Г. Савича «Два года в Испании»)
После лечения в госпитале был отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
По состоянию здоровья ему запретили летать на истребителях, и он стал летать на самолете У-2.
В 1940 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
Добился перевода в истребительную авиацию, заместителем командира эскадрильи 252-го истребительного авиационного полка сражался на Юго-Западном фронте.
Произвел 73 боевых вылета, в том числе 11 штурмовок, участвовал в 3 воздушных боях.
17 декабря 1941 года во время штурмовки вражеских войск в районе Татариново был подбит и совершил вынужденную посадку на вражеской территории. За ним сел на истребителе И-15 капитан Лебедев, подобрал и, на нижней плоскости своего самолета, доставил на свой аэродром Тербуны. Во время этого 25-минутного полета Журавлев обморозил ноги. Снова лечился в госпитале, после чего был отозван с фронта.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С 1943 года был слушателем Военной академии командно-штурманского состава ВВС Красной Армии.
Служил начальником воздушно-стрелковой подготовки летчиков-истребителей Забайкальского Военного округа.
Окончил курсы высшей лётной подготовки командиров транспортных самолетов Ли-2, после чего был назначен командиром 105-го гвардейского авиационного полка ГВФ. Продолжал воевать до конца войны.
После окончания войны продолжал служить в Военно-воздушных силах.
15 июня 1946 года в звании майора (подполковника) вышел в отставку.
Летал на авиалайнерах гражданского воздушного флота, и за многолетнюю безаварийную работу был награжден орденом «Знак Почета».
Проживал в городе Киев (Украина).
Умер 12 апреля 1961 года.
Список известных воздушных побед Н. П. Журавлева:
01.08.1938 5/гр. Фиат-32* Эбро в составе группы
01.08.1938 1/гр. Хе-51** Эбро в составе группы
Награжден двумя орденами Красного Знамени (22.02.1939, 12.02.1942), орденом «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечания:
* По данным франкистов был сбит один Фиат-32 сержанта Энрике Мунаис де Бреа, который погиб.
** Пилот этого Хе-51 капитан Мариано Куадро остался жив и в дальнейшем, в годы Великой Отечественной войны командовал франкистской истребительной группой на Восточном фронте, где сбил 10 советских самолетов.
Свидетельство о публикации №215030400375