2015 г. Записи 3 О Бродском И. А

2015 г. Записи 3 Он вынес всё: свободы пленник

Продолжение

Музыкой остановить войну спешите,
Ангелы небесные, скорей.
Дивные пречистые поэты,
Отгоните вражеское войско
Сильными бессмертными стихами.

3 января 2015 г.

Николаю Ларскому ко дню рождения

С днём рожденья, друг мой Коля.
Будь здоров, гуляй на воле.
Калачи, чернику ешь.
Не позволь, чтоб чья-то брешь -

Впрочем это ведь для рифмы...
Лучше собирай молитвы.
Вот нескладно как пишу я.
У тебя спросить хочу я -

Кто на свете всех милей
Разноцветных лебедей?
Нарисуешь ты их скоро
И цветы, и луг. Сеньора

Ларского Москва вся знает
И балует, привечает,
И медаль свою вручает.
Всё пора. Уж поздно чаю.

3-4 января 2015 г.

12 января 2015 г. Иосиф Бродский о писателе Сэмюэле Беркли Беккете, ирландском  писателе, поэте, драматуре:

"Он вобрал в себя всё, и литературу Ренессанса и психологический роман, экспрессию, эпизм, литературу абсурда и проч. В России нет писателя, равного Беккету по коммулятивному эффекту.

Писатель слуга языка. Он механическое средство языка, а не наоборот. Язык отражает метафизическое отношение... Писатель пишет под диктовку гармонии языка, как такового.

Оден*, имея многое из того, что было у Йетса и Элиота, обладал глубоким умом. Оден был изумительным критиком, он обладал особым мастерством здравого смысла. За исключением Оруэлла, я считаю его величайшим стилистом в английской прозе.

* Оден: англо-американский поэт

Русская поэзия в целом это нечто серьёзное, и люди очень редко позволяют себе шутить.

...Любая страна это всего лишь продолжение пространства.

О старении: становишься менее возбудимым. Не становишься умнее, но становишься, так сказать, более земным. В каком-то смысле это вредно, потому что популярный вариант поэзии требует от поэта какого-то приподнятого состояния... В России я вообще был, как бы выразиться, более неземным.

Если бы я был молодым поэтом..., я читал бы скорее древних... «Метаморфозы» Овидия, Гомер, Данте, Гильгамеш. Есть множество прекрасных римлян. Я бы выбрал Марциала... Он так многогранен. Если хотите жить счастливо, говорит он друзьям, не заводите близкой дружбы ни с кем. Может быть тогда радости будет меньше, но и печали будет меньше.

Я вообще не очень склонен объяснять собственные взгляды. В этом есть какая-то нескромность, как во всякой самооценке. Я не думаю, что человек способен бкспристрастно судить о себе и тем более о своём творчестве.

Меня занимает природа Времени. Мне интересно Время само по себе.И что оно делает с человеком.

Слабые строки тоже выполняют в стихах определённую функцию, облегчают читателю путь к восприятию более важных мест.

Цветаева явдение совершенно уникальное. То, как она жизнь переживала и передавала, трагизм человеческого существования, её безутешный голос, её поэтическая техника, всё это было поразительно.... Лучше неё не писал никто, во всяком случае по-русски.  Впервые в русской поэзии прозвучало такое трагическое вибрато, такое страстное тремоло.

В мире есть очень важные для меня места: Мексика и Англия. Когда попадаешь в незнакомое место и чем меньше о нём знаешь, тем лучше, обостряется ощущение собственной индивидуальности.

Сама идея одиночества меня привлекает... Мир меня давно не удивляет. Я думаю, что в нём действует один единственный закон: умножение зла... Меня при сегодняшних обстоятельствах удивляет только одно: сравнительно частые проявления человечекой порядочности, благородства, если угодно.

Потому что ситуация в целом отнюдь не способствует порядочности, не говоря уже о праведности.

Я не сторонник религиозных ритуалов или формального богослужения... Мне ближе ветхозаветный Бог, Который карает".

После чтения интервью с Бродским: тяжёлое занятие сравнивать его мышление, его богатую палитру рассуждений и оборотов речи с моим лепетом.

Написала стихи о Бродском десять дней назад.

      Не думая о рифмах

Что он познал? Что страсти нить
На годы долгие, что люди
Так тяжелы, что их любить
Надежды нет — любить не будет.

*

Он вынес всё — свободы пленник -
Ушёл из школы рано он.
Марину встретил, встрепенулся,
Познал любовь, в конце споткнулся.

*

Читал, переводил, искал,
Рабочим был, не домоседом,
Он в экспедициях не ведал,
Как обернётся жизнь потом,

И взгляд его во вне блуждал.
И он пока ещё не знал,
В чём обретёт он идеал.

*

Внутри огонь из песнопений -
Его какой-то тайный гений
Неоднократно осенял.

*

В стихосложении свободен.
Не избегал глагольных рифм,
Мешая женские с мужскими.
Менял количество слогов
Он в строфах одного творенья.

*

Чем, в сущности, он обладал
В Поэзии? Он частью Речи
Божественной успешно стал.


Рецензии