16. Смерть Аарона

События, о которых шла речь в прошлой главе, случились в местечке Кадеш Барнеа, много южнее Мертвого моря. А направлялись евреи в местечко Шитим, из которого они должны были форсировать Иордан как раз напротив Йерихона. Проще всего в Шитим, естественно, было попасть по прямой. Однако дорогу колонне преграждала земля Эдома.

Моше снарядил посольство и велел идти к царю Эдома, просить разрешение пройти через его земли.

«Так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все невзгоды, которые постигли нас… Позволь нам пройти через страну твою! Не пойдем мы по полям и виноградникам, и не будем пить воду из колодцев. Главной дорогой пойдем, не свернем ни вправо, ни влево, пока не перейдем границы твоей» (Числа 20:17).

Моше делает царю выгодное коммерческое предложение. За все необходимое для людей и животных Моше обязуется хорошо заплатить золотом и серебром. И даже обещает, что на скот наденет намордники, чтобы невзначай какое животное не попортило посевов эдомитян.

Но не тут то было. Вскоре послы принесли ответ:

«Вы словно соринки в наших глазах. Если вы посмеете войти в наши земли, мы начнем против вас войну. Вы гордитесь своим наследием, своими способностями к молитве. Но и у нас есть свое наследие – меч, ибо Ицхак сказал нашему предку Эйсаву: "Ты будешь жить за счет меча"» (1).

Моше еще надеется уговорить строптивого царя и отправляет других послов. Но вместо ответа царь Эдома собирает огромное войско и становится на границе против евреев.

Делать нечего: прямой путь закрыт, придется двигаться в обход. Пробыв в Кадеше у Мей-Мерива (2) три месяца, евреи отправились в путь вокруг земель Эдома и остановились у горы Ор (3) в последний день месяца таммуз. А на рассвете в первый день месяца ав позвал Моше брата своего Аарона. Ему предстояла нелегкая миссия. Господь ночью сообщил ему, что настало время Аарону покинуть этот мир. А сообщить ему об этом должен Моше.

 – Аарон, брат мой! – позвал Моше спящего Аарона.

Аарон проснулся, и они сели вместе изучать свиток Торы, обсуждая, каким образом Первый Человек, сотворенный в Ган Эдене, мог дойти до греха и привести в мир смерть. «Вот и я, который властвовал над ангелами, – сказал Моше, – и ты, который во время мора смог остановить смерть, тоже смертны. Сколько еще лет нам осталось жить?». «Может быть, двадцать», – сказал Аарон. «Меньше», – поправил его Моше. И он продолжил уменьшать оставшийся срок, пока речь не дошла до уже начавшегося дня. «Может быть, ты имеешь в виду меня?» – спросил Аарон. «Да», – ответил Моше (мидраш Ялкут Шимони гл. Хукат).

Бог решил: Аарон не должен войти в землю Израиля, он умрет в пустыне. Это решение озвучено в двадцатой главе: «За  то, что вы не поверили Мне и не освятили Меня на глазах у сынов Израиля, не введете вы собрание это в страну, которую Я дал им!» (20:12).

Почему Бог наказал Моше, мы более менее разобрались, но за что пострадал Аарон? Он не бил посохом в скалу.

Мнение комментаторов, как обычно, разделились. Аарон должен был остановить неправильные действия Моше по извлечению воды. Но он промолчал. А молчание – знак согласия. Аарон промолчал, потому что полностью разделял взгляды Моше и согласен был с его действиями.

А вот, например, Абарбанель (4) считал, что Аарон наказан за то, что пошел на поводу у толпы и согласился изготовить Золотого Тельца. Заметим попутно, по Абарбанелю и Моше наказан не за историю со скалой, а за самовольное решение направить разведчиков в землю Обетованную, вследствие чего все евреи старше двадцати лет были лишены права войти в Святую землю и должны были погибнуть в пустыне.

Но, так или иначе, 1 ава 2487 года от сотворения мира у горы Ор настало время, по велению Бога, Аарону умереть, о чем и пришел сообщить ему Моше рано утром.

– Возьми Аарона и его сына Элазара, – повелел Бог Моше, – и взойди с ними на гору Ор. Сними с Аарона его одежды и облачи в них его сына Элазара. И Аарон умрет там.

Вот это повеление Моше и передал Аарону. А от себя добавил:

– Ты готов принять смерть?
– Да, – смиренно ответил ошеломленный Аарон.
– Ну, так пойдем на гору!

Аарон в одеждах священника, его сын Элазар и Моше на глазах всей общины Израиля поднялись на гору, к пещере, имеющей внутри скальный выступ в виде ложа. На горе перед входом в пещеру  Аарон переоделся  в приготовленный для него саван, а священные одежды передал Элазару. Затем вошел внутрь, лег на каменное ложе и испустил дух. Ему было сто двадцать три года.

Ушел из жизни второй ребенок и первенец Амрама. Амрам был старшим сыном среднего сына Леви Кегата. Он женился на своей тетке сестре Кегата Йохевед, как раз в то время когда отношение египтян к евреям резко переменилось. Умер последний из детей Яакова, а на престол в Египте взошел фараон, который не знал Йосефа. Все евреи трудились на ударных стройках Египта, но потомков Леви фараон не трогал. Они жили прежней жизнью, никак и ничем не ущемленные. Первой у Аарона и Йохевед родилась дочь Мирьям. А через пять лет в 2365 году родился Аарон. И еще через три года 7 адара 2368 года родился освободитель и вождь еврейского народа Моше. Аарон взял в жены Элишеву дочь Аминодава и сестру Нахшона (того самого, что устроил драку с вениамитянами при переходе через Тростниковое море) из колена Йегуды. У них родились четверо сыновей: Надав, Авигу, Элазар и Итамар. За грех Золотого Тельца все четверо сыновей Аарона должны были умереть. Моше вымолил у Бога жизни Элазара и Итамара, а Надав и Авигу погибли при освящении Мишкана. После смерти отца Амрама Аарон был духовным лидером поколения.

Иллюстрация: Акварель Джеймса Тиссо (Jacques Joseph Tissot 1836 –  1902) «Смерть Аарона».


(1)М. Вайсман «Мидраш рассказывает».

(2)Мей-Мерива – «воды раздора», такое название получило место в Кадеш-Барнеа, где Моше извлек воду из скалы, «из-за  того, что спорили сыны Израиля с Богом, и Он явил им святость свою» (Числа 20:13). В Рефидиме, где Моше также из скалы извлекал воду, место получило название «Масса умерива» – «испытания и раздоры» «из-за ссоры сынов Израиля и потому, что они искушали Бога» (Исход 17:7).

(3)Гора Ор – в первоисточнике «гор гагор», т.е. «гора гор», точнее «гора по имени гора».

(4)Абарбанель – Дон Ицхак бен-Йегуда Абрабанель (1437 – 1508) – комментатор Танаха, ученый, государственный деятель.


Рецензии
Прочел, как молитву. Замечательно. Спасибо!

Михаил Гольдентул   08.03.2015 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!
Читайте еще по Торе.
Грех Моше обязательно.
Привет, Кот.

Кот Базилио 2   09.03.2015 10:57   Заявить о нарушении