На линии огня

НА ЛИНИИ ОГНЯ
(Из книги «О людях и для людей»)

Ночью было тихо.Притаившимся разведчикам казалось,что каждый малейший шорох звучал с утроенной силой,когда временами раздавался неприятный скрип верхушек деревьев,то замирало сердце и заставляло еще более настораживаться,а проносившиеся вихри снежной поземки – вжиматься в свежевыпавший снег.Они сегодня были довольны тем,как завивалась спиралью вот эта метель,как она кружила над белеющими в ночи сугробами,тем,что она заметала их следы.
На нейтральной полосе было пока спокойно.Тихо было и в расположении немцев. Только иногда вспыхивало зарево ракеты,освещая все вокруг неожиданным всплеском огня,и вновь всё погружалось во тьму.Еще днем разведчики засекли пост боевого охранения немцев.Нашему командованию срочно нужен был «язык»,и вот сейчас, стараясь ползти бесшумно,подбирались они к этому посту.В группе – четыре человека.Задание было очень ответственное,и потому её вёл в разведку сам командир взвода младший лейтенант Тачаев.
Обстановка на этом участке Северо-Западного фронта была сложной.Наступала зима сорок второго года.Вот уже около полугода стрелковая дивизия,в которой воевал Василий Тачаев,занимала оборонительные позиции между городами Псковом и Калининым,возле небольшой речушки Анутка.К обороне перешли и немцы.Они хорошо окопались,вросли в землю, опоясав свои позиции оборонительными сооружениями, нарыв глубоких траншей и понастроив огневые точки с блиндажами.
Маскировались немцы умело,в ночной метели немецкого поста было совершенно не видно,и только по тому,что к посту дважды днём подползали и уползали фашисты, разведчики поняли:«Меняются…». Значит,что кто-то там есть – раз идёт смена поста. Приказ срочно достать «языка» даже не обеспокоил разведчиков:это приходилось делать очень часто.И все-таки теперь,вспоминая то настойчивое внимание, с которым начальство напирало на необходимости доставить «языка», Тачаев сейчас подумал:«Наверное, скоро наступят перемены?..». И солдатское чутьё ему это подсказывало – такое в его солдатской жизни было не раз.
В эту,теперь уже можно сказать,свою дивизию,да еще и в разведку,Василий попал совершенно случайно,был направлен  после госпиталя.Во всяких фронтовых делах и переделках он не был новичком,воевал до того в составе отдельного лыжного батальона при первой ударной армии Северо-Западного фронта под Волховым и Великими Луками,у станции Мга под Старой Русой.Именно под Старой Русой в феврале 1942 года в одной из ночных атак он и был ранен в голову осколком мины и попал в госпиталь.
Его батальон лыжников состоял только из молодых и крепких солдат-спортсменов и был предназначен для захвата важных стратегических пунктов и объектов.В сентябре сорок первого года он,косогорец,рабочий Тульского оружейного завода,комсорг одного из его цехов и спортсмен-лыжник,был призван в армию.Ему только-только тогда исполнилось восемнадцать лет. Вначале он был направлен в город Люберцы  для прохождения курса молодого бойца,затем был у них пеший переход через Москву и Горький в Казань.И только оттуда,уже на лыжах – сразу переход под Волхов.До своего ранения,с декабря сорок первого по февраль сорок второго года,он в составе этого лыжного батальона был постоянно в боях.С февраля по март сорок второго – госпиталь, затем – трехмесячные курсы и вот он теперь Василий здесь, в этой дивизии воюет командиром взвода разведки.
Схватка была короткой,но шумной.Подобраться совсем незаметно к немцам не удалось,и они успели открыть огонь.Взрывом гранаты два разведчика были убиты. Пришлось вдвоем вначале тащить «домой» тяжелораненого «языка»,а затем возвращаться за своими убитыми товарищами.Все участники той операции были награждены:убитые – посмертно,а Василий – орденом Красной Звезды и ему было присвоено звание – старший лейтенант.
Тридцать семь лет прошло после Великой Победы.Как и все фронтовики,Василий Васильевич Тачаев бережно хранит в своей памяти все эти тяжелые годы военных испытаний,которые выпали на пору его юности.Боевой путь его не был долгим,но он прошел его в самом пекле войны,на самом опасном участке передовой линии огня,в яростных схватках лицом к лицу с врагом.В двадцать лет – он уже кавалер ордена Красной Звезды и нескольких медалей, старший лейтенант.Но вот в марте 1943 года он был тяжело контужен осколком снаряда.Около десяти месяцев находился на излечении в госпитале,потерял слух.И потому война для него уже была закончена.
После госпиталя уже на Урале в глубоком тылу,он обучал молодых солдат науке хорошо воевать,передавал им свое воинское умение и опыт разведчика.День Победы он встретил там же,но демобилизовался из армии лишь в декабре сорок шестого года.После демобилизации вернулся домой.Сейчас бывший разведчик,старший лейтенант Тачаев трудится в цехе фитингов слесарем по ремонту оборудования.Это сегодня высококвалифицированный и уважаемый всеми рабочий.В коллективе цеха знают его как скромного и отзывчивого человека,хорошего работника.Но не многие, однако,знают о его боевой юности,когда в тяжкий час испытаний его сверстники и он,легендарное наше фронтовое поколение советской молодежи,прошло жесткую проверку на прочность.Они воевали они без оглядки на «завтра»,не щадя свои жизни,и сломили врага.И многие из них навечно остались двадцатилетними,не дожив до светлого часа Победы.
А.Бочаров.
1982.               


Рецензии