Жил-был Вася

Бывший военный инженер, а ныне мужчина пенсионного возраста Василий Кондратенко, натужно кряхтя от разыгравшегося на погоду радикулита, неспешно собирал сумку. В небольшую котомку уместилась пара старых поношенных брюк, рубашка и теплый свитер. Больше Василий Степанович ничего брать не захотел - опять невестка с сыном начнут попрекать его дармоедством. Дожился - на старости лет куска хлеба в родном доме не выпросить. После того как добродушный отец щедро переписал трехкомнатную квартиру в самом центре Витебска на сына, от былой мальчишечьей нежности не осталось и следа. Любимый Витюша, казалось, дни считает до смерти старика, а невестка Наталья каждый раз за обедом едва не заглядывает в рот - не откусил ли лишнего. Конечно, такая жизнь не сахар. Вот и решил Василий Степанович поискать себе лучшей доли. Погладив на прощание рыжего старого кота, он без жалости и сожаления захлопнул входную дверь.

Дорога вела к вокзалу. Стоя около билетной кассы, Василий долго смотрел на электронное табло: какой же поезд выбрать?

- Дедуля, куда ехать-то собрался? спустя некоторое время окликнула его молодая кассирша. Очередь ждет!

- Никуда - словно в забытьи, пробормотал Кондратенко.

- Э, дедусь, билетов в никуда мы не продаем! улыбнулась девушка.

- Ладно, милая, давай-ка мне плацкартный до Минска.

В вагоне поезда было накурено и не по-апрельски жарко. Уставший от бесконечных раздумий, Василий Степанович прилег на полку, предусмотрительно положив котомку себе под голову. Уснул он быстро. Под шум колес бывшему инженеру снился оборонный завод, профсоюзное собрание, на котором его - передовика производства - награждают почетной грамотой. Потом во сне привиделась любимая жена Светлана. Вот они со Светой выходят из роддома, молодая и красивая, она несет на руках маленького Витюшу. А вот обитый красным крепом дешевый деревянный гроб. Медленно и тяжело ударяют по дереву куски холодной земли^ Светлана скончалась от сердечного приступа три года назад.

- Мужчина, просыпайтесь конечная,- белокурая проводница недовольно потеребила его за рукав. Кондратенко поднял голову, протер заспанные глаза и оторопел: вместо котомки с вещами под головой у него лежала свернутая в скатку старая тряпка!

Искать вора было поздно. Выйдя на вечерний перрон, Василий Степанович жадно вдохнул прохладный столичный воздух.

- Эй, дядя, огоньку не найдется? краснолицый парень приблатненного вида явно нуждался в срочной опохмелке.

- Держи, милок, закуривай, - вытащил из кармана зажигалку Кондратенко.

- А че такой смурной?

- Да вот, парень, беда со мной приключилась, - Василий Степанович подробно рассказал об украденных вещах.

- Ну, это еще не беда - пойдем-ка, выпьем за твое здоровье, а то у меня с утра трубы горят.

После первой рюмки в дешевой забегаловке Кондратенко заметно разговорился. Щеки бывшего инженера порозовели, глаза заблестели нетрезвым блеском. Потом Василий вместе с новым другом отправился в магазин за дополнительной порцией горючего. Допивали спиртное уже на улице.

. Ранним утром Василий Степанович очнулся от внушительного толчка под бок: сурового вида дворник резко и требовательно ткнул его ручкой от метлы.

- А ну, проваливай отсюда, бомжара! Чтоб и духу твоего здесь не было! Ишь, поразвелось здесь всякой пакости!

- Интеллигентный инженер грубо ответить суровому работнику коммунальной службы не смог. - Ну какой же я бомжара? - мелькнула мысль в его голове. Однако оглядев себя, он понял все. Вместо добротной кожаной куртки на плечах у него была старая грязная кофта. Черные ботинки сменились жуткого вида заношенными опорками. Подарочные именные часы и даже копеечная китайская зажигалка бесследно исчезли. Жаловаться было некому.

Ругая себя за беспечность, Кондратенко шмыгнул в ближайшую подворотню - разгуливать по столичным проспектам в таком непотребном виде у него желания не было. Здесь, разложив на старой газете нехитрую снедь, сидела кружком кучка оборванных бродяг.

- Здорово, браток. Присаживайся - гостем будешь, - явный лидер дурно пахнущей компании жестом пригласил Кондратенко к столу. Ржавая селедка особого аппетита не вызывала, однако желудок после вчерашних приключений заметно поднывал. Присоединившись к веселой компании, Василий вскоре вовсю голыми руками разламывал неаппетитные куски.

- А как тебя звать-то, дружище? снова поинтересовался главный.

- Василий Степанович, - вежливо ответил Кондратенко.

- Ну, у нас Степанычей нет чай, не господа. А быть тебе просто Васей.

Кондратенко еле заметно кивнул головой. Вскоре бывшего военного инженера было не отличить от компании его неопрятных товарищей: он уже второй месяц обходился без бритвы, проторил тропу к ближайшему пункту приема стеклотары и успешно собирал по утрам пушнину, как называли пустые бутылки его новые друзья.

- Здорово, Вася!! На опохмелку есть? кричали по утрам собутыльники.

Однако подобная компания Василию Степановичу явно претила: сказывалось интеллигентное прошлое. И однажды, ни слова никому не говоря, он отправился восвояси, подальше от опостылевших бродяг.

.На самой окраине города, неподалеку от железнодорожных путей, пустовала ржавая цистерна. Краска на железных боках давно облупилась, а сами стенки были исписаны непристойными надписями. Подойдя ближе, Вася заглянул внутрь. Пахло сыростью и крысами.

- А вот и жилье нашлось на лето, - подумал обрадованный Вася и начал благоустраивать новоприобретенную жилплощадь. Выбросил из цистерны старый мусор и прошлогодние листья, натаскал со свалки старой ветоши. Теперь можно было и спать. Василий Степанович благоденствовал, нежно поглаживая ржавый бок своей новой "гостиницы". Ну как тут не выпить на радостях? Входное отверстие в цистерну на ночь он предусмотрительно закрывал тряпками, а щелей для вентиляции и так хватало.

- Пацаны, вы знаете у нас в цистерне за железкой бомжара поселился! Грязный, вонючий, бородатый! вихрастый подросток лет тринадцати с воодушевлением рассказывал друзьям неожиданную новость.

- А пойдемте на бомжика полюбуемся, - предложил один из парней.

Ватага мальчишек едва ли не бегом отправилась к ночному обиталищу Васи. Тот, силясь прийти в себя после очередной попойки, мирно сидел, греясь на вечернем солнышке.

- Бомжара, бомжара! услышал он за спиной мальчишеские крики.

- Бомжара, - увесистые комья грязи градом полетели на Васю. Вытирая ушибленную щеку, он, матерясь, забирался в цистерну. Заткнув все щели и проклиная на чем свет стоит несносных мальчишек, обитатель гостиницы улегся спать.

- Забаррикадировался, гад! Теперь его не достанешь, - сокрушался старший из парней.

- А зачем его доставать, - цинично ухмыльнулся его друг. Неси спички.

Парнишка ловко запрыгнул на край цистерны и взмахом выдернул прелую тряпку.

- Ну что, братва, поджигай,- первая спичка упала прямо на дно цистерны едва ли не на голову спящему Васе. Следом полетел весь коробок.

Вася спал крепко. Во сне он вновь увидел любимую Светлану, которая звала его к себе. Проснуться он так и не смог.

P.S.

Из сводки ГУВД Мингорисполкома

В железнодорожной цистерне неподалеку от станции Масюковщина был обнаружен обгоревший труп неизвестного мужчины. Смерть, предположительно, наступила от неосторожного обращения с огнем.


Рецензии