174. Мрачные люди и светлые времена
Обе цитаты вспомнились мне при чтении свежего, 174-го номера израильского, на русском языке, журнала еврейской интеллигенции из СНГ. Большинство его материалов отражают тревогу авторов о причинах того беспримерного одичания человечества, которому свидетелями мы все становимся.
Истоки этого выплеска небывалой дикости, проявившейся уже в ХХ веке, взлелеяны предыдущим веком – ХIХ –м. Скажем, Адольф Гитлер находил опору своим варварским, уничтожительным планам в идеях композитора Вагнера (рецепт коего по уничтожению евреев, как тараканов, «развил до совершенства»), и философа Ницше (учение которого – вульгарно упростил и исказил…) Продолжая плести свои «Европейские кружева» (таково название нового романа Нины Воронель – его публикация продолжена в номере), писательница рисует образы и того, и другого из названных, а также и русских эмигрантов тех давних времён: утончённого Герцена, его знаменитого друга Огарёва, неистового Бакунина... Читатель не останется равнодушен к спутникам их жизней – таким, как воспитательница детей Герцена Мальвида фон Мейзенбуг, писательница и выдающаяся «динамистка» из России Лу фон Саломе, – и других. Каким образом благородные освободительные идеи завели в наше время человечество в болото пресловутой «политкорректности», в которой погрязла старая Европа, не справляясь с постепенно удушающей её исламизацией? Понять трудно, но задуматься сто;ит. Любопытно, что во многом на том же историческом и жизненном материале одновременно написан роман израильского же прозаика Эфраима Бауха «Ницше и нимфы».
Не столь давнее прошлое, территориально гораздо более близкое к «нашим палестинам», описано в повести Игоря Гельбаха «Разыскания Браунли». Автор поместил своего героя, британского офицера Иена Кэмерона (не путать с канадским писателем-фантастом Ианом Кэмероном Эсслемонтом!) в египетскую Александрию кануна и начала второй мировой войны, где он служил в военной разведке. По службе и из общения с разными лицами ему приходится узнать о том, что англичане топят суда с еврейскими беженцами из Европы в подмандатную Палестину. Честный и благородный офицер негодует по этому поводу… Чем это для него закончилось – читайте в журнале. Известно, какой беспардонной ревизии подвергаются в наши дни сравнительно недавние страницы истории Второй мировой, - вплоть до полного отрицания факта Холокоста. Читая повесть, понимаешь, что искажение и отрицание истины – в интересах не одного лишь исламского Ирана и других изгоев цивилизации, но и некоторых внешне респектабельных кругов в Европе.
Впечатляет короткий рассказ «Ночное дежурство» живущей в США Зои Мастер, именно мастерски (прошу извинить за каламбур),описывающей нахальное, бесцеремонное поведение обнаглевших «новых американцев» - сторонников агрессивного исламизма, не желающих считаться с традициями и обычаями страны, давшей им приют и человеческие условия существования. В возмущении автора и цивилизованной части персонажей рассказа – ни капли расизма или некорректности, это закономерное негодование людей культуры в связи с общественно неприемлемым поведением её внтагонистов.
И некоторые стихи в номере – тоже об этом: «Неизбежный вышивая полумесяц, / Свет усталых европейских фонарей/ Вслед за старым – новый минарет/ На дарёном застолбляет месте. //Мусульманская акула мечет/Крупную икру своих мечетей /По Европе, что в потере чести /Превзошла себя за прошлый век».(Инна Росс). Раздражение людей культуры в связи с натиском дикости и примитива тех, кто не желает считаться с цивилизационными принципами и приличиями, всё более даёт знать о себе. Даже в поэзии!
Свой, особенный, негромкий, но раскованный голос звучит в цикле стихов Елизаветы Михайличенко «Осторожно, двери!» Вот начало её стихотворения «Иерусалимское»: «Устройство этого Города не поддаётся/ ни здравому смыслу, ни логике. ни сумасшествию, / ладони сомкнёшь – он сквозь пальцы свободно прольётся,/ камень погладишь – в камне окажется лезвие».
Любители театра с особым интересом прочтут обстоятельную статью Златы Зарецкой «Пропаганда или сотворчество?» - о фестивале альтернативного театра в Акко и современном балете «Махоль шалем» в Иерусалиме. Публицист и социолог Ася Энтова в статье «Религия мира» прослеживает историю развития в Израиле левацкого движения за мир ценой уступок террору, вылившегося в «соглашения Осло», имевшие столь тяжкие последствия для нашей страны и её населения. Убедительно и темпераментно написана статья историка и публициста Владимира Идзинского «Могущество человека массы», показывающая оборотную сторону демократии: по её (основополагающему до сих пор) принципу: один человек – один голос, судьбами стран, а в итоге и мира, правит толпа! Как известно, по Черчиллю демократия «наихудшая форма правления, за исключением всех остальных». В чём же изъяны этой власти, «наилучшей из скверных»? Ссылаясь на исследования известных философов и социологов: Хосе Ортега-и-Гассета и Арнольда Джозефа Тойнби, автор указывает, что в современных демократиях, при избирательном равенстве, «имеющие численное преимущество заурядные люди приобрели огромное влияние на все стороны жизни общества». Масса выбирает руководителей и власти по своему примитивному вкусу. Историк и публицист предлагает «изменить и улучшить форму демократического устройства и усовершенствовать механизмы избирательной системы».
Остаётся хотя бы назвать не упомянутые выше материалы журнального номера: это философская статья Э. Бормашенко «Мир взбесившихся симметрий» (о взаимоотношениях добра и зла, демократий и тираний. а также о симметричности и асимметричности в их оценках); эссе-интервью Леи Алон (Гринберг) об израильском, пишущем по-русски писателе Эли Люксембурге; глава из новой книги живущего в Лондоне публициста Ильи Зильберберга, посвящённая проекту социального переустройства общества, разработанному основателем антропософии Рудольфом Штайнером; отклик Михаила Юдсона «Вселенная детства» на вышедшую недавно в Москве книжку Алана Александра Милна «Кристофер Робин и все-все-все» в переводах с английского М. Бородицкой, Н.Воронель, Г.Кружкова, С.Маршака , Н. Слепакова. По традиции некоторые статьи номера комментирует в нём же «от редактора» главред журнала А.Воронель. И под самый конец упомяну поражающую трагическими жизненными фактами некрологическую статью Михаила Сидорова о скончавшемся недавно в Москве историке Якове Яковлевиче Этингере, который прошёл по полной программе, включая пытки и издевательства, ад гитлеровской и сталинской неволи. Можно ли сравнивать эти два тоталитарных режима? Полагаем, Я.Я.Этингер ответил бы на этот вопрос с полным знанием дела. Мрачные люди – мрачные времена!¬ Но такие люди, как он – светлы. И в этом надежда на светлые перемены во временах и человечестве.
Свидетельство о публикации №215030400048
Скорей бы кончились мрачные времена и появился свет!
Спасибо, Феликс.
Галина Карбовская 28.03.2015 22:26 Заявить о нарушении