Позвала! сама позвала! 1

               

  П о т е м к и н  на возвышении,  в  генеральском  мундире,  с перевязанным глазом, смотрит в подзорную трубу на бой нашего войска, осаждвющего в Крыму турецкую крепость Силистрию. Адъютант Завадовский вбегает.

З а в а д о в с к и й. Ваше превосходительство, пакет! Пакет, ваше превосходительство, от государыни нашей... кормилицы... императрицы Екатерины Великой!
П о т е м к и н (не отрываясь от подзорной трубы).  Читай.
З а в а д о в с к и й (разрывает пакет и читает дрожащим голосом). «Господин генерал-поручик, вы, я чаю, так заняты Силистрией, что вам некогда письмы читать».
П о т е м к и н. Дай сюда! Ступай покудова.  (Читает.) «Вы, прочтя это письмо, может быть, скажете:  для чего оно писано? На это вам отвечаю: для того, чтобы вы имели подтверждение моих мыслей о вас, ибо я всегда к вам весьма доброжелательна.  Декабря четвертого числа 1773 года. Екатерина» – Позвола! Сама позвола!.. Завадовский! Где ты? Карету, скорее карету!
               
Петербург, Зимний дворец. Екатерина одна.  Прасковья Брюс* входит.

Е к а т е р и н а. Ну? Рассказывай, что узнала!
П р а с к о в ь я. Представляешь, Като, еле его нашла... И знаешь, где он был? У зятя своего! мужа сестры. Как приехал из Крыма – так у него и осел. Мы тут с ног сбились, а он там квашеной капусткой  хрумкает, репу грызет. Словом, живет в свое удовольствие... Изменился он до неузнаваемости. Худющий! стал и черная повязка на правом глазу. Я его зову, Като, а он мне: «Шестнадцатым** быть не желаю!»  Представляешь?
Е к а т е р и н а. Раньше бы он такое обо мне ни за что не сказал.
П р а с к о в ь я. Зато любит тебя как!
Е к а т е р и н а. Любит? Что-то не видать этой любви... Ну, что ж! Отпуск его кончился, пусть возвращается обратно в Крым.
П р а с к о в ь я. И тебе, Като, не жалко его?
               
Екатерина поворачивается и отходит к окну. Прасковьяа молча удаляется.


*Придворная дама, наперсница Екатерины.
**Речь идет о фаворитах, которые были у Екатерины до Потемкина.


                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии