Ну и на кой ляд...

               ... После первого курса института  я был  направлен в совхоз «Авангард» для прохождения производственной практики. Главный инженер совхоза Голик Алексей Федорович, прочитав мое направление, на секунду задумался, затем сказал: «Вот что, дружок, практику будешь проходить в Александровке, там же и жить будешь». Весь день я мотался вместе с главным инженером по отделениям совхоза. Алексей Федорович решал  многочисленные производственные вопросы, попутно знакомил меня со специалистами хозяйства. В  Александровку мы приехали часов в девять вечера. «УАЗик» инженера, пискнув тормозами, остановился у небольшого, утопающего в пышных кустах сирени домика. Мы вышли из машины, и Алексей Федорович скорее подобострастно, нежели почтительно, поздоровался со стариком, который сидел на лавочке возле избушки. Я тоже поздоровался. «Здорово, коли не шутите», - насмешливо ответил старик и, обращаясь к главному инженеру, спросил:
-Что, Алексей, припёрся глядя на ночь?
- Да вот,  Иван Иванович, приехал просить тебя взять на постой студента – практиканта, – ответил Алексей Федорович, присаживаясь на лавочку рядом со стариком.
 – А ты чей же будешь? - обратился ко мне Иван Иванович.
         Я назвал себя, сказал, откуда родом.
- Знаю, знаю твоего отца. Хороший мужик, - ответил старик, поглаживая пышную седую бороду.
- А скажи, юноша, ты водку употребляешь? – неожиданно спросил меня Иван Иванович.
- Да нет, Иван Иванович, я не пью и не курю.
           Старик  удивленно, даже с некоторой обидой, обратился к Алексею Федоровичу:
-Ну и на кой ляд ты  мне его привез?! 
-Да ты не переживай, Иван Иванович, он парень способный, за три месяца ты его всему научишь, - успокоил старика главный инженер.
- С кем ты там разговариваешь, Иван Иванович? - послышался женский голос из глубины двора.
            Через несколько секунд на улицу вышла супруга старика.  Увидев нас, приветливо поздоровалась.
-Что же ты, Иван Иванович, гостей на улице держишь, в дом не приглашаешь? У меня уже и ужин готов, - обратилась она к старику. Иван Иванович, помолчав некоторое время, видимо, определяя, отвечаем ли мы статусу гостей или нет. Затем, махнув рукой, объявил снисходительно:
- А ,шут с вами, заходите.
                Бабушка Аксинья, так звали супругу старика, неторопливо накрыла стол, стоявший прямо во дворе, под старой развесистой яблоней. После третьей рюмки «перцовки» Иван Иванович обратился к супруге:
-А что, Аксинья, может, оставим у себя студента?
-Да пусть живет, парень вроде неплохой, - с улыбкой ответила бабушка Аксинья.
Вот так я и познакомился с Иваном Ивановичем Децурой и его супругой, бабушкой Аксиньей.


                На пороге третьей мировой


              Иван Иванович, несмотря на свой преклонный возраст (ему на тот момент было далеко за восемьдесят), отличался здравостью суждений, прекрасной памятью и в то же время какой – то удивительной детской непосредственностью, впрочем, как и большинство пожилых людей. В деревне он слыл большим оригиналом, в чём я имел возможность убедиться. Общаясь с людьми, он редко называл собеседника по имени. Обычно он говорил «уважаемый». Причём это слово не всегда означало именно уважение. Речь Ивана Ивановича изобиловала необычными и непривычными для слуха выражениями…
              Иван Иванович был человеком начитанным: он выписывал три газеты и журнал «Крестьянка». Беседы на темы, связанные с внешней политикой, были любимым занятием старика. Иван Иванович был, например, крайне недоволен агрессивной внешней политикой Америки.
- Слушай, уважаемый, - обратился ко мне старик, возмущенно отложив в сторону газету.- Ну, что ты прикажешь делать с этой паразиткой, ты посмотри, какие козни она против нас строит!
- А что ты с ней сделаешь, тяпкой мы с тобой отсюда ее не достанем, - ответил я, разделяя негодование Ивана Ивановича.
- Тяпкой само собой не достанем,- задумчиво сказал старик.- А ежели её бомбой огреть? – вкрадчиво предложил Иван Иванович.
        Понимая, какая страшная угроза повисла над Америкой и что мы с Иваном Ивановичем запросто можем стать инициаторами третьей Мировой, я начинал осторожно лавировать в мутных водах внешней политики.               
  -Бомбой можно, конечно, - уклончиво ответил я,- но ведь и у неё, Америки, тоже есть бомба, - напоминал я старику.
- Да, это уже будет настоящая потасовка, - с досадой сказал Иван Иванович. Он снова взял в руки газету и прежде, чем уткнуться в неё, мстительно пробормотал, как бы разговаривая  с самим собой: «И все-таки я бы ее огрел!»

   
            С ответным дружеским визитом…


По выходным Иван Иванович имел обыкновение наносить визиты своим многочисленным  друзьям, проживающим в соседних с Александровкой деревнях.Поскольку за мною был закреплён служебный бортовой "газик", Иван Иванович частенько обращался ко мне с просьбой о доставке его в ту или иную деревню...Каждую пятницу, за ужином , разыгрывалось очередное действо... 
-А скажи- ка мне, уважаемый , - витиевато обращался ко мне Иван Иванович, - Не соизволишь ли ты завтра ,  часов в 12 добросить меня в Каргалу к другу Якову?
Я, осознавая свою значимость на текущий момент, с напускной важностью отвечал: - Ну не знаю, не знаю, у меня завтра много дел по работе, смогу ли я, надо подумать!    
- Думай, думай, - поддакнул старик ,- а я вот думать не буду, поддам тебе под зад коленом и полетишь ты прямо до Березовки!
 Иван Иванович заливался ехидным смешком, торжествующе поглядывая на бабушку Аксинью.
-Ну, что уж сразу до Березовки, - примиряющим тоном говорил я. - Наверно, я найду полчасика, чтобы  добросить тебя до друга Якова.
-Ну  то – то же, - успокаивался старик. - А то подумаю, подумаю – тоже мне Бонапарта хренова нашелся.
В субботу, перед обедом, как и было обещано, я доставил  Ивана Ивановича в Каргалу. Я остановил  машину у  дома деда Якова , посигналил. Через несколько минут на сигнал машины из калитки вышел дед  Яков. Увидев Ивана Ивановича, дед Яков вскинул руки, приветствуя друга. Старики обнимались, хлопали друг друга по плечу, справлялись о самочувствии домочадцев. Тот, кто видел эту сцену впервые , мог подумать, что друзья не виделись лет десять, хотя с момента их последней встречи прошла всего неделя. Дед Яков, подслеповато вглядываясь  в сторону машины, спросил:
-А кто там у тебя в кабине сидит, Иван Иванович?
-Да это мой постоялец, студент - практикант, возит меня, - с важностью в голосе ответил Иван Иванович.
-Вот оно как, у тебя личный шофер имеется, Иван Иванович,- уважительно улыбнулся  дед Яков.
- Мне за постояльца совхоз деньги платит. А Лешка-инженер обещал осенью зерна подбросить,- добавил Иван Иванович , желая подчеркнуть всю выгоду моего пребывания в его доме. Дед  Яков подошёл поближе , внимательно оглядел меня , видимо , прикидывая – сколько зерна можно выручить за мою голову…
- А скажите, Иван Иванович, могу ли я ехать и во сколько за вами вечером машину подавать,- ехидно обратился я к старику.
- А к скольки мы с тобой управимся, Яков?- спросил Иван Иванович друга.
- Да как сказать,-поглаживая бороду , ответил дед Яков.- Прошлый раз Алена (жена деда Якова) турнула нас из дому аккурат перед пастухами.
- Ну, тогда и подъезжай за мной часикам к восьми ,- подытожил разговор Иван Иванович.


Рецензии
Как мне знакомо это:«Здорово, коли не шутите! Так часто здоровался мой отец. Образ Ивана Ивановича в чем-то напомнил мне его. Он так же как Иван Иванович часто высказывался против политики Америки и всегда говорил, что с ней надо; "Ухо надо держать востро".Я жила и работала какое-то время в деревне, поэтому сердце отозвалась на то о ком и о чем вы пишите. Рассказ " Ну и на какой ляд" показался мне незаконченным. Здорово было бы увидеть продолжение! Удачи и успехов Вам! Спасибо за посещение моей страницы.

Татьяна Закипная   22.03.2015 21:34     Заявить о нарушении
Я тоже рад знакомству ... :-) Удачи ...

Сергей Колногузенко   22.03.2015 22:55   Заявить о нарушении