63. К сердцу прижмет, к черту пошлет

<><><> В словосочетании “поженились по любви” слово “любовь” несет смысл причины создания семьи и способа подбора семейной пары. Мы уже в предыдущих главах искали содержательный смысл этого очень часто употребляемого слова, и пришли к определению, что оно означает чувство дружелюбия, высшее дружелюбие. Продолжим поиски значения и смысла слова “любовь”, поскольку оно многозначное, часто употребляется как выражение эмоции, им легко манипулировать. Слово “любовь” используется в двух основных значениях – КАК ЧУВСТВО И КАК ИДЕЯ. Чувство выражает эмоциональное состояние удовлетворения, удовольствия, состояние нашего эго, чувство психофизиологического влечения к противоположному полу вообще и конкретной особе в частности, а это эгоистическое чувство ревности – одно из четырех основных чувств эгоизма. Чувство дружелюбия и привязанности к конкретному человеку, совместно с интимным влечением определяет содержание любви к противоположному полу.
<><><>КАК ИДЕЯ слово “любовь” является категорией этики, особенно религиозной этики. Определение, что бог есть любовь, а любовь есть бог, вознесло это понятие на заоблачные высоты, в метафизические сферы. В ответе “поженились по любви” должно звучать чувство влюбленности и вера в идею любви, насколько эта идея осознанна. Большинство из нас так говорит, потому что так принято, но вероятно и то, что влюбленная пара одухотворена идеей любовной романтики.  Идея РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ как идеал выбора семейной пары и семейных отношений сложилась в западноевропейской литературе, прежде всего, в одноименном литературном жанре, вместе с идеалами политической и экономической свободы как альтернатива принуждению в брачных связях. Патриархальная семья потеряла смысл, поскольку в условиях разрастания капитализма каждый на себя зарабатывал сам, и был свободен в выборе партнера. Этот процесс углубления различных свобод наглядно происходит и в наши дни.
<><><>Романтическая любовь предполагает, что избранники являются единственным и неповторимым идеалом друг для друга, и таким идеалом останутся до конца счастливой семейной жизни. Почему любовь «романтическая» - потому что большое желание отличить человеческое таинство от животного спаривания. Естественно, что в основе романтической любви положена романтическая тайна интимных отношений, но не только. Также предполагается находить в своей половине романтические черты всю оставшуюся жизнь, находить романтику в серости бытовой жизни. А чтобы любовь была путеводной звездой, средством укрепления семейных отношений на долгую и счастливую жизнь, в нее надо верить как в БОГА, подчинить этой идее все свои поступки несмотря ни на что, только так она станет духовным стержнем. И разувериться в ней нельзя, так как отношения могут обернуться ожесточением и цинизмом.
<><><>ПОТРЕБНОСТЬ В ЧУВСТВЕ ЛЮБВИ как благожелательной среде обитания. Любой организм в каждый момент эмоционально оценивает дружелюбие или враждебность окружающей среды, и любовь в этом смысле означает высшее состояние дружелюбия. Даже растения отзываются на любовь хорошим урожаем, или домашние питомцы отвечают громадной привязанностью. Потребность в любви  весьма избирательна, а также подвержена оценке с точки зрения выгоды. Если характер обладает аурой любви, на которую отзываются растения, то эта же аура может негативно сказываться на отношениях с какой-либо персоной, и не все характеры обладают такой аурой. Такое же состояние с излучением неподдельной любви к домашним питомцам, такие отношения не всегда складываются с близкими и окружающими людьми.
<><><>Любовь предполагает ВЗАИМНОСТЬ, мы любим  потому, что нас любят (люби меня как я тебя). Как правило, мы отзывчивы на лестные, доброжелательные, доверительные, уважительные отношения  и готовы ответить взаимностью, такие лестные отношения  эмоционально нас возвеличивают, создают благоприятное  протекание  психофизиологических  процессов, организм тонко реагирует на  отношение  “симпатия-антипатия”. Как часто эта страсть переходит в отчуждение и даже в ненависть. Если одна сторона почувствовала холодность отношений, то и поддерживать теплоту отношений она не в состоянии. В основе  таких отношений  лежит потребность  эгоизма  в благоприятной окружающей среде. Более эмоциональные характеры  склонны к быстрой  влюбленности  и быстрой настороженности  к охлаждению (уже не любит). Выставляются требования в любви, происходит психологическая торговля, кто больше и как любит, претензии в недостаточной любви.  Менее эмоциональные  характеры  медленнее  влюбляются,  но не склонны  драматизировать мелкие размолвки. 
<><><>“Любовь” как синоним БЛИЗОСТИ. Когда мы говорим об отношении к родителям или родителей к детям, то обязательно употребляем слово “любовь” - раз родные, близкие, то и любимые. Можно держаться мнения, что родители и дети самые близкие, так как семейная пара может меняться, а между родителями и детьми родственная связь не меняется. Или что семейная пара друг для друга самые близкие люди, должны быть самые близкие. Близость семейной пары отличается телесной, душевной и идейной составляющей,  сочетание этих составляющих и определяет содержание отношений любви. Близость она разная, по-разному человек ощущает свое дружелюбие к близким людям. Если иметь в виду отношения отчужденности и ее обострение, то она может возникнуть между любыми лицами, в том числе и между родителями и детьми. Близость между родителями и детьми другого качества, но смысл в том, что в обоих случаях близость подразумевает и ответственность.
<><><>Следует выделить любовь, которую приходится ОТДАВАТЬ И КОТОРУЮ ПРИНИМАТЬ. Если принимать, то мы готовы сколько угодно, но отдавать не всегда получается, так как это логика эгоизма. Влюбить в себя, значит, приобрести поклонников, повлиять, околдовать, привлечь с возможностью использовать. Мы все интуитивно ожидаем, вожделеем любви, как высшей формы дружелюбия и идеала отношений, но для отдачи, создания состояния высшего дружелюбия нам приходится напрягать чувства, волю и рассудок. Свойство эгоизма - если и отдавать, то отдавать с выгодой.
<><><>Примером отдачи любви является кумирство. Персона беззаветно боготворит своего кумира, любовь здесь выражается комплексом чувств: почтения, благоговения, преданности, привязанности, а, главное, не требует взаимности, хоть и может об этом мечтать. Идеализируются человеческие качества кумира, это может быть популярный артист, спортсмен, политический или исторический деятель, писатель или журналист, сценический или литературный персонаж. Вот это любовь! Персона живет этой любовью, кумир становится идеологической и психологической опорой.
<><><>Во всяких академических источниках, по которым студенты пишут рефераты, основой семьи определена “любовь”. Но любовь как чувство или как идея изменчива, изменчива и основа семьи. Семья это семейный союз, брачный союз, а союз это договор,  договор осознанный или не осознанный, но это договор. А раз договор, то вытекают все договорные обязательства. Семейный союз по непрерывному обустройству собственной жизни. Любовь как форма высшего дружелюбия, естественно, одно из благоприятных составляющих этого договора, но к “любви” всегда добавляется “и ответственность”.
<><><>Так или иначе, нашей постоянной заботой является удовлетворение потребностей собственного эгоизма. Семейная организация жизни эту заботу усиливает и реализует уже в совместной форме. Представление любви как метафизической сущности только придает этому действу поэтический романтизм, но никак не может быть основой крепости семейных уз. Любовное влечение эгоистично, так как все по природе своей эгоисты, и ей не чужд рациональный расчет рассудительность,  прогнозирование последствий, выгод и потерь. В любом случае присутствует и должен присутствовать эгоистический расчет, план действий, также же, как присутствует и любовное психофизиологическое влечение.
<><><>Звучание романтической любви несется со всех сторон и беда в том, что молодые люди создавая семью, могут исключительно руководствоваться этой надеждой. Надежда быстро проходит под натиском бездны будничной серости, бытовой тягости и пустоты отношений к которым не привыкла ни биология, ни психология, а тут еще недоверие, подозрение проникли в душу. В этом случае стереотип романтической любви скорее разъединяет, чем соединяет. Может возникнуть любовь как идеализация собственного «Я», или идеализация зова природы, иллюзорное свойство сознания. Но такая идеализация собственного «Я» может сопровождаться недоуменным  требованием - «Бог всем заповедовал любить, что ж эти сволочи меня не любят». Опасна как идеализация романтической любви, так и огрубленность отношений, и то и другое приводит к оттенкам отчужденности, даже к цинизму в отношениях.
<><><> Долгое время идея романтической любви выполняла свою роль укрепления семьи, но когда покрывало романтического таинства начали приподнимать и на экранах прокручивать откровенные кадры самого интимного процесса, то романтика исчезла, и ее место все больше занимает лицемерие. Слово “любовь” в массовой культуре все больше ассоциируется с отправлением естественных надобностей организма, непосредственно с актом спаривания. Любовь в значении физиологического удовольствия, порно, эротических или секс услуг, и это значение получило наибольшее употребление.
<><><>Романтическая любовь побуждается чувствами гордыни, ревности, жадности и зависти, стереотипами представлений. Великодушная любовь как свойство характера может проявляться в сочетании с покаятельностью, непритязательностью и душевным юмором. Идея романтической любви это отзвук зова природы, инстинкт призыва, побуждения эго. Великодушная любовь приобретаемое свойство характера, над которым надо напряженно работать, развивать и совершенствовать. Необходимость повторять слова любви у любви романтической, так как это слова призыва, отзвуки сигнальной функции спаривания. Великодушная любовь не то, что скромна и не притязательна, она молчалива, так как воспевать состояние собственной души и говорить о любви - терять смысл великодушия. Романтическая любовь – объект любования, великодушная любовь – объект созидания.


Рецензии
Здравствуйте, славный Борис Васильевич - мой мудрый друг-философ!
Вот кто мой Гуру, мой наставник по самым разным вопросам!

З-й абзац, пятая строка
"А чтобы любовь была путеводной звездой, средством укрепления семейных отношений на долгую и счастливую жизнь, в нее надо верить как в БОГА, подчинить этой идее все свои поступки несмотря ни на что, только так она станет духовным стержнем.
И разувериться в ней нельзя, так как отношения могут обернуться ожесточением и цинизмом." - Золотые слова! Даже здесь, в виртуальном общении, я ощущаю справедливость Ваших утверждений!
Великодушная любовь мне знакома тоже: я выросла в такой любви. Мои дочь и сын наделены такой любовью, и поэтому я счастливая мама!

Оценка Вашей работе: 5+++++++++!)
Спасибо!


Валентина Юрьева-50   01.04.2015 08:36     Заявить о нарушении
Но Вы, Валентина, великодушны в оценке, прощаете недостатки. Приятно встретить единомышленника в вопросах бытия. Спасибочки!)))

Древний Старец   15.03.2015 07:24   Заявить о нарушении
С наступающим Новым 2019 годом поздравляю Вас, славный Борис Васильевич!
Здоровья, занятости (чтобы скучать некогда было!), общения с детьми и внуками и ..., по-возможности, творчества!
С поклоном - В.А.

Валентина Юрьева-50   27.12.2018 14:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте, добрейшая Валентина Александровна!
Спасибо за такое лестное предновогоднее посвящение!
С наступающим Новым Годом и активного долголетия!

Древний Старец   29.12.2018 21:03   Заявить о нарушении