Мешок орехов

      Посаженные несколько лет назад саженцы грецкого ореха, солидно подросли и уже давали плоды.

   Ещё не много, но радовали глаз, который я на них положил с июня месяца.

           Я знал количество зёленых орехов на каждом дереве.

 С сентября месяца к ним было особое внимание, треснувшая зелёная оболочка, говорила о том, что орех созрел.
       Эти орехи срывались мной и тут же съедались.

      Единственным доказательством, что к этим орехам я приложил руки, это проявившийся чёрный цвет на пальцах и ладонях.

       К каким ни будь запасам, дело не доходило, всё съедалось ещё осенью.

          Год 1971 оказался обильным на урожай орехов в совхозном саду.

    Наши попытки проникнуть к ореховым деревьям в саду пресекались на месте сторожами.

        Ночные налёты не давали ощутимого результата, то что казалось днём близко и в изобилии, даже ночью при луне, были не достижимы.

          Весь урожай орехов находился на самых концах ветвей, и дотянуться туда, значит свалится вместе со сломанной  веткой вниз.

      Добыча от таких налётов, несколько десятков не дозревших орехов.

       С мая месяца базы для совхозных коров поставили за садом.

      Приезжая к отцу с обедом во время его дежурства, посматривал с интересом в сад.

       Черешня, первая созревала в саду и своим красным цветом манила к себе.

            Знакомство одно из лучших изобретений того времени

    После обеда зашли в сад, прошли к домику сторожа, пока отец со сторожем баландрасили о делах государственного масштаба, я чтобы не мозолить глаза, был отправлен к одному из  довольно раскидистых и высоких черешен.

         У меня было с полчаса времени, чтобы с удовольствием поесть созревшей черешни.

             Шло время собрали черешню, сливы, яблоки.

       В середине сентября приехал отец домой на мотоцикле, поужинал, деловито завернул в мешок бутылку самогона и сказал:
                - Едем в сад за орехами, я договорился со сторожем.

    Вот эта новость, очень порадовала меня, одно дело лезть без спроса.

         А здесь не надо шугаться от всякого куста и случайного хруста высохшего бурьяна.

         Объехали сад с восточной стороны, где росла посадка тутовника для выращивания шелкопряда.

       Проехали мимо базов и заехали в центральную аллею, с обеих сторон росли в ряд деревья.

                Вечерело.

           Сторож уже поджидал нас и показал отцу поставить мотоцикл между двух орехов, чтобы не маячить на аллее, которая тянулась со стороны канала к грейдеру.

           Свернули в левый ряд деревьев, заглушили мотоцикл.

      Сторож предупредил, что время в обрез, быстро трусим  дерево, собираем орехи и до свидания, я вас не видел.

          Отец дал мне команду:
                - Вперёд на дерево и трясти дерево так, что бы с него сыпались орехи, как  хороший град перед дождём.

               Сам достал мешок, развернул, вынул бутылку самогона и поставил на багажник коляски.

        Сторож из кармана достал стакан и яблоко, отец вынул бумажную пробку, налил в стакан самогона и предложил сторожу:
                - Давай, дерябни.

              Сторож в несколько глотков опрокинул в себя содержимое стакана, втянул через нос воздух и занюхал полусогнутый указательный палец, выдал:      
                - Хорошо пошла зараза.

         Затем отец налил себе, запечатал остаток самогона пробкой, бутылку вручил сторожу, осушил стакан, с удовольствием крякнул.

          Затем всё внимание перевели на меня:
                -  Ну ка!  Давай, тряхни по сильней.

          Я трусил ветви, орехи сыпались вниз, отец стал  собирать, сторож подгонял:

                - Время! Время! Поторопитесь!

            Отцу не понравилось, как я тряс ветки, сказал:
                - Слезай собирать, -а сам залез на дерево.

          Отец от усердия тряхнул так, что орехи посыпались на меня, сторожа и мотоцикл.

         От нескольких таких трясок земля покрылась орехами.

        Фуражка универсальная штука, я собирал орехи в фуражку и высыпал в коляску.
                Темнело.

       Сторож торопил. Потом не выдержал:
                - Павлович слезай! Собирайте орехи, а я щас.

       Сторож влез на соседнее дерево, трясти не стал, а несколько сильных ударов ногой по ветвям и орехи градом сыпались сверху, колотили меня, отца, мотоцикл.

             Собирали ещё минут десять, сторож слез и сказал:
                - Всё пора, скоро начальство подъедет.

          Орехи в коляску, закрыли брезентом и вперёд домой.

         Уже дома выгребал я орехи и ссыпал в мешок, орехов набралось ровно мешок.
                На следующий день орехи рассыпали под солнцем для полнейшей просушки и сортировки.

          Этих орехов хватило на этот год и ещё осталось на следующий.

             С этого года орехи хранились на чердаке и не переводились многие годы, подросли свои домашние деревья и пополняли наши запасы.

03 март 2015г.


Рецензии