Школьное сочинение

Однажды, придя домой довольно уставшая  после работы в хирургической клинике,  я увидела своего внука Рому, ученика пятого класса, который ждал меня с нетерпением и очень нервничал. Выяснилось, что у него имеется задолженность по литературе и завтра ему обязательно надо сдать два сочинения по рассказам Джека Лондона. Он не знал, как справиться с этим заданием, и надеялся на мою помощь. Мне и раньше приходилось ему помогать в различных ситуациях, чаще с решением задач по математике, но теперь надо было выполнить задание по литературе.

Опыт работы с отстающими учениками у меня был довольно большой ещё из моей собственной школьной жизни. Это теперь принято нанимать за большие  деньги репетиторов, если ученик не справляется сам со школьной программой.  А раньше, в советское время мы такого не знали, и было принято отстающих учеников прикреплять к хорошим ученикам для дополнительных занятий. А так как я училась всегда хорошо, то и помогать отстающим мне приходилось довольно часто, и делала я это очень охотно. Я замечала, что отстающие ученики иногда лучше понимают мои объяснения материала, чем  объяснения учителя. Я как-то интуитивно чувствовала, какие именно моменты могут показаться самыми трудными, и так умела их преподнести, что дальше всё усваивалось гораздо легче. И в институте перед экзаменами мои друзья нередко просили меня  рассказать тот или иной билет, и потом с моих слов успешно сдавали экзамены. Наверное, из меня бы вышел хороший преподаватель, но я выбрала своей специальностью медицину и стала врачом-хирургом.

Выслушав внука и разобравшись в задании, я сказала ему, что прежде, чем писать сочинение по рассказу, надо этот рассказ прочесть. Мой внук не относился к числу читающих детей, кстати, сейчас читающих детей в век современной электроники становится всё меньше и меньше. Поэтому, мой внук расстроился и горько заплакал от такой перспективы. У меня было два способа помочь ему: или написать сочинение самой за него, чтобы  готовый вариант  он просто переписал, как нередко поступают многие  родители (этого делать я не хотела), или надо было научить его, как сделать это самому. Это более трудный, но более правильный, с моей точки зрения,  способ.

Поэтому я успокоила его и сказала, что читать мы будем по очереди – я два абзаца, потом - он два абзаца и т.д. Он согласился, мы начали читать и, к счастью, чтение его увлекло. Драматизм ситуации, когда двое полузамёрзших  людей пробираются по тундре к морю, чтобы найти там спасение, талантливо описанный  великим Джеком Лондоном, захватил воображение моего внука и работа у нас пошла быстрее. Вначале нужно было составить план сочинения, а затем на трёх страницах описать изложенное в рассказе.  У Романа были способности к правильной устной речи, а здесь выяснилось, что и письменная речь у него неплохая.

Известно, что многие хорошие рассказчики не могут  на бумаге грамотно изложить свои мысли, а внук мой справлялся с этой задачей довольно успешно, и мне даже пришлось его немного останавливать, так как он уже превышал заданный объём сочинения в три страницы. Мы немного отдохнули, потом взялись за второй рассказ, и  справились с ним также успешно, хотя работу закончили в 12 часов ночи.  Я попросила внука впредь не накапливать задолжности, чтобы новых авралов не устраивать, он обещал больше так не делать.  На следующий день он сдал свою работу учителю и через два дня радостно сообщил мне, что получил за сочинения две пятёрки за литературное изложение и одну пятёрку и одну четвёрку за грамотность. Он был горд своими успехами, и я радовалась вместе с ним, надеясь, что полученный опыт работы с литературой поможет ему в дальнейшем.

Единственное, что меня огорчало во всей этой истории, это то, что уровень преподавания  в наших школах, в том числе и в московских, остаётся не очень высоким.  Научить моего внука писать сочинения  должны были в школе,  не перекладывая  эту задачу на семью. Я сама училась в Казахстане, и у нас было много замечательных педагогов.  Когда учительница русского языка и литературы входила в класс, мы замирали. Она была очень красивой, но строгой, и прекрасно преподавала свой предмет. Сын мой, Дмитрий,  учился уже в Москве, и я  имела возможность сравнить уровень и качество преподавания в периферийных и московских школах.

И это сравнение часто бывало не в пользу московских школ. Во-первых, поражала текучесть педагогических кадров, каждый год у сына было две-три новые учительницы.  Несмотря на обилие педагогических  вузов в Москве, в школах постоянно недоставало учителей. Молодые учителя приходят в школу, хорошо зная свой предмет, но совсем не умеют владеть классом, не умеют  поддерживать в нём дисциплину. Одна из причин этого – они не знают, как заинтересовать учеников своим предметом. Талантливых учителей также мало, как талантливых врачей, инженеров, экономистов и т.д. А если детям скучно на уроке, они начинают шалить и нарушать дисциплину.  Учителя в ответ начинают их наказывать, ставить двойки, вызывать родителей и т.д.

У моего сына до пятого класса не было проблем с русским языком и историей, у него была замечательная учительница, и он всегда был успевающим учеником, выступал на олимпиадах, получал грамоты. Кроме того, он читал много книг, что в наше время большая редкость, мы регулярно ходили с ним в библиотеку, и в пятом классе он уже прочитал «Трёх мушкетёров» А. Дюма. И я никогда не думала, что у него будут проблемы с русским языком и литературой.  Но когда начальная школа закончилась, и к ним пришли новые учителя по всем предметам, начались вызовы в школу, появились тройки по русскому языку и литературе. Для меня вырваться из хирургической клиники, чтобы придти и побеседовать с учительницей, было очень сложно, так как я работала на другом конце Москвы и тратила много времени не только на работу, но и на дорогу.

Однажды, во время беседы  с учительницей по русскому языку и литературе я спросила, в чём состоит собственно проблема с моим сыном. Мне ответили, что он бегает на переменах, опаздывает в класс, отвлекается на занятиях, мешает другим. Я спросила, где он сидит? Выяснилось, что на последней парте, тогда я посоветовала посадить его на первую парту, на что мне ответили, что там сидят плохие ученики.   Я сказала, что не могу оставить работу и поддерживать дисциплину в классе,  что учителей обучают  не только предмету, но и методике работы с учениками. О том, что мой сын любит книги и много читает, эта учительница даже не подозревала. То же самое было с учительницей, преподававшей историю.

В то же время из постоянных и хороших учителей в этой школе были преподаватели по математике, физике и биологии. По этим предметам мой сын хорошо успевал, и никаких замечаний  и проблем у него не было. После окончания школы сын поступил в институт геодезии, где физика была профильным предметом, и ему не пришлось даже дополнительно заниматься физикой для поступления в институт, так как знаний, полученных в школе, оказалось достаточно.Надеюсь, что сейчас, когда заработная плата и  престиж профессии учителя выросли, в школу придут новые талантливые учителя и процесс обучения станет более интересным и успешным.

 


Рецензии