На заводских традициях

НА ЗАВОДСКИХ ТРАДИЦИЯХ
(Из книги «О людях и для людей»)

Шумная и беспокойная школьная жизнь.Она наполнила до краёв жизнь педагога,  преподавателя истории Косогорской средней школы №2,Риммы Борисовны Балакиной.Стремительно летит время вперёд,с каждодневными своими заботами и тревогами,хлопотами.Да,так быстро,что подчас она даже и не успевает его замечать,и того,как шагая из класса в класс,её ученики,именно здесь,в этих вот школьных стенах,взрослеют и становятся молодыми гражданами страны.И что,именно она,Рима Борисовна,этому молодом поколению страны даёт правильное представление о жизни,воспитывает в них честь и человеческом достоинстве,учит их быть настоящими людьми.В том числе,учит она их и самому главному в жизни–любить свою Родину.
Она-то,Римма Борисовна,очень даже хорошо знает,как быстро пролетают школьные годы,и вот уже звучит последний их звонок! И вот наступает время,когда бывшие её ученики уже вступают в большую их самостоятельную жизнь.
И её не может не тревожить то,как они вступят,как смогут её построить,какими они  станут людьми? Каждые,вот такие их выпускные экзамены,становятся экзаменами не только для них,но и лично для неё. Часто,глядя на своих старшеклассников,она задаёт себе вопрос:"Какое оно,это сегодняшнее поколение,"племя молодое, незнакомое"? Что дала им школа,она лично,другие учителя,педагогический коллектив школы?" Ведь задача учителя сегодня не только дать ученикам крепкие знания,но и научить молодых видеть мир своими глазами,воспитать в них самые лучшие человеческие качества.В том числе,быть и настоящими сынами и дочерьми своего Отечества.И на эти вопросы может дать ответ только время.
Много лет уже работает Римма Борисовна во второй средней школе на Косой Горе учителем истории,то есть,тем педагогом,предмет которого и лежит в основе всего воспитания человека-гражданина. Именно,об этом она и говорит с ними на своих уроках по истории страны. Кроме того,много времени и внимания она уделяет ещё своим ученикам,проводя с ними большую работу по изучению родного края,в том числе,и по изучению истории Косогорского металлургического завода,всего нашего  поселка. "Но, как всё это откликнется в их душах?-тревожится она.- Какое воздействие на них производят её слова?" Как это всё можно увидеть сейчас и познать,ощутить и почувствовать? Вот потому-то она,вместе с ребятами, устанавливает крепкие дружеские  связи с ветеранами труда и войны Косогорского металлургического завода,потому под её руководством,учителя истории,и работают ныне в школе поисковые группы красных следопытов,ребячьи тимуровские отряды. Вместе со своими учениками она собирает местные исторические материалы и документы. Но,вот какие это всё дало на деле сегодня результаты,какие взошли всходы на ниве её воспитания и просвещения? Что нового вынесли ребята при изучении истории своего края и страны? Ответы на эти вопросы,опять же,может дать только время и сама жизнь.
Большой вклад,конечно,внесли ребята и лично сама Римма Борисовна в создание музея Боевой славы косогорских металлургов,что размещён ныне в поселковом Доме культуры. А это значит,что уже есть и их вклад красных следопытов в историю Косогорского металлургического завода и всего посёлка.
А началось всё это у них с того самого её обычного семинара в Москве,ещё в 1961 году,где преподаватели многих школ страны делились своим опытом работы по краеведению и поисковой работы. После возвращения домой в свою школу,она поделилась услышанным со своими коллегами-педагогами,то есть,всем тем,что она увидела.слышала и ощутила на том семинаре. И тогда директор школы Пётр Михайлович Михейко сказал ей прямо:«Ну,что же,Римма Борисовна,вам и карты в руки,начинайте…».
И она начала.С тех пор квартира Риммы Борисовны превратилась в подобие штаба-квартиры школьных красных следопытов всей второй школы.С раннего утра и до позднего вечера звучали  неё телефонные звонки.Ребята сообщали:то о найденном  интересном человеке,то о добытой уникальной фотографии,то об увиденном фронтовом письме,то еще о чём-то очень важном и нужном для изучения истории поселка и  завода,для поиска тех людях, которые жили или живут до сих пор в нём.
Работа по изучению родного края увлекла не только Римму Борисовну,не только её учеников,а и всю школу. Установилась прочная связь с Косогорским металлургическим заводом,в результате которой был в итоге и создан,сначала музей Боевой,а затем и Трудовой Славы косогорских металлургов.Таким образом,была написана,до того почти неизвестная,страница  история не только завода,но и самого поселка.так как их связь неразрывна.Сейчас эта работа продолжается и в школе каждый учитель истории,а их четыре, ведут какое-то из направлений в этой поисковой работе.
Так,совсем недавно,коллективом школы был собран материал и,совместно с активом завода,был организован,а затем и проведён праздник улицы Дронова – названной в честь первого советского директора завода. Более того,в результате этого поиска был собран ещё материал не только об этом самом директоре,но и об его сыне – Иване Сергеевиче Дронове,участнике Великой Отечественной войны,политруке танковой роты,погибшем в боях за Родину.Немало было собрано материалов и о многих других жителях этой улицы,ветеранах войны и труда,первых косогорских комсомольцах. Собрали красные следопыты также интересные материалы и о нынешних молодых передовиках производства,проживающих на этой улице.Даже и о тех молодых парнях,которые в эти дни служат в Советской Армии.
Большим получился этот праздник улицы,очень даже интересным.Проходил он в заводском Доме культуры,и оставил глубокий след в памяти у всех жителей посёлка. А один из классов Косогорской средней школы №2,после этого праздника,стал инициатором соревнования среди учащихся за право носить имя С.Т.Дронова – первого советского директора игероя гражданской войны.
С большим интересом Римма Борисовна сегодня рассказывает нам,к примеру,и о другой необычной,запомнившейся красным следопытам школы, поисковой работе. Это об истории поиска нашей землячки З.А.Жоговой,которая много лет назад сделала замечательный подарок В.И.Ленину.В дни его болезни. А случилось это так.После создания музея Боевой славы косогорских металлургов,красные следопыты школы №2 были награждены поездкой в Ленинские Горки. Завод для этого выделил свой автобус и ребята собрались поехать туда,вместе со своим учителем истории Риммой Борисовной,в эту экскурсию,чтобы там посмотреть,как жил и работал,в последние годы своей жизни,Владимир Ильич Ленин.Но в этот раз,по состоянию своего здоровья,Римма Борисовна не смогла поехать вместе с ними.Поехали они без неё. И вот когда ребята самостоятельно уже ознакомились с музеем,вдруг они увидели полотенце,на котором были вышиты слова:«НА ПАМЯТЬ В.И.ЛЕНИНУ.БУДЬ ЗДОРОВ,НАШ ОТЕЦ.ОТ РАБОТНИЦ КОСОЙ ГОРЫ И КРЕСТЬЯНОК БАСОВСКОЙ ВОЛОСТИ.С ТУЛЬСКОЙ УЕЗДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ». И вот тогда,узнав,что эти молодые гости из местного музея с Косой Горы,экскурсоводы попросили их найти имя того человека,который вышил эти слова. Ведь Владимир Ильич получил это полотенце в последние дни жизни,держал его в своих руках и очень дорожил этим простым подарком.
В результате. вновь начались поиски. По крупицам ребята собирали материалы об истории этого подарка.Знакомились со многими людьми,событиями того времени,и из истории поселка.И вот,наконец,находят женщину,которая своими руками вышила эти дорогие слова Ильичу.
И она передала им свои воспоминания,встретилась с ними,рассказала о том времени и о самой истории появления этого подарка.Тогда было очень тяжелое время,шёл 1924 год.По несколько раз в сутки сообщалось по радио о состоянии здоровья В.И. Ленина.Делегаты Тульской уездной конференции решили порадовать Ильича,ободрить его,сделать ему подарок.В стране в то время многого не хватало.Велась работа по преодолению разрухи после первой мировой и гражданской войн.Что подарить?Но вот кто-то принес полотно,кто-то нитки,а Зинаида Жогова вышила те самые слова, которые шли от сердца каждого делегата.
Много,очень много интересных писем,рассказывающих об истории завода и поселка, есть в личном архиве Риммы Борисовны, есть они и у красных следопытов школы. Многие исторические снимки размещены на стендах в школьных коридорах и в кабинете истории.И сейчас,не загадывая вперед,Римма Борисовна думает уже о создании истории медалистов школы,о музее школьной славы и гордости,чтобы рассказать подрастающим поколениям школьников о том,как сложились судьбы лучших учеников школы за двадцать лет ее работы.
Интересна и другая мысль Риммы Борисовны:создать стенд – «Письма с фронта»,а также рассказать школьникам о первых комсомольцах поселка.Хочется пожелать настоящему учителю и историку Римме Борисовне Балакиной доброго здоровья,всего самого лучшего в жизни.Поблагодарить её за тот большой вклад,который она внесла и вносит в создание истории поселка и завода.Она заслуживает всеобщего уважения за неустанный поиск тех интересных людей,которые ещё неизвестны,но судьба, которых тесно связана с историей завода и поселка.
А.Бочаров.
1975.               


Рецензии