Жизнь моя и не только 4. Россия и Россия - 3. 1

Жизнь моя и не только 4. Россия и Россия – 3.1.
Что же стало с народом и почему? Борьба в России за власть до создания РСДРП.

Закончил писать про дедов, бабок. Родились они в 19 веке, умерли в 20.  Родители родились в начале 20-го  века, сейчас 21 век. Со дня рождения отца прошло 107 лет, матери – 105. Про родителей позже, подведем черту за дедами.

До революции мои деды были достаточно состоятельные, занимающие не самое последнее место в своем городе, в своем окружении. Что им принесла революция и что отняла? И вообще, у кого она что отняла и что дала? И к чему мы пришли через 100 лет, практически в течении двух поколений – считая меня и родителей? И кому это было нужно?

Самое время порассуждать о революции, смене власти, политики власти по отношению к своему народу   за эти последние 100 лет. Меня  интересует политика государства, направленная на изменение жизни простого человека – рабочего, крестьянина, образованного человека. Жизнь власти – царей, секретарей ЦК КПСС и ниже, до инструктора райкома комсомола, чиновников  любого ранга любого ведомства, в том числе и общественного, меня не интересует – они всегда жили, по крайней мере, лучше, чем не причастные к власти.

Переломным моментом в истории России стала «Великая Октябрьская социалистическая революция», по - советски,  или сейчас ее еще называют  «октябрьский переворот», «Октябрьское восстание», «большевистский переворот», «Великая российская революция». В последнее время появилось название «Первый еврейский переворот в России».   

Как удалось Ульянову захватить власть в России? 
 
После казни брата, за неудавшийся террористический акт – убийство Александра Ш, Владимир Ульянов сказал: «Нет, мы пойдем не таким путём. Не таким путем надо идти.» Так  в чем же заключался другой, Ленинский, путь?

Не знаю, как считают другие,  на мой взгляд, происходит так – организаторы любой революции, любого бунта, ставят своей целью смену власти и передел собственности – отнять у других, взять себе. Никто,  сам по себе, другому ничего не отдаст, можно только отобрать – кулаками, оружием. Одному не  справиться -   необходимы друзья и соратники. Проще – надо создать кружок, группу, банду, организацию, партию, движение. С кого начинать создавать?  – с самого недовольного человека. Причины недовольства – самые разные – национальные, экономические, и многие другие.

Кто был больше всего недоволен царской  властью в конце 19 века?
По национальности – поляки, которые никогда не считали Россию своим государством, евреи, жившие в черте оседлости, и, не имеющие доступа к образованию, к участию в управлении государством, народности Кавказа – в силу памяти о завоевании Кавказа Россией, и др.  По возрасту – молодое поколение, радикальное студенчество, по достатку – в основном,  средней обеспеченности. Богатым – не нужно изменений, бедным – некогда, нужно думать,  как выжить. 

Как и с кем Ульянов начал борьбу за власть?

Ко времени появления Ульянова на политической арене, в России уже существовали организации по борьбе с  властью.

В 1883 году в Швейцарии Плеханов основал первую российскую марксистскую организацию — группу«Освобождение труда». Она  провозгласила свои основные цели и задачи:
1. перевод на русский язык важнейших трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, а также произведений их последователей для распространения идей научного социализма;
2. критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения теории марксизма.
Выполнила она свою задачу – да,  труды  К. Маркса и Ф. Энгельса изучались в первых социал-демократических организациях России и сыграли большую роль в повороте революционной молодёжи к марксизму.

Армянский революционный союз "Дашнак-цутюн" основан в 1890 г. в Тифлисе.   Главной программной и политической целью дашнаки считали освобождение армян от турецкого ига путем вооруженных выступлений и террористических актов, а также поддержки западных держав.

В 1893 году на конспиративном съезде в Польше была образована Польская социалистическая партия. Центральным пунктом программы ППС было создание независимой польской республики.  Выполнена задача – да, Польша – независимое государство. Из ППС почти сразу после создания выделилось интернационалистское крыло — Социал-демократия королевства Польши и Литвы, которое считало более важной целью социальную революцию, а не независимость Польши.
 
Литовская социал-демократическая партия образована в Вильно в апреле 1896 г. Социальный состав — рабочие, мелкие чиновники и др. Главные программные положения сводились к борьбе за социальное и национальное освобождение. Выполнена задача  - да, Литва – независимое государство.

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России (Бунд) основан в 1897 г. в Вильно. Объединял главным образом полупролетарские слои еврейских ремесленников западных губерний России. Стоял особняком в российском рабочем движении, абсолютизируя национальные, а не социальные интересы. Бунд был лево-социалистической партией, выступавшей за далеко идущую демократию и обобществление средств производства, и следовал традициям демократического марксизма. Бунд выступал за национально-культурную автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы просвещения, поддерживал развитие культуры на  языке идиш. Выполнена задача – частично, в России - Евре;йская автоно;мная о;бласть   — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа
Евреи составляют 1,0 % населения области (1628 человек). Единственный субъект Российской Федерации, имеющий статус автономной области и единственное в мире помимо Израиля еврейское административно-территориальное образование с официальным юридическим статусом (пусть даже и формальное с незначительным еврейским присутствием). https://ru.wikipedia.org

Кроме Бунда в России существовали другие организации евреев.
«Из документов по еврейскому вопросу, 1904—1905 гг. / Публ. [вступ. ст. и примеч.] В. Л. Степанова // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. — [Т. XIV]. — С. 643—654.»
« В 1860 году на религиозно-национальной основе Кремье в Париже основывает Всемирный Израильский Союз… С 1873 года Центральный Комитет особенно внимание обратил на Россию, где проживает большинство еврейского народа, и успел учредить в пограничных с Россиею областях, в 40 пунктах от Мемеля до Брод до 40 местных комитетов…  В 1880 годах в России, Галиции, Румынии и Болгарии уже образованы кружки Друзей Сиона (Ховове-Цион), которые, кроме колонизации Палестины, стремились также к подъему национального еврейского самосознания и восстановлению древне-еврейского языка…. (к 5-му конгрессу — декабрь 1901 года — в одной России было 12 районов, с 825 кружками в 633 местах)….. Мы, следовательно, имеем дело уже с готовым государством еврейским. Это государство создает теперь в каждой стране двоевластие, вредный дуализм, потому что для еврейских подданных каждого государства оказывается два правительства: правительство страны, в которой евреи живут, и экстерриториальное правительство, находящееся вне страны — в конгрессе. Получается государство в государствах…. Еврей, пользуясь защитою и благами культуры того государства, в котором он живет, когда это ему выгодно, тотчас же становится в международное к нему отношение, если оставаться подданным этого государства ему уже невыгодно….При таком положении дела, евреи, вследствие своих талмудических воззрений, в которых они воспитывались в продолжение тысячелетий, смотрят на свои национальные особенности с высочайшим самомнением, противополагая себя другим народам как высший избранный народ, которому в конце мировой борьбы должны работать все народы. ….Поэтому сионисты в настоящее время хлопочут не только о сохранении и развитии своей национальности, не только об ограждении ее от слияния с другими нациями, но и о всяческой борьбе с ними во всех сферах, в религиозной, культурной, социальной, политической..…. Жизнь теперешних обществ представляет согласование различных направлений, интересов и элементов, которые часто противоположны друг другу и во всяком случае различны. Еврейские интеллигенты, которые считают себя знатоками социальных наук, а за ними и еврейская средняя масса, вмешиваются в эту борьбу как в строго общественной, так и в культурной сферах…Таким образом, еврей оказывается таким фактором, таким элементом, который обостряет в современных государствах социальную и политическую борьбу, внутри и вне…  Но евреи не только разлагают и разрушают, они стремятся к влиянию и даже господству в современных обществах. Для этого, как сказано, они стремятся захватить в свои руки влиятельные общественные функции и факторы. Торговля и денежный рынок в некоторых странах уже в их руках. Многие промышленные предприятия, теснейшим образом переплетенные с местными интересами, принадлежат евреям. Пресса в их руках, ибо теперь даже в России нет газеты, в которой не участвовал бы еврей. Они стремятся влиять и на школу, если не прямо посредством захвата, то косвенно. В низших и средних школах они захватывают репетиторство, в высших — профессуру. Места врачей, дантистов, акушерок, фельдшеров и фельдшериц составляют предмет их домогательств и в настоящее время по большей части замещены евреями (по крайней мере,  в России)…. Весьма сомнительно, чтобы польза, которую могут приносить все эти деятели, не служила к усилению евреев в стране, где деятели эти развивают свою деятельность. Следовательно, эта деятельность в самом благоприятном случае дает стране только minimum, а евреям maximum….  На последнем, пятом, конгрессе особенное внимание обратил на себя реферат об отношении сионизма к социал-демократизму, проще, социализму. В этом реферате доказывалось, что “раньше нужно создать нормальные условия для национального развития еврейского народа, дать ему почву под ногами и национальную свободу, то естественное основание, по выражению Каутского, которое сделает для еврейства возможной борьбу, происходящую теперь среди других народов”. Другими словами: нужен социальный переворот, чтобы расчистить дорогу еврейству….. В общем сионистском союзном государстве Россия представляет как бы отдельный штат, разделенный на 12 районов, с членом Венского большого исполнительного комитета во главе в каждом районе, причем каждый район делится на кружки, коих в России на пятом всемирном конгрессе насчитано 965 в 642 местах….Из всего изложенного явствует, что борьба и притом радикальная с сионизмом совершенно необходима в интересах государственных и национальных. Нужно не только ослабить, но и разрушить всю эту организацию, действуя постепенно и неуклонно.». 

В ноябре 1895 была создана марксистская организация, получившая название «Союз борьбы». Во главе - В. И. Ленин, Г. М. Кржижановский,  . В. Старков, А. А. Ванеев, Ю. О. Мартов, А.Л. Малченко.

Союзы осуществили переход от пропаганды марксизма в кружках к массовой революционной социал-демократической агитации среди рабочих, выдвигая, наряду с экономическими, политические требования, руководили рабочим движением. Союзы издавали и распространяли нелегальные листовки и прокламации, содействовавшие подъёму стачечного движения и повышению его сознательности и организованности.
Кратко о руководителях – всем не  больше 30 лет, у всех опыт создания или участия в нелегальных кружках, арестов,  ссылок или других административных наказаний.

 В. И. Ленин – 27 лет,   брат повешен;  Г. М. Кржижановский – 25 лет, отец — Максимилиан Николаевич Кржижановский, из обрусевших поляков,  дед был декабристом, отбывал ссылку в Тобольске, где и умер;  В. В. Старков –  28 лет,  С 1889 г. учился в Петербургском технологическом институте (окончил его в 1894 г.);  в 1895 г. был арестован, в 1897 г. сослан в Минусинский уезд.   В годы реакции 1907;10 гг. от партийной деятельности отошел, но поддерживал связи с большевиками.    Скончался в Берлине в 1925 г.,  А. А. Ванеев – 25 лет - студентом участвовал в создании и деятельности Союза.  Скончался в 1899 году в ссылке от туберкулёза; Ю. О. Мартов – 24 года - настоящая фамилия Цедерба;ум - уже на первом курсе Петербургского университета создал революционный кружок. В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в «Крестах». Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно. Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. ; Бунд). А.Л. Малченко – 27  лет -  в ночь с 8 на 9 декабря 1895 года был арестован полицией  и в 1897 году сослан в Архангельскую губернию на три года. Отбыв ссылку,  вернулся в Санкт-Петербург, и снова включился в революционную деятельность. Затем последовал новый арест (1901) и запрет на проживание в столичных городах (Москва и Санкт-Петербург). Впоследствии переезжает в Нижний Новгород, где по заданию газеты «Искра», ему было поручено организовать подпольную типографию. Позднее отошел от революционной борьбы. Последний раз  арестован 29 декабря 1929 года, по обвинению в контр-революционной деятельности, и шпионаже в пользу США. Приговорен к расстрелу коллегией ОГПУ, 13 ноября 1930 года, расстрелян 18 ноября 1930 года. После этого исчезли все документы о его участии в создании «Союза борьбы».

В ночь с 8 (20) на 9 (21) декабря 1895 года полиция   арестовала 57 членов «Союза борьбы»: Ленина, А.Л. Малченко ,  А. А. Ванеева (у которого был захвачен готовый номер газеты), П. К. Запорожца, Г. М. Кржижановского, В. В. Старкова, В. А. Шелгунова и других.  В феврале 1897 года по «высочайшему повелению» 22 участника организации были сосланы в Восточную Сибирь, в Архангельскую и Вологодскую губернии.
 
 Ульянов был  выслан на 3 года в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии. После ссылки эмигрировал., жил в Швейцарии. На что жил – «до 1916 года он существовал на ренту от семейного имущества, лично на него в год выходило до 1500 рублей….. Был в его биографии и 5-летний период, когда он управлял собственным имением. Кстати, из этого жизненного этапа он вынес один важный вывод: русское крестьянство (с которым он столкнулся вплотную) не может быть движущей силой революции… Самый тяжёлый период в жизни Ленина – 1916 год: в июле этого года умирает его мать, управление рентой переходит к сестре Анне, но война резко сократила поступления от найма принадлежащего им имущества. В конце 1916 года Владимир Ленин и Надежда Крупская со свинины и говядины переходят на конину, новая одежда не покупается, приобретаются самые дешёвые писчие принадлежности. Партия была практически разгромлена в России, поступления средств от неё политэмигрантам прекратились. Продержаться это трудное время Ленину и Крупской помогла помощь с неожиданной стороны – от эстонского националиста Александра Кескуэлы. С октября 1916 года по февраль 1917 года он перечисляет им примерно по 100 рублей в месяц. Позднее, антибольшевики утверждали, что через Кескуэлу деньги передавал бизнесмен Парвус, член левого крыла германской социал-демократии, а через Парвуса – немецкий Генштаб (основанием служило то, что Кескуэла был приятелем немецкого посланника в Берне барона Гисберта фон Ромберга)». Больше информации на http://voprosik.net/na-chto-zhil-lenin/ 

 


Рецензии