67. Профессиональная школа

<><><>На школу возложено не только образовательная функция, но воспитательная. Тем более что работающие родители могут детям уделить не много внимания, а если еще учитывать бытовые заботы, то для общения с детьми не остается времени. Хороший выход из этого положения, привлекать детей к бытовой заботе. В любом случае остается надежда на школу или часть времени дети могут быть предоставлены  сами себе. Проблемы воспитания возникли, как только появились педагоги и педагогическая наука. В сравнении с древней семьей при натуральном хозяйстве, где детей было столько, сколько получалось, а выживал сильнейший, воспитание достигало потрясающих результатов.  Ручной труд требовал усилий всей семьи, в нем принимали участие и дети, и это было естественное воспитание способом выживания.
<><><>С развитием государств возникло школьное и профессиональное образование, и дети все больше обособлялись от родителей. С возникновением социального и особенно пенсионного обеспечения родители с великовозрастными детьми стали независимы друг от друга и тоже материально обособились. Современная тенденция развития общественных отношений сводит задачу родителей  к рождению детей, при этом эту работу государство оплачивает, материально заинтересовывает и берет на себя всю заботу о воспитании подрастающего поколения. Такое отчуждение является хорошим основанием для развития эгоистических отношений в обществе.
<><><>С одной стороны работающие родители, с другой профессиональные педагоги, а с третьей стороны государство все больше берет на себя рождение и обеспечение детей пособиями. Напрашивается решение, что школа должна быть ЗАКРЫТОГО ТИПА, где дети целый день под присмотром педагогов, а приходят домой только для сна и отдыха, а в отдаленных селениях на выходные. В школе дети заняты внешкольными занятиями, спортивными, трудовыми, познавательными. Население сильно расслаивается по доходности и обеспеченности, естественное стремление более обеспеченного слоя обособиться от менее обеспеченного. Это обособление распространяется и на детей и их образование. Результатом такого обособления является возникновение элитных высокооплачиваемых школ,  гарантирующих высокие образовательные стандарты. Организация школ закрытого типа с возможностью благотворительного финансирования нивелирует это обособление, создаст элемент равных возможностей, социальной справедливости, хотя бы для детей.
<><><>Многие примеры успешных спортсменов, артистов, журналистов, военных, физиков и лириков убеждают, что профессиональные навыки и знания необходимо получать с детства. Вот и развозят родители по спортивным секциям, кружкам технического творчества, музыкальным и театральным занятиям, нанимают репетиторов. Родители готовы тратить время и деньги, чтобы дать своему отроку профессиональное образование, и такое, которое бы приносило в будущем плоды материального благополучия. Эту образовательную тенденцию школьного и внешкольного (дополнительного) образования следует объединить в один процесс, с тем, чтобы все дети были охвачены дополнительными занятиями в школах закрытого типа. При этом дополнительное финансирование школьных затрат формируют родительские благотворительные фонды.
<><><>Вторая проблема школьного образования в самих образовательных программах. Образовательные программы сочиняют государственные люди – господа. Сознательно и интуитивно господа составляют программы под своих детей, эти программы должны соответствовать требованиям мировой элиты, господские дети должны стать еще более господскими – “выйти на мир”, попасть в слой золотого миллиарда. Господские программы не могут учитывать специфики каждого района. Кроме того, современные школы насыщают сознание детей теоретическими знаниями не связанные с реальной жизнью. Районное гражданское общество, администрация района должны составлять учебные программы с учетом замещения профессий и развития производственного потребления, истребованных в районе. Районные образовательные программы должны учитывать тенденцию раннего профессионализма, который вполне по силам школам закрытого типа.
<><><>Правительство, образовательные госструктуры, СМИ в поле зрения держат выявление и поощрение способных, талантливых, гениальных, сильных, быстрых, ловких, школьников и студентов. Для них устраиваются конкурсы, шоу, дипломы, премии стипендии. А что делать нам бесталанным, не отмеченным гениальностью? Решение в том, что надо отделять “талантливых” от “бесталанных”, первых собрать в один класс и предъявить им более высокие требования в постижении наук, а вторых собрать в другие классы, но сориентировать на их профессиональные навыки, производить “РОТАЦИЮ”. Если будут классы или группы физиков, астрономов, артистов, автомехаников, электриков, программистов и т. д., тогда не будет бесталанных, а будут профессионалы, каждый в своей профессии. При этом нужно соблюдать СТУПЕНЧАТОСТЬ. Успешно освоил, например,  профессию автослесаря, переходи в класс, где изучают конструирование.
<><><>Ступенчатость образования позволит решить проблему ранней полготовки  массовых профессий и подготовки к высшей школе, одно из другого должно исходить. Если школа специализируется на автостроении, то, по меньшей мере, из этой школы выйдут авто слесари или водители транспортных средств. Но кто-то займется конструированием, производством, исследованием транспорта будущего. Если класс специализируется на торговле товарами, то, по меньшей мере, ученики получат специальность продавца, но кто-то проявит углубленный интерес к проблемам управления потоками различных товаров, их потребления и распределения.
<><><>Известна генная предрасположенность к тому или иному виду деятельности, определяемы личностные качества выражения эго. С учетом генного анализа и психофизиологической направленности детям уже в 12 лет нужно порекомендовать профессиональную направленность. Выявляются же с помощью генного анализа будущие чемпионы в определенном виде спорта. В любом районе известна статистика, относительное число лиц зависимых или нарушивших закон. Следует  ожидать, что их место займут представители подрастающего поколения, и таких детей следует  занять с напряжением. 
<><><>С помощью “РОТАЦИИ” можно нивелировать и другие негативные моменты отношений. В стабильных по составу коллективах образуется иерархия отношений. В главе 2 мы подробно рассматривали установление такой иерархии отношений как нормы нрава микросоциума (“дедовщина”). В школьном классе эта иерархия отношений подогревается учительскими оценками и рейтингами. В этой иерархии отношений образуются лидеры и изгои, это может привести к подавлению одних учеников другими. Например, если в классе все девочки курят, а две не курят, то курящие их “затопчут”. Принцип замещения ролевого вакуума утверждает, что если собрать в одном классе неуспевающих учеников, то некоторые из них станут успевающими, если собрать успевающих, то появятся неуспевающие. Если собрать в одном классе послушных, то некоторые из них станут непослушными, и наоборот. Иерархическая структура коллектива вытесняет выполнять ту или иную роль с определенными свойствами характера, и эта особенность тоже требует “ротации”. “Ротации” здесь видится в том, что ежегодно нужно поощрять переход из класса в класс, из школы в школу учеников и педагогов по инициативе школы, преподавателя, родителей или учеников. 
<><><>В движении общественных процессов всегда недостает нравственных начал по причине явного и неявного эгоистического соперничества. Этот дефицит нравственности начинается с детских лет и первостепенной задачей школы должно являться минимизировать этот дефицит. Уроки проблем общительности, коммуникативности, дружелюбия, взаимодействия и сотрудничества необходимы в каждом классе. Классическое образование прошлого и заключалось в том, что бы сформировать нравственный стержень. Для школьника, например, не стоит однозначно утверждать, что этот мир создан благодаря эволюции. Правильное понимание исходит из того, что есть на каждый вопрос различные точки зрения, а задача каждого найти свою точку зрения и обосновать ее. Развить стремление к знаниям, а не наполнить знаниями.


Рецензии