Андрей Рублев А. Тарковского
Фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв», пронзительный и остросюжетный, навеял на меня именно такие мысли.
На самом деле, данная историческая кинодрама поражает во всех отношениях: захватывающий сюжет, критическая и реалистичная позиция режиссера, прекрасная игра актеров, великолепные символические включения животных в эпизоды, высококачественная видеозапись, принцип удивительного многоголосья, если говорить о звуке. В целом, фильм держит в эмоциональном напряжении с первой до последней сцены и изумляет своей глубиной, ёмкостью и остротой.
Колоссальное впечатление производит сцена беседы между Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Здесь выражена пессимистичная точка зрения Феофана Грека на человечество, который осуждает народ и называет его «темным», и крайне реалистичное мнение его ученика. Это своего рода эпизод-рефлексия. Широта взглядов Андрея Рублева раскрывается в полной мере. На мой взгляд, через его слова проскальзывает и позиция самого режиссера: «Людям просто напоминать надо почаще, что люди они, что русские они, одна кровь, одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебряников. А на мужика все новые беды сыплются: то татары по три раза за осень, то голод, то мор, - а он все работает, работает, работает, работает, несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит, только Бога молит, чтобы сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? Сам ведь знаешь, не получается что-нибудь или устал, намучился, и вдруг с чьим-то взглядом в толпе встретишься, с человеческим, и словно причастился, и все легче сразу, разве не так?» Эта знаковая и трогательная фраза проходит через весь фильм и отражает его смысл. Возможно, режиссер ставил перед собой цель: показать русский народ как великого труженика, смиренно несущего свой крест и никогда не отпускающего руки. Для этого Тарковский концентрирует зрителя на биографии яркого представителя народа – Андрея Рублева.
В жизни великого русского иконописца, вдохновенного и в совершенстве владеющего кистью, случается как бы надлом. Княжеские усобицы приводят к тому, что один из русских князей, предав своего брата, оказывается на стороне татар и отправляется, соединившись с врагами, на Владимир. Город захвачен и опустошен. Жестокие и кровавые сцены пронзительны, особенно – эпизод проникновения в Собор. Буквально на глазах Андрея Рублёва гибнут ни в чем неповинные люди, жители Владимира, нещадно истребляемые татарами и предателями-русскими, а также рушится Собор, уничтожаются все труды Рублева: фрески и иконы.
Трагедия, разворачивающаяся перед ним, заставляет великого иконописца усомниться в значении своих работ для народа. Он решает оставить свое прежнее дело и погрузиться в молчание. Несмотря на то, что внезапно появившийся в храме Феофан Грек (к тому времени уже скончавшийся) пытается побудить Андрея Рублева не терять свой талант и продолжать его благородное дело, иконописец остается непреклонным. Он возвращается в монастырь и временно умолкает.
Можно сказать, что решающим фактором, повлиявшим на судьбу иконописца, а также перевернувшим его отчаяние и вернувшим к прежней вдохновенной жизни, является встреча с юношей Бориской, который притворился литейщиком, знающим секрет, якобы переданный от отца, и создал огромный колокол для звонницы. Юноша, сам того не подозревая, оказался великим мастером. Трогательна и глубока сцена его плача, когда зазвонили в колокол, и Бориска понял, что сделал все правильно, несмотря на то, что секрет отца ему так и не довелось узнать. Против его слез не устоял даже Андрей Рублев, который с момента разорения Собора во Владимире не произносил ни слова. Он вдруг стал утешать юношу и сказал ему: «Вот пойдём мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать…» Да, ничто другое: ни убедительные доводы Феофана Грека, ни завистливые приказы и раскаяние монаха Кирилла – не могло убедить Андрея Рублева вернуться к живописи. Лишь неутомимая жажда жизни, свободолюбие и огонь в сердце смелого юноши вновь воскресили в великом иконописце желание творить. Это не случайно: зачастую именно смелость вырывает нас из обыденности и трафаретности. Смелость поступка Бориски, смелость полета мысли и творчества Андрея Рублёва – вот что заставляет задуматься. Напрашивается вывод, что именно в этом их души родственны, поэтому неудивительно, что действия энергичного юноши произвели на иконописца неизгладимое впечатление и возродили в нем прежнюю любовь к людям, к искусству, к жизни.
На мой взгляд, фильм «Андрей Рублёв» не лишён косвенного дидактизма: в нем ярко проскальзывает идея призыва к непрерывной борьбе с трудностями, к попыткам нахождения выходов из проблемных ситуаций, к сохранению в себе творческого потенциала и к развитию таланта. Само человеческое существование может рассматриваться по-разному: кто-то будет удовлетворен приземленностью, обыденностью и пессимистичными взглядами, но найдётся и тот, кто взломает эти стереотипы и вложит новый, уникальный и ценный вклад в мировой прогресс.
Пример, показанный в фильме, призывает нас не отчаиваться, невзирая ни на что. Человеческие лишения бесконечны. Русский народ тянул эту безмерную ношу с древних времен и передавал ее потомкам, но не падал духом: на Руси вновь и вновь расцветали гении. Одним из них является Андрей Рублев: его уничтоженные фрески во Владимире не навсегда заморозили в нем тягу к живописи. Он вернулся и создал великие произведения искусства мирового значения, такие как иконы «Троица», «Спас» и многие другие.
Как разбитый сосуд можно склеить из мелких осколков так, чтобы внутри расцвела великолепная роза, так и отчаявшееся сердце можно спаять новыми чаяниями и надеждами, которые дадут силу ростку непоколебимой веры в собственную значимость перед окружающими людьми, ибо каждый человек как лепесток большого цветка, и, потеряв его, цветок утратит свое прежнее очарование и привлекательность и в конечном итоге увянет.
Фильм А.А. Тарковского очень впечатлил меня и вдохновил, навеял самые разнообразные мысли, ассоциации и параллели. Но я остановилась лишь на тех сценах, которые меня в большей степени потрясли и которые, на мой взгляд, являются знаковыми не только в данной кинодраме, но и во всем кинематографе в целом, так как они несут в себе глубокий смысл.
Любовь к жизни, к людям, стремление к самореализации, самоактуализации, гармонии внутри – вот что порождает ощущение истинного счастья. Подвиг не в том, чтобы абсолютно отстраниться от мира и жить, принося пользу лишь себе, а в том, чтобы соединиться с миром и быть плодоносящим древом среди пустыни, насыщающим усталых путников.
Свидетельство о публикации №215030702158
Андрей Тарковский "Андрей Рублев"
Спасибо за статью. Очень убедительно и грамотно.
Надежда Анатольевна Селютина 06.04.2016 14:55 Заявить о нарушении