174. Мрачные люди и светлые времена

«Не бывает мрачных времён – бывают только мрачные люди», - обронил однажды герой  Ромэна Ролана Кола Брюньон. Не уверен, что с мнением  средневекового оптимиста согласятся все. «Всё мрачно так, хоть в землю лечь нам…», - писал  поэт  нашего поколения…
Обе цитаты вспомнились мне при чтении свежего, 174-го номера  израильского, на русском языке, журнала еврейской интеллигенции из СНГ. Большинство его  материалов  отражают тревогу авторов о причинах того беспримерного одичания человечества, которому свидетелями  мы все становимся.
Истоки этого выплеска небывалой дикости, проявившейся  уже в ХХ веке, взлелеяны предыдущим веком – ХIХ –м.  Скажем, Адольф Гитлер находил опору своим варварским, уничтожительным планам в идеях композитора Вагнера (рецепт коего по уничтожению евреев, как тараканов,  «развил до совершенства»),  и философа Ницше (учение которого – вульгарно упростил и исказил…) Продолжая плести свои  «Европейские кружева» (таково название нового романа Нины Воронель – его публикация продолжена в номере), писательница  рисует образы и того, и другого из названных, а также и русских эмигрантов тех давних времён: утончённого Герцена, его знаменитого друга Огарёва, неистового Бакунина... Читатель не останется равнодушен к спутникам их жизней – таким, как воспитательница детей Герцена Мальвида фон Мейзенбуг, писательница и выдающаяся «динамистка» из России Лу фон Саломе, – и других. Каким образом благородные освободительные идеи завели в наше время человечество в болото пресловутой «политкорректности», в которой погрязла старая Европа, не справляясь с постепенно удушающей её исламизацией? Понять трудно, но задуматься сто;ит. Любопытно, что во многом на том же историческом и жизненном материале одновременно написан  роман израильского же прозаика Эфраима Бауха «Ницше и нимфы».
Не столь давнее прошлое, территориально гораздо более близкое к «нашим палестинам», описано в повести Игоря Гельбаха «Разыскания Браунли». Автор поместил своего героя, британского офицера Иена Кэмерона (не путать с канадским писателем-фантастом Ианом Кэмероном Эсслемонтом!) в египетскую Александрию  кануна и начала второй мировой войны, где он служил в военной разведке. По службе и из общения с разными лицами ему приходится узнать о том, что англичане топят суда с еврейскими беженцами из Европы в подмандатную Палестину. Честный и благородный офицер негодует по этому поводу…  Чем это для него закончилось – читайте в журнале. Известно, какой беспардонной ревизии  подвергаются в наши дни  сравнительно недавние страницы истории Второй мировой, - вплоть до полного отрицания факта Холокоста. Читая повесть, понимаешь, что искажение и отрицание истины – в интересах не одного лишь исламского Ирана и других изгоев цивилизации, но и некоторых внешне респектабельных кругов в Европе.
Впечатляет короткий рассказ «Ночное дежурство» живущей в США Зои Мастер, именно мастерски (прошу извинить за каламбур),описывающей нахальное, бесцеремонное поведение обнаглевших «новых американцев» - сторонников агрессивного исламизма, не желающих считаться с  традициями и обычаями страны, давшей им приют и человеческие условия существования.  В возмущении  автора и цивилизованной части персонажей рассказа – ни капли расизма или некорректности, это закономерное негодование людей культуры в связи с общественно неприемлемым поведением её внтагонистов.
И  некоторые стихи в номере – тоже об этом: «Неизбежный вышивая полумесяц, / Свет усталых европейских фонарей/ Вслед за старым – новый минарет/ На дарёном застолбляет месте. //Мусульманская акула мечет/Крупную икру своих мечетей  /По  Европе, что в потере чести /Превзошла себя за прошлый век».(Инна Росс). Раздражение людей культуры в связи с натиском  дикости и примитива тех, кто  не желает  считаться с цивилизационными принципами и приличиями, всё более даёт знать о себе. Даже в поэзии!
Свой, особенный, негромкий, но раскованный голос звучит в цикле стихов Елизаветы Михайличенко «Осторожно, двери!» Вот начало её стихотворения «Иерусалимское»: «Устройство этого Города не поддаётся/ ни здравому смыслу, ни логике. ни сумасшествию, / ладони сомкнёшь – он сквозь пальцы свободно прольётся,/ камень погладишь – в камне окажется лезвие».
Любители театра  с особым интересом прочтут обстоятельную статью  Златы Зарецкой «Пропаганда или сотворчество?» -  о фестивале альтернативного театра в Акко и современном балете «Махоль шалем» в Иерусалиме. Публицист и социолог Ася Энтова  в статье «Религия мира» прослеживает историю развития в Израиле левацкого движения за мир ценой уступок террору, вылившегося в «соглашения Осло», имевшие столь тяжкие последствия для нашей  страны и её населения. Убедительно и темпераментно написана статья историка и публициста Владимира Идзинского «Могущество человека массы», показывающая оборотную сторону демократии: по её (основополагающему до сих пор) принципу: один человек – один голос,  судьбами стран, а в итоге и мира, правит толпа! Как известно, по Черчиллю демократия «наихудшая форма правления, за исключением всех остальных». В чём же изъяны этой власти, «наилучшей из скверных»?   Ссылаясь на исследования известных философов и социологов: Хосе Ортега-и-Гассета  и Арнольда Джозефа Тойнби, автор указывает, что в современных демократиях, при избирательном равенстве, «имеющие численное преимущество заурядные люди приобрели огромное влияние на все стороны жизни общества». Масса выбирает руководителей и власти по своему примитивному вкусу. Историк и публицист  предлагает «изменить и улучшить форму демократического устройства и усовершенствовать механизмы избирательной системы».
Остаётся хотя бы назвать не упомянутые выше материалы журнального номера: это философская статья Э. Бормашенко «Мир взбесившихся симметрий» (о взаимоотношениях добра и зла,  демократий и тираний. а также о симметричности и асимметричности в их оценках); эссе-интервью Леи Алон (Гринберг) об израильском, пишущем по-русски писателе Эли Люксембурге; глава из новой книги живущего в Лондоне публициста Ильи Зильберберга, посвящённая проекту социального переустройства общества, разработанному основателем антропософии Рудольфом Штайнером; отклик Михаила Юдсона «Вселенная детства»  на вышедшую недавно в Москве книжку Алана Александра Милна «Кристофер Робин и все-все-все» в переводах с английского М. Бородицкой, Н.Воронель,  Г.Кружкова, С.Маршака , Н. Слепакова. По традиции некоторые статьи номера комментирует в нём же «от редактора» главред журнала А.Воронель.  И под самый конец упомяну поражающую  трагическими жизненными фактами некрологическую статью Михаила Сидорова о скончавшемся недавно в Москве историке Якове Яковлевиче Этингере, который прошёл по полной программе, включая пытки и издевательства, ад гитлеровской и сталинской неволи. Можно ли сравнивать эти два тоталитарных режима?  Полагаем, Я.Я.Этингер ответил бы на этот вопрос с полным знанием дела. Мрачные люди – мрачные времена!¬ Но такие люди, как он – светлы. И в этом надежда на светлые  перемены во временах и человечестве.               
               


Рецензии
Интересный обзор израильского журнала на русском.
Скорей бы кончились мрачные времена и появился свет!
Спасибо, Феликс.

Галина Карбовская   28.03.2015 22:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.