Миша и Гриша. заявка на исторический сериал

Заявка на исторический мини сериал
Хронометраж серии - 45-50 минут
Количество серий - 5
Жанр - драмеди

История о настоящей дружбе, тяготах взросления и трудном выборе своего пути в эпоху тотальных перемен.

Время действия:  период с осени 1914-го  по осень 1922 года.

Этот период нашей истории полон  драматизма. Войны и революции;  тотальная деконструкция системы ценностей и  неожиданная, пугающая свобода для самоидентификации; террор и невероятный расцвет искусства; богоискательство и борьба с церковью;  трупы лошадей, гниющие на центральных улицах, и «ответственные» работники, проносящиеся мимо в блестящих автомобилях; голод и  подпольные  миллионеры,  стоически ожидающие, когда за ними придут накокаиненные красноармейцы в стильных кожаных куртках. В  воздухе в равной степени разлито  отчаяние и надежда на что-то лучшее.  Хаос пожирает привычную реальность, остро обнажая абсурдность нашего существования…  и создавая пространство для юмора, который оттенит  чересчур мрачную атмосферу  происходящего. В основном  это будет драма, разбавленная абсурдным, черным и ситуационным юмором,  которая закончится, как драма: печально, но на оптимистической ноте.

Главные герои – ровесники века и лучшие друзья,  делящие пополам гимназическую парту и  радости беззаботного детства (в начале истории).  Несмотря на «космическое» родство,  герои представляют собой абсолютно противоположные характеры.  Гриша  – импульсивный, неспособный усидеть на одном месте и довести до конца хотя бы одно дело,   увлекающийся и вечно попадающий в истории идеалист,  постоянно находящийся  на острие самых радикальных идей.  Миша  – основательный и рассудительный консерватор. Он  не спешит хвататься за все новое, но если уж берется за что-то,  то отдается этому полностью и  старается изо всех сил добиться результата.   Гриша  – безудержная муза, зачастую вдохновляющая  на безумные, опасные свершения и не принимающая отказа.  Миша – осознающий свою роль «исправитель ситуаций», отвечающий за то, чтобы герои добрались до следующего эпизода с минимальными потерями.  В отличие  от Гриши,  постоянно пребывающего в мире абстрактных идей, Миша – человек конкретного действия, всегда занятый чем-то полезным.   

Начав историю гимназистами провинциального города на Волге, герои окажутся в окопах первой мировой,  революционном Петрограде,  голодной и холодной Москве  начала 20-х, пронизанной поэзией и  поисками «русской идеи».   Правда, герои – обычные молодые парни, попавшие в водоворот истории. Они не окажут значительного влияния на исходы боев, не будут брать Зимний и не совершат переворот в искусстве.  Это не  масштабная летопись эпохи, а камерная  история двух друзей. Все значительные события будут проходить как бы рядом с ними и за кадром  (на фронте они окажутся не на самом  ответственном участке, где, несмотря на обстрелы, главная причина гибели -  дизентерия и скука,  выстрел Авроры застанет их в кабаке и т.д.)

1-я серия.  «Побег»
История начинается осенью 1914-го года в  маленьком,  ничем непримечательном городке, расположенном  на Волге.  Миша и Гриша, ученики старших классов гимназии,  прогуливают уроки, болтаясь на пристани.   Они самые обычные подростки, дерущиеся со сверстниками,  интересующиеся девочками, отрицающие авторитет взрослых, жаждущие познать  себя и мир.  Миша читает Адама Смита, а Гриша запускает «лягушек» по воде.  Гриша  упрекает Мишу, что не стоило убегать с уроков, чтобы учиться  на пристани.  Миша отвечает, что и не хотел никуда убегать, это Гриша притащил его сюда, а книжка и, правда, интересная. Гриша утверждает, что по книжкам жизнь не выучишь.  Для этого нужно жить, что, конечно, трудно сделать в их душном,  забытом Богом городишке, где весенний  ледоход имеет реальные шансы стать  самым ярким событием  года.  Миша не согласен с такой категоричностью: в их городе есть интересные места и люди. Гриша, мечтательно наблюдая за проплывающим мимо пароходом,  настаивает на том, что отсюда нужно выбираться. В Питер, Москву,  Лондон, Париж, большой мир, где происходят большие дела.

Дискуссию прерывает появление четырех подростков,  явно связанных с героями старой враждой.  Имея двукратный численный перевес, они ведут себя дерзко и откровенно провоцируют конфликт. Миша пытается найти дипломатические пути разрешения ситуации, одновременно обшаривая глазами местность на предмет оружия.  Гриша же безрассудно бросается на противника.  Неожиданным напором ему удается сбить одного из них  с ног, но буквально через пару секунд Гриша сам оказывается на земле, щедро осыпаемый ударами.  В этот момент к драке присоединяется Миша, отбегавший за внушительной дубиной, запримеченной ранее. Размахивая дубиной, он врывается в толпу и отгоняет ее от друга. Гриша поднимается с земли, побитый и изорванный, он, тем не менее, готов продолжать, тем более что  Миша, окруженный противником со всех сторон, с каждой секундой теряет силы и пропускает все больше ударов.   Гриша бросается на ближайшего соперника. Миша, воспользовавшись этим, вырывается из круга и увлекает драку за собой на дорогу, где участники потасовки наносят вред общественному имуществу и пугают прохожих.  Драку резко прекращает свисток околоточного.  Подростки бросаются в рассыпную,   но сильно пострадавшему Грише не удается убежать, его ловит полицейский.

Из-за драки на пристани Гришу, итак не отличавшегося дисциплиной, угрожают выгнать из гимназии. Единственный для него шанс – выдать остальных участников. Гриша отказывается это сделать и его исключают.

Миша сожалеет об отчислении Гриши и благодарит его за молчание,  потому что такой скандал мог окончательно доконать отца Миши, уже давно болеющего туберкулезом.  Мама Миши умерла, когда ему было всего 4 года, также от чахотки. Отец для него – единственная семья и главный учитель,  научивший  нести ответственность и доводить дело до конца.   Гриша  живет с бабушкой, которая с ним просто не может справиться, да и не особо пытается. Единственное, что ее по-настоящему волнует - это покой, суставы и сад. Миша спрашивает друга, что же он теперь  собирается делать.  Гриша отвечает,  что  гимназия – ерунда. Он все равно не собирался ее заканчивать.  Нет,  скучать еще несколько лет под занудный бубнеж преподавателей, чувствуя, как протухает твоя душа, это не для него.  И это в то время, когда на планете происходят исторические события.  Мир лихорадит и трясет. Идет большая война. Нет. Он уедет отсюда.

Миша ухаживает за отцом, состояние которого резко ухудшилось.  Отец убежден, что до зимы не протянет, а значит, нужно взглянуть правде в глаза и  заняться приготовлениями. Он говорит, что уже списался  с двумя  двоюродными тетями Миши,  которые возьмут его к себе.  Тетки они глупые, но добрые.  Так что ему придется потерпеть их несколько лет, пока он сам не войдет во взрослую жизнь.

Страну захлестнула волна детей-добровольцев, сбегающих из семей и гимназий на фронт.  Большинство беглецов удается поймать и вернуть домой полицейским.  Некоторые все же добираются до передовой и воюют наравне со взрослыми. Отцу Миши становится хуже.  Близится его последний день. Приезжают тетки, которые отказываются воспринимать Мишу, как взрослого или хотя бы почти взрослого.  Миша не может вынести вместе с ними под одной крышей даже  пары дней. Он не представляет, как сможет прожить с ними несколько лет. Впрочем,  пока он об этом не думает. Он почти  все время проводит с отцом, готовясь к уходу главного человека в своей жизни. Миша быстро взрослеет, учиться быть мужественным и принимать все, что несет с собой день.

Появляется Гриша, как всегда в отличном настроении. Он просто сияет  немотивированным оптимизмом и новыми планами - через пару недель он уходит добровольцем на фронт.  Миша встречает эту новость в штыки. Он говорит, что Гриша дурак, всегда был дураком и помрет дураком, так и не успев понять каким же он был дураком.  Война не детское дело. Там убивают всерьез.  Там снарядами разрывает людей на куски, так что и частей-то не собрать. Там совсем не так, как видится Грише в романтических фантазиях.  Гриша непоколебим. Да, он не знает, что ждет его на самом деле. Но и Миша этого тоже не знает. Поэтому Миша может  оставаться со своим виденьем дома, а сам он попробует через пару недель, как только подготовит все для путешествия.   Миша взрывается, что Гриша помрет гораздо  раньше линии  фронта.  Его убьют лихие люди, или загрызут бродячие собаки, или он замерзнет где-нибудь под деревом, или умрет от голода, болезни и необоснованного самомнения.    Как он собирается добираться до фронта? Неужели у него  впервые в жизни есть четкий план? Гриша признается, что  собирался пробраться на поезд, а дальше действовать по обстоятельствам.  Миша говорит, что Гриша, конечно, дурак, но и его лучший друг,  поэтому он не позволит ему погубить себя по глупой прихоти, а заявит  в полицию и попросит подержать Гришу в тюрьме недельку, чтобы дурь из башки выветрилась. Гриша  агрессивно отвечает, что его риски и ошибки – это его риски и ошибки. И даже лучшему другу не позволено вмешиваться и решать за него. Если же его поймают по доносу Миши, то он просто попробует чуть позже еще раз, а вот Миша точно потеряет друга.  Герои расстаются в ссоре.

Миша делится своими переживаниями с отцом, в надежде получить хороший совет или наставление, как всегда было раньше.  Он действительно беспокоится за друга,  известного своими дикими выходками и неспособностью хоть к чему-то отнестись  достаточно серьезно.   Ведь именно Гриша чуть не умер два года назад, объевшись на спор волчьими ягодами.   А это путешествие, к которому он совершенно не готов, его точно прикончит.  Миша не может позволить своему  лучшему другу погибнуть  по глупости, но и донести на него он тоже не может. Друзей не предают.  Что делать, спрашивает Миша отца? Отец отвечает, что не знает. Его время советовать вышло. Теперь весь груз решений и их последствий полностью в руках Миши.  Отец Миши умирает.

На похороны  приходит Гриша. Он сразу предупреждает, что пришел поддержать друга, а не ругаться с ним, так что о поездке на фронт они говорить сегодня не будут.   После похорон тетушки по-своему пытаются поддержать Мишу, рассказывая, что через несколько дней они все вместе уедут в чужой для Миши город, в чужой дом, где будут жить вместе новой жизнью. Мише эти рассказы явно не нравятся.

Гриша собирается у себя в комнате. Он почти упаковался, как дверь в его комнату резко открывается. На пороге Миша.  Гриша сразу же атакует, думая, что друг пришел отговорить его от поездки.  Но Миша и сам пришел с вещами. Он говорит, что поедет вместе с Гришей, чтобы хоть немного снизить его шансы умереть по глупости, раз остановить его невозможно.  Гриша радостно  кидается обнимать друга, но Миша ускользает от объятий и направляется прямиком  к вещам Гриши.  Он уверен, что тот набрал с собой всякой ерунды, но не взял самого необходимого Миша начинает копаться в вещах друга, выкидывая все лишнее.  Гриша с сарказмом  спрашивает, на каких войнах успел побывать Миша, что так уверен  в своей правоте.  Миша отвечает, что отец многому его научил.

2-я серия.  «На фронте»
Январь  17-года.  Герои успешно добрались до передовой и воюют  уже  третий год. Миша стал прилежным и хорошим солдатом. Гриша, наоборот,  то отправится в безрассудный поход за «языком», то уйдет в самоволку.  Он конфликтует с офицерами и проводит много времени на гауптвахте.  Гриша  разочаровался в войне, где в основном «героически давит вшей»,   и критикует царизм.    Февральскую революцию он приветствует всем сердцем и вступает в солдатский комитет. Миша  не разделяет восторгов друга, убежденный, что хаос на фронте не лучший способ вести войну.  Миша вступается за Гришу в очередном конфликте с одним из офицеров,  что приводит к смерти последнего и вынуждает  героев дезертировать из армии.

3-я серия.  «Революция»
Оказавшись в Питере, герои устраиваются работать рабочими в типографию,  где под давлением увлеченного большевистскими  идеями  Гриши  тайно печатают листовки и прокламации.   Гриша видит себя искрой пожара «мировой революции»  и вступает в ряды подпольщиков, несмотря на протесты Миши. Однако, познакомившись поближе с революционерами и их методами после Октябрьского переворота,  герои вынуждены бежать из Питера.

4-я серия. «Москва»
Холодную московскую зиму герои проводят в квартире знакомого профессора, недавно репрессированного новыми властями.   Чтобы не замерзнуть, они топят печь  древнегреческой литературой, переселяются в ванную комнату и греют постель знакомыми девушками (буквально).  Герои ведут богемный образ жизни. У них общая еда, когда ее удается достать, общие женщины, страхи и надежды.   Разочаровавшись в социальной справедливости, Гриша решает стать поэтом и мыслителем. Он  слушает Маяковского в политехническом музее, встречает Есенина,  ходит на лекции Бердяева и сам пишет стихи и статьи, которые, впрочем, совсем не имеют успеха.  Миша же смиряется с властью Советов, решает  хорошо делать свое дело в сложившихся обстоятельствах и устраивается рабочим на производство.

5-я серия
Герои снова перебрались в Петроград.  Миша, благодаря уму и усердию, становится главой важного производства с обширными связями.   Он обзаводится семьей  и решает поднимать страну, невзирая на режим. Гриша представляет собой жалкое зрелище. Это опустившийся человек,  обедающий у знакомых и постоянно пребывающий в долгах. Он ничем особенным не занимается и никого не слушает. Гриша много пьет  и слишком громко ведет опасные разговоры.   Огонь в его глазах уже давно угас и в будущем его ждет лишь арест.   Чтобы спасти друга от неминуемого Миша, используя свои связи в ЧК,  организует его отправку (против воли Гриши, конечно) на одном из последних «философских пароходов».  В самом  конце (как в начале  первой серии Гриша)  Миша смотрит вслед уплывающему пароходу.


Рецензии