Кузмин - как лань красуясь

“Я бы мог бесконечно писать о моих вкусах, особенно в мелочах... Я не люблю молочных блюд, анчоусов и теплого жаренного миндаля к шампанскому, я не люблю сладковатых  вин, я не люблю золота и бриллиантов, я не люблю “бездн и глубинности”, я не люблю Бетховена, Вагнера и особенно Шумана. Я не люблю Шиллера, Гейне, Ибсена и большинство новых немцев. Я не люблю Байрона. Я не люблю 60-е годы и передвижников. Я почти не люблю животных, я не люблю запах ландышей и гелиотропа, я не люблю синего и зеленого цвета, я не люблю хвойных полей и хвойных деревьев, я не люблю игру в шахматы, я не люблю сырых овощей. Правда, это очень интересно... Я люблю в искусстве вещи неизгладимо жизненные, или аристократически уединеные. Не люблю морализирующего дурного вкуса, растянутых и чисто лирических. Склоняюсь к французам и итальянцам. Люблю трезвость и откровенное нагромождение пышностей...”
                М. Кузмин

КУЗМИН (КУЗЬМИН) МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1872, Ярославль - 1936, Ленинград), поэт Серебряного века.

О Кузмине в Москве шли легенды. О каждом поэте идут легенды, и слагают их все та же зависть и злостность. Припев к слову Кузмин был «Жеманный, мазаный».
Жеманности не было: было природное изящество костяка (ведь и скелет  не равен скелету…)
Вот он закурил папиросу, и ореховое лицо его с малиновой змейкой улыбки - как сквозь голубую завесу…
Занеся голову на низкую спинку дивана и природно, как лань красуясь…
                М. Цветаева

Необычность одного из них меня поразила: цыганского типа, он был одет в ярко-красную косоворотку, на нем были черные бархатные брюки навыпуск и русские лакированные высокие сапоги. На руку был накинут черный суконный казакин, а на голове суконный картуз. Шел он легкой эластичной походкой. Я смотрел на него и все надеялся, что он затанцует. Моих надежд он не оправдал и ушел, не протанцевав.                Е. Михайлов

А что, кстати, Кузмин, как автор «Праздников Пресвятой Богородицы», читал ли он Шевченко, старого, донятого Орской и иными крепостями, - соловья, когда из полупомеркших глаз его вдруг полились такие безудержно нежные слезы – стихи о Пресвятой Деве? Нет, не читал. Если бы читал их, так пожалуй бы, сжег свои «празники».
                И. Анненский

Поэзия М.Кузмина – «салонная» поэзия по преимуществу, - не то чтобы она не была поэзией подлинной или прекрасной, на оборот, «салонность» дана ей, как некоторое добавление, делающее ее непохожей на других…
                Н.Гумилев

Кузмин изломан черезмерно,
Напыщен и отвратно прян.
Рокфорно, а не камамберно,
Жеманно-спецно обуян.
                1918, И. Северянин

Последний раз я видел Кузмина перед окончательным моим отъездом из Петербурга в 1924 г. После революции он как-то внезапно постарел и, когда-то красивый, стал страшен со своими ставшими еще громаднее глазами, сединой в редких волосах, морщинами и выпавшими зубами. Это был портрет Дориана Грея.
                М. Добужинский

Педерастические стихи Кузмина.
                А. Белый

Кузьмин всегда был гомосексуален в поэзии, но тут уж свыше всякой меры.
                Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

Поэзия Кузьмина - преждевременная старческая улыбка русской лирики.
                О. Мандельштам


Рецензии