Инсульт... Глава 4. Лечение на дому

Инсульт как он есть. Глава 4. Лечение на дому

"Я жив — снимите чёрные повязки!" ("Горизонт" В.Высоцкий)
               
- Я долго говорил с Артуром, - дома рассказал мне папа, - денег ему дал, чтобы он тебя выписал. Зачем нам обращаться к другому врачу? Он скажет какие лекарства тебе нужны. Вообще, перестань спорить с врачами. Ты же сама не знаешь, что делать.

В моей комнате висели соломенные гардины, которые опускались, когда солнце светило в мое окно – они защищали от палящих лучей солнца и в комнате становилось прохладнее. Теперь я попросила опустить гардины и задвинуть шторы, чтобы в комнате стало темно – так глазам легче. Я была уставшей и не соображала, что говорил папа – не уснула, а выключилась.

Пока я была лежачей больной – долгих пять месяцев, в моей комнате почти всегда был полумрак. Только во время еды, положив на мои глаза влажную салфетку, мама чуть поднимала гардины и отодвигала шторы.
- Как мне тебя кормить в темноте? – поясняла мама.

Артур пришел вечером того же дня. Написал список лекарств. Папа их купил. Я прочитала инструкции – лекарства были правильные.

Кроме светобоязни, у меня в глазах двоилось и еще моя близорукость. С таким зрением я умудрялась читать инструкции к лекарствам. Как я убедилась впоследствии: читать инструкции жизненно необходимо.

Мама нашла в соседнем здании медсестру, которая мне делала уколы и ставила капельницу. Папа бегал с бумажками по поликлиникам, ставил меня на учет – мне полагалась первая группа инвалидности: лежачая больная.

У меня сильно болела голова и в ней с трудом ворочались мысли.

Через день прилетел мой брат и к нам потянулись родственники – навестить больную и увидеть брата.
Признаюсь, мне было неприятно видеть родственников. Почему?
В их глазах я читала один вопрос: когда похороны?

Я разозлилась и вспомнила анекдот:
идет старый ростовщик по городу.
- Как здоровье Соломон Абрамович? – спрашивает прохожий.
- Не дождетесь.

Когда звонили родственники, им обязательно хотелось поговорить со мной. Удивительно насколько бестактными могут быть люди: они знали мое состояние, слышали с каким трудом я выговаривала каждое слово, но все равно долго говорили по телефону. Это очень утомляет – поверьте.
Хотя... может, поэтому моя речь постепенно выровнялась - нет худа без добра?

Всем звонившим я рассказывала этот анекдот.

Брат улетел к себе.

Единственный полезный совет Артура: нельзя соль, сахар, кофе и чай – они повышают давление.
Про соль и сахар я понимаю так: нельзя все продукты их содержащие, в том числе не солить обед, нельзя конфеты и печенье.

В больнице я ела лишь йогурт и два последних дня мама приносила мне овсянку.

За неделю пребывания в больнице я приняла достаточно лекарств и на пустой желудок пила таблетки. Дома после каждого приема пищи я чувствовала тяжесть в желудке. Овсянка помогла мне справиться с этой проблемой - через месяц работа желудка наладилась.

В нашей семье есть неписанный закон: больному необходим свежевыжатый сок. В данном случае предпочтительнее яблочный. Полезнее жевать фрукты, но лежачему больному жевать крайне трудно. Поэтому папа делал мне сок утром и вечером  350 мл + 350 мл = итого 700 мл в день.

За мной ухаживала мама. Парализованное тело будто каменное – я не могла самостоятельно поворачиваться – маме приходилось самой меня поворачивать, меняя белье. Хотя я не полная, но решила похудеть, чтобы маме было легче. Поэтому диета была жесткой.
Родители давали мне еду согласно придуманной мной диете.
Утром овсянка и сок.
Днем я ела овощной суп без мяса и пила кефир.
Вечером – гречка и сок.
Объем супа и гречки около 200 грамм. Хлеб не ела.
Это очень мало - я сильно похудела.
Ошибочно, подчеркиваю: ошибочно полагая, что раз постоянно лежу, то телу нужен минимум калорий.

От моей строгой диеты через месяц начались головокружения.
- Головокружения естественны для лежачего больного, - говорили мне все вокруг, - когда начнешь садиться, они пройдут.
Они ошибались, так же, как и я. Об этом дальше.

Артур был уверен, что пневмония обязательный спутник лежачего больного и давал странные советы, что-то там с воздушным шаром. Не хочу повторять вредные и глупые советы.

В слабом организме возможна пневмония и не обязательно при этом быть лежачим больным. Если организм получает достаточно витаминов, в таком организме пневмонии делать нечего. Родители меня буквально пичкали витаминами: 700 мл яблочного сока, ягоды и фрукты я ела круглые сутки даже ночью около 3-х часов после того, как мама одевала меня в сухое белье.

Скажете условия мои были тепличные?
Жара +38, все окна и двери открыты настежь, потому что дышать нечем. Больная сторона тела потеет чаще, чем здоровая, так что я постоянно была мокрой и на сквозняке. Хвала моей мамочке! Она меняла всю мою постель три раза в день.

Работа кишечника еще одна проблема. Артур мне дал сильное слабительное, но я его ни разу не выпила. Зачем мне дополнительная нагрузка на почки?

Случалось я пила по 6 таблеток в день, еще капельница или позже сироп. Так что осадка в почки мне хватало.

Персики, фрукты, ягоды, овощной суп - хорошие помощники для кишечника. Самый лучший из них персик.

Мне повезло: был сезон персиков - я ела малину, клубнику и два персика каждый день. Персики самый лучший фрукт для больного. Не важно какая у человека болезнь – персики полезны даже тем, кому оперировали желудок. Если нет свежих персиков, то персиковый компот – нужен сам фрукт, не сладкая водичка. Персик хорошо помогает работе кишечника – он тактично выводит газы.
Но вначале проблема была - свечи в помощь.

Кто-то заметит: лежачему больному трудно жевать. Да, это так, но персик очень нежный фрукт. У нас растет сорт персиков, который можно есть ложкой –разумеется спелый фрукт.

Насчет купания – купать меня неподъемную было невозможно. Мама в воде разводила водку и марлей, смоченной в этой воде, протирала меня каждый день.

Родители были ко мне очень внимательны, они скрывали от меня плохие вести. Так о смерти нашей родственницы я догадалась спустя полгода. Мамина старшая сестра глуховата и очень громко разговаривает. Когда тетя приходила, мама не оставляла ее в моей комнате надолго, быстро уводила в гостиную.

Мама догадывалась о немаловажных вещах, например, подмышки потеют больше, чем другие части тела. Больная часть тела практически постоянно была мокрой. Мама клала марлю мне подмышку и часто ее меняла. Кроме того, часто меняла положение больной руки, чтобы она «дышала». Кажется, это мелочи, но очень важные – иначе в том месте мог быть ожог.


Назначенный курс - 10 дней, я прошла и Артур снова появился у нас.
Мысль, которая пришла мне в голову, когда я его увидела:
"выбрось из кармана гвозди от гроба".
Откуда взялась эта мысль?
Ангел-хранитель подсказал? Подсознание чувствует беду?

Артур поговорил с папой и зачем-то сказал:
- мы что совсем совесть потеряли?
Достал из кармана пачку лекарства – Нейромидин:
- будешь пить по одной таблетке два раза в день: утром и вечером – курс 20 дней.
И быстро ушел, будто сбежал.
В пачке не было инструкции, лишь 40 таблеток.
- Подозрительно, - сказала я папе.
- Что это ты врачам не веришь? – спросил папа, - раз назначил, пей.

Родители не знали о ночном эпизоде в реанимации.

Папа два раза в день измерял мое давление: утром и вечером – оно было стабильным 125/82 или где-то так, и аккуратно записывал: день, время, давление, пульс.
Когда-то я так делала для папы после операции. Он продолжал традицию.

Я пила эти таблетки. Первые два дня вроде никакой реакции. Потом начались странные ощущения в мышцах – они дергались. В следующие дни вечерами у меня стало болеть сердце. Валерьянка и валидол не помогали. У папы были сердечные таблетки – Предуктал, эти вроде улучшали состояние.
Позже я узнала что Предуктал полезен при стенокардии.

Меня беспокоило то обстоятельство, что пью таблетки не зная их назначение. Пыталась папу уговорить сесть за компьютер. Папа боялся что-то испортить и наотрез отказался. Обратилась к родственнику, чтобы он в интернете выяснил что-нибудь. Родственник позвонил через два дня и радостно сообщил: лекарство хвалят – пей. Зачем, для чего?

Мне с каждым днем становилось хуже и хуже. Два раза говорила по телефону с Артуром.
- Нужно пить 20 дней, - упрямо твердил он.
- Но мне очень плохо после каждой таблетки.
- Я занят, у меня нет времени.
Это ответ врача, взявшего на себя ответственность?

Одна родственница настоятельно советовала обратиться в ту дорогую больницу и приводила пример своей знакомой, которую там лечили: та самостоятельно перемещалась по больнице в инвалидной коляске, покупала лекарства в их аптеке на первом этаже здания. Однако, я со своей больной головой понимала: парализованная я самостоятельно не смогу сесть в инвалидную коляску и мне, конечно, нужна сиделка.

Моя одноклассница Таня кардиолог с большим стажем работы на скорой помощи, в больнице и поликлинике, но я не могла до нее дозвониться. Позвонила другой однокласснице Нуне.

- Ты почему мне раньше не рассказала? – ужаснулась Нуне, - я найду Таню, она тебе позвонит.

Таня мне позвонила, я ей продиктовала название лекарства. Через некоторое время Таня мне перезвонила:
- В моем каталоге нет этого лекарства, может, оно новое. У меня нет интернета, узнаю через подругу и перезвоню.

Старый друг лучше...
Таня перезвонила и озабоченно спросила:
- какие у тебя ощущения? Возможен побочный эффект: здесь говорится, что у 6% пациентов возможна стенокардия. Прекрати принимать это лекарство. Лучше обратись к другому врачу. Зав отделения неврологии вашей больницы вылечил моего родственника.

Глава 5 -  http://www.proza.ru/2015/03/05/1149


Рецензии