Солженицын

     Великий писатель в первой части жизни и великий политтехнолог – во второй, Александр Исаевич Солженицын, будучи учителем сельской школы в Рязанской области, написал две повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и роман «В круге первом». Но как он мыслил их опубликовать, добиться того, чтобы рукопись просто прочитали? На что он мог рассчитывать? Конечно, на то, что бывшим репрессированным Хрущев давал особые привилегии. Но этого было слишком мало. Ими воспользовались в основном дети расстрелянных высоких партийных чиновников, кстати, далеко не ангелов. Мог ли он мечтать о том, что лет через пять получит квартиру на улице Горького (Тверской) и будет разъезжать на собственной «Волге»? Вряд ли. Ведь очень непростой у него был и могучий талант.

     В «Одном дне», который стал отправной точкой невиданного успеха, нет ни одной мысли в лоб, нет прямого осуждения ни палачей, ни жертв. Это по-настоящему большая литература. А таковой всегда трудно пробиться.

     Существует легенда о том, что, когда Твардовскому принесли общую тетрадочку с историей о лагерном дне, он, лежа, просмотрел несколько строк, затем встал, принял душ, побрился, надел костюм, повязал галстук, сел за письменный стол и прочитал рукопись до конца, не отрываясь. Это есть классическая рассказ про Золушку.

     Но стоит спросить, кто  принес,–  от сказки не останется и следа. О произведениях Солженицына хлопотала Раиса Орлова. Ее отец при  Сталине возглавлял производство всей печатной продукции в СССР, был знаком с Горьким, ездил не раз к нему на Капри. Сама она сотрудничала с тремя превосходными журналами – «Знамя», «Москва» и «Иностранная литература». Она лично знала Шолохова, Симонова и того же Твардовского, Шостаковича и многих других знаменитых людей своего времени.

     Немаловажно и то, что Раиса Орлова входила в коллегию Общества культурных связей с заграницей и дружила с послом США в Москве Авереллом Гарриманом, американцев тогда обожали...

     Что побудило, помимо прочего, хлопотать Орлову за Солженицына? Прототипом  самого бескомпромиссного героя «Одного дня Ивана Денисовича» кавторанга Буйновского был ее муж Лев Копелев, с которым Александр Исаевич сидел в «шарашке»...

07.03.2015


Рецензии