Строительство храма. Воспоминания

Андрей Браев-Разневский. Воспоминания. Начало 1996 – середина 1998.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА


В 1995-м году мой уровень духовного самообразования был близок к нулю. В Зиме, на улице Коминтерна, 14, в деревянном доме, проходили собрания пятидесятников, где я часто бывал. Иногда собрание проходило в Саянске, в квартире 67-го дома на 5-м этаже. Там я всегда задавал много вопросов, на которые не было ответов, и в конце концов ушёл, так и не став пятидесятником. Для вступления в общину необходимо было пройти водное крещение, и затем, желательно, крещение Духом.


В конце 1995-го или начале 1996-го я принял крещение в православии. Настоятелем прихода был Алексей Середин. Крещение проходило на 2-м этаже детсада возле «Спутника».


Через некоторое время я пришёл на строительство храма в качестве бесплатного помощника, надеясь со временем стать штатным работником. Первым заданием было создание ПКТ. Необходимо было зимой греть землю кострами, чтобы установить столбы, на них – горизонтальные лаги. На одни лаги выгружались брёвна, затем распиливались на пилораме, затем брусья и доски передвигались на другие лаги, откуда шли на выгрузку.


Начальником строительства бы В.Ф. Луковников. Заметив меня на стройке, он спросил, кто это, и ему сказали, что я пришёл помогать. Затем я устроился на постоянной основе, сдав трудовую книжку.


После Луковникова сменилось несколько начальников. Строительство вели Кривошеин, Муратов, Пронин, может, ещё кто-то.


Основные работы происходили на хоздворе, где была пилорама, столярка, вагончик для еды, навесы, калибровочный станок. В 1998-м году работала бригада по возведению храма, но я только заготавливал брёвна.


В один из первых дней меня подключили к вывозке снега. Необходимо было втроём нагружать деревянный ящик на санях снегом и вывозить за территорию. Один тянул ящик спереди, двое толкали сзади. Работа была тяжёлая.


Затем на пилораму был принят Валерка Воронин, и меня приставили к нему. Новый рамщик пришёл, посмотрел на пилораму, что-то спросил, и ушёл. Но через день вернулся. Он сказал, что сначала испугался. На пилораме мы работали когда вдвоём, когда втроём. Если рамщик был не в настроении, я не мог скорректировать точную установку бревна, поскольку он его сдвигал то влево, то вправо.


Из всех работ на пилораме было лучше всего. Я бы не отказался всю жизнь проработать на пилораме, но было не суждено.


В деревне Осиповск жил Иван Топоров, который отдал свой дом и хозяйство саянскому приходу. Необходимо было построить новый дом. Была собрана бригада во главе с Н.Бурловым, и мы отправились строить дом. Стены брусового дома мы возвели примерно за 2 месяца. Каждый брус был обработан электрорубанком, чтобы стена была гладкая, с угловой каймой, а не с занозами. Брусья поднимали вручную.


Там же, в Осиповске, мы участвовали в сенокосе. В бригаде было человек 10, в основном, это были нецерковные люди. Все, кто строил храм, делились на два типа: свои, церковные, и обычные люди. Считалось, что церковные люди «какие-то не такие».


Ещё один раз мы ездили в Осиповск для распиливания на дрова старого дома. Нецерковные люди были определены для разбора дома, а прихожанки и мы с А.Поляковым занимались картофельным полем: то ли окучивали, то ли пололи.


Перед и после еды всегда читались молитвы, во время еды – духовные чтения, утром перед работой – коллективная молитва в столярке. 


На том же стройдворе монтировался калибровочный станок. В запуске станка участвовали И.Безносов и А.Поляков. Станок уже работал, и в один из дней Священник подошёл ко мне и определил меня в ученики А.Полякову. Толик был примерно моего возраста.


Когда на станке я мог работать один, нас с Толиком разделили на две смены – ночную и дневную. Мне больше нравилось работать по ночам, когда нет начальства. Бревно надо было обточить, затем пропилить продольный паз, и выпилить две «чашки». Постепенно работа дошла до автоматизма, единственный минус – там ты один, и монотонность утомляет.


За один проход с бревна снимался сантиметр слоя от радиуса. Я увеличил съём до полутора сантиметров, с чем Толик поначалу не соглашался, считая, что скорость – это не главное. Но постепенно он и сам стал брать полтора сантиметра.


Один раз несколько дней работа стояла, так как не было электричества. Его отключили за неуплату. Без электричества не работала пилорама, калибровочный, станки в столярке.


Когда уже возводились стены храма, я уволился. На калибровке работал в то время какой-то Владимир, лет 25-и, который, по слухам, пошёл учиться на священника. На храм он попал, уволившись с хорошей работы. Он был в очках, флегматичен, не выражал никаких эмоций.


На строительстве также появлялись братья Антоновы, оба выбились в священники. Чем они занимались на стройке, было не ясно.


В трапезной тренировался Сергей Чернышов читать псалмы. Но больше его не было видно.


Сторожами работали Гагаркин и Мальгин. Мальгин затем переехал в Зиму и устроился в «Приокскую правду». Гагаркин продолжает часто ходить в храм.


Толик тоже стал священником. На духовные темы говорить он был не любитель. Иногда, когда все садились за стол, он говорил, чтобы ему накладывали без рыбы.


Еда первое время выдавалась с соблюдением постов, но затем всё это было отменено, так как все работали физически. Если говорить о еде, то кормили как на убой.


Больше на строительстве храма я не работал. Хорошую работу мне найти так и не удалось, приходилось работать где попало. На строительстве храма я получал 500 рублей в месяц, плюс бесплатный обед. Трудовая книжка пролежала в сейфе, но записи в ней нет. Священник выдал справку о работе, но она недействительна, поскольку нет номера приказа. Моё участие в строительстве храма документально не зафиксировано.












Рецензии