Пятница 2

Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/07/382



       Пасха… В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает самое трагическое событие – распятие и смерть Господа Иисуса Христа. В этот великий день исполняются ветхозаветные пророчества об искуплении Спасителем всего падшего человечества: Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения человечества.

       Пятницы делились на заветные (обетные) и временные. В случае засухи, неурожая и по другим причинам люди давали обет поститься и не работать по пятницам. Такие пятницы назывались заветные (обетные). Временных пятниц в году было двенадцать: Рождественская, Крещенская, Сретенская, Благовещенская, Троицкая, Ильинская и т. д. Такие пятницы также назывались именными.

       Апокрифическое «Сказание 12 пятницах», вероятно, заимствовано из так называемых «Болгарских басен». Согласно этим «сказаниям», Адам был изгнан из рая в пятницу, в марте месяце, в шестом часу дня; Каин убил Авеля в пятницу, в марте, в девятом часу; Содом и Гоморра погибли в пятницу, в сентябре и т.д.

                *     *     *     *

       А день начинался, казалось бы, обычно, как и тысячи других, успевших незаметно проскочить за шесть с лишним десятков лет моей жизни. Подъем, как обычно, без пятнадцати семь. По установленной договорённости считалось, что будить меня должен сын, который поднимается на пятнадцать минут раньше и до моей ожидаемой побудки успевает, на пустой желудок (сломать бы эту его привычку, да как?!), выкурить сигарету на лестнице и поставить чайник на плиту. Но, как правило, я к этому времени если и не вставал, дабы не нарушать традиции, то уже точно не спал и был готов на его «Доброе утро, Виталий Юрьевич» ответить бодрым и отнюдь не сонным голосом «Привет».

       Далее, не мешая друг другу, мы по очереди и по давно заведенной привычке мирно делили друг с другом туалет, ванную, кухню, а в конце, стараясь не будить жену – и гладильную доску, находящуюся в спальне. Поскольку сыну предстояла более дальняя и сложная дорога до работы, нежели мне, он выбегал в ещё холодное и неприветливое утро минут на пять – десять раньше, а я позволял себе немного задержаться, мысленно повторяя: «Ещё успею».

       Но всё же и мне пришлось покинуть нашу уютную квартиру и поменять её на утреннюю стынь мрачного и неприбранного от залежалого и грязновато-серого снега двора. До остановки пара минут ходу. А там уже с задумчивой неприветливостью толпятся мои конкуренты по городскому транспорту, мечтающие втайне, чтобы их подобрала какая-нибудь частная машина, чтобы не толкаться в переполненном общественном транспорте, лишая тем самым себя великого достижения человечества – неприкосновенности личности – этой «святыни», этого «великого завоевания демократии», которой так любят кичиться «передовые умы человечества» из отличающихся неистребимым ханжеством и двойной моралью европейских стран.

       Эта «неприкосновенность личности», на деле, словно в насмешку, оборачивается своей полной противоположностью, особенно если это касается не коммерческого, а муниципального транспорта. Не перестаю удивляться его забитости в часы «пик». Нет, не количеству, что вполне естественно, а его составляющей. Если внимательнее приглядеться к массе, штурмующей «муниципалов», то убеждаешься в преобладании твоих ровесников, имеющих в кармане вместо денег проездные билеты, которыми нашего брата ежемесячно «одаривает» родное государство вместо бесплатного проезда.

       Несколько лет назад наша страна, после долгих дебатов, взвесив все «за» и «против», отказалась от наследия коммунистического прошлого в виде существовавших в «государстве рабочих и крестьян» льгот для многочисленных ветеранов, участников различных войн, инвалидов и других многочисленных льготников. Ныне наше капиталистическое государство перешло от социальных гарантий к «монетизации» этих самых льгот, выделяя в качестве денежной компенсации пресловутые сто рублей, которые  на почте ежемесячно (и практически беспрепятственно) «отоваривают» на «проскользной» билет для бесплатного проезда.
 
       Насколько это помогает нашим убыточным муниципальным автотранспортным предприятиям города выжить, можно только спорить, но периодически возникающие в средствах массовой информации перепалки между общественностью, городскими властями и администрацией этих самых предприятий о предполагающемся очередном повышении тарифов на проезд, как всегда, настолько же эмоциональны, насколько и беспочвенны. Нужна хорошая независимая экспертиза смет доходов и расходов этих предприятий, с анализом оправданности заложенных в сметы отдельных статей расходов и экономической эффективности деятельности самих предприятий, с обнародованием их результатов. Если это и делается контролирующими органами муниципалитета, то, как правило, келейно. Результаты таких проверок обычно остаются скрытыми от обывателя – ну, зачем, мол, понапрасну травмировать его психику.

       Казалось бы, живу недалеко от центра, и работа моя тоже расположена в центральной части города, а вот разнообразием транспорта направление моего движения не отличается. Выбирать практически не из чего, особенно в холодную часть года, когда не особо хочется даже часть пути до работы осиливать пешим порядком. Поэтому поневоле приходится штурмовать этот единственный номер муниципального автобуса, подвозящий преимущественно пассажиров из сельского пригорода в самую востребованную «точку» города – центральный рынок.

       А если учесть, что по дороге расположена еще одна такая важная «точка», как магазин «Ветеран», то можно представить себе и наполняемость автобуса, и контингент страждущих. Особое, мягко сказать, недоумение вызывают шустрые бабушки и дедушки, с острыми локтями и не менее острыми языками, которые выбирают именно мой маршрут и именно в часы «пик». Нет, чтобы подождать полчаса, когда все разъедутся по своим рабочим местам и будет простор для души и тела. Видимо, устав от унылого домашнего одиночества, и не имея возможности выплеснуть до конца накопившуюся негативную энергию на домашних, либо при отсутствии таковых, а также соскучившись по хорошему скандалу, они беззастенчиво лезут в мой маршрут в надежде – а вдруг!..

       Вот и сегодня на пути одной из таких «провокаторш» со стажем к великому сожалению оказался я – такой свеженький, чистенький, с еще не замутненными тяжелым рабочим днем нервами. Ну чем не объект для атаки? «Ну, чего встал, как памятник? Подвинься, дай пройти!», – изрекла, грубо и больно толкнув меня острым локотком, бабушка – «божий одуванчик» с кошелкой, на поверку оказавшаяся злющим «серым волком» с ощеренной пастью. Любой другой «мадам», помоложе я бы нашел, что и в каком тоне ответить, но здесь…

       Увы, на этом моя утренняя транспортная «разминка» не закончилась – настал черёд кондуктора. Мои «бумажные права» на бесплатный проезд в муниципальном транспорте упакованы в приличные и удобные для пользования и демонстрации корочки. Пенсионное и ветеранское удостоверения в развернутом виде, с фотографией, а при них проездной билет, демонстрируют мои законные права на дарованные мне моим родным государством льготы, которыми я пользуюсь уже третий год, по достижении мною общероссийского пенсионного возраста.

       Ну, а мои благородные седины и морщины на мужественном лице отставного офицера, казалось бы, наглядно подтверждают это право. Ан, нет! «У нас не забалуешь». В ответ на продемонстрированные мной «вещественные доказательства» моих прав, протолкавшаяся сквозь толпу кондукторша сурово произнесла: «Вы – пенсионер Вооруженных Сил?» «А что – из документов не видно?» – парировал я. «А вам 60 лет есть?» – сурово и подозрительно вопрошала она. «Наверно есть, если я вам предъявляю все документы».

       «Предъявите паспорт!» - потребовала она. Окружающие – кто с интересом, кто с насмешкой, наблюдали эту сцену. Для этого всего-навсего потребовалось освободить вторую руку, которой я держался за поручень, открыть портфель, который я держал в другой руке, и из его недр попытаться извлечь лежавший в отдельном отделении паспорт, открыть его и сунуть под нос бдительному стражу закона. И всё это в тесноте переполненного салона, в процессе движения, с его поворотами, торможениями, обгонами, и другими транспортными «прелестями».

       Конечно, все мы далеки от того, чтобы знать или хотя бы понимать те сложные взаимоотношения, которые складываются в той или иной структуре сфер обслуживания населения, таких, как общественный транспорт, торговля, почтовые услуги, ЖКХ и так далее.  Но, если их, так сказать, внутренняя сущность сокрыта от постороннего взора, то постоянное соприкосновение с внешними их проявлениями позволяют сделать некоторые выводы. В сфере общественного транспорта, к примеру, наглядно проявляется неприкрытая конкуренция «муниципалов» не только с коммерческим транспортом, но и друг с другом, даже, казалось бы, несмотря на разность в маршрутах движения.

       Это и попытки обгона конкурента по пути следования, и неуступчивость и намеренное простаивание на остановах сверх меры в попытке, если не выхватить чужого пассажира, то уж точно не дать это сделать конкуренту. Это и демонстративное курение водителем по пути следования, и отвлечение его на мобильные разговоры, и «задушевные» беседы со своими коллегами, свободными от смены, но ставшими временными попутчиками, позволяющими себе отвлекать коллегу от работы пустопорожними разговорами.

       Некоторые наивные пассажиры, устав наблюдать это, пытаются воздействовать на такого лихого «супер-водилу», из ложного стыда отвлечь его от работы, через посредство обращения к кондуктору, но при этом забывают о корпоративной этике, в полной мере действующей и в их среде. Ведь кондуктор в их совместной работе – лицо не столько подневольное, сколько так сказать, вторичное. Потому как именно расторопность и, если хотите, ловкость и наглость, прежде всего, водителя является в большей мере залогом финансового успеха их мини-предприятия под названием «автобус». А сама круговая порука водителя и кондуктора – это еще и гарантия некоей самозащиты, особенно в трудных и экстремальных условиях их существования.

       Многим «силовикам» надолго запомнились те «лихие» 90-е, когда правовой беспредел в молодой и «демократической» ельцинской России в полной мере коснулся и сферы автоуслуг. Тогда страна сделала некий реверанс в сторону военных, гарантировав им бесплатный проезд в общественном транспорте, при этом напрочь «позабыв» подкрепить его финансовыми гарантиями и компенсациями транспортникам за это благо. И «благо» не преминуло обернуться своей оборотной стороной.

       В любой цивилизованной стране такие противоречия давно решились бы в суде на уровне двух хозяйствующих субъектов - Минобороны и Минтранса. В любой, но только не в России. У нас в роли «хозяйствующих субъектов», вопреки здравому смыслу, выступали, с одной стороны, дядя Вася – водитель и тетя Маша – кондуктор, с другой, «подполковник Иванов» из Минобороны и «майор Петров» из МВД. А решение вопроса производилось отнюдь не в суде. Просто на требование кондуктора оплатить проезд, эти заложники «демократии» отказывались, ссылаясь на некий Указ Президента, защищающий их право на бесплатный проезд. Но эти доводы нашим «естественным монополистам» в лице дружного экипажа рейсового автобуса были, что называется, «до фени».

       И результатом такого спора, по предварительному сговору «дяди Васи» и «тети Маши», была демонстративная остановка автобуса, с объявлением водителем по громкоговорящей связи о том, что автобус дальше не пойдет, пока «эти двое безбилетников» не оплатят свой проезд или не покинут их территорию.
А, надо сказать, что, не в пример нынешним временам, когда нашим силовикам разрешено следовать до службы и со службы в гражданской форме одежды, в те «лихие» 90-е силовики себя ещё уважали и ездили одетые по форме.

       Не надо объяснять, какова была реакция пассажиров, опаздывавших на работу и службу, и каково было состояние наших «нарушителей». О каком авторитете военных можно было вести речь на тех заоблачных высях государственных структур или в средствах массовой информации, если вот на этом, самом приземленном, бытовом уровне шло их откровенное унижение со стороны собственных граждан?

       В одном ошиблись обиженные автомобилисты. Им бы учесть, что в число силовиков входят не только чересчур интеллигентные представители Минобороны, но и наша доблестная милиция, не ведающая компромиссов в решении принципиальных вопросов, а уж в отношении сохранения собственного престижа – тем более. И произошли, не просчитанные заранее, но решительные ответные действия со стороны выгоняемых из транспорта милицейских работников.

       А действия их были очень просты, но от того не менее эффективны. На требования покинуть их общественный транспорт, они, не мудрствуя лукаво, выдвигали встречные требования: «Автобус далее не идет. Просьба покинуть всех пассажиров транспорт, так как экипаж автобуса арестован за саботирование работы». А в отдельных случаях эти контр требования сопровождались одеванием наручников на пробовавших сопротивляться членов экипажа автобуса. Кто-то скажет – вот мол, выдумал. Нет, это не вымысел, всё это – быль.

       Как быль и то, что в первые две рабочие недели, последовавшие за январскими каникулами, при небывалых снежных заносах, в плену которых оказался город, и диких, не привычных даже для нас - дальневосточников, морозах, когда коммунальные службы по очистке города оказались, мягко говоря, не на высоте, общественный транспорт демонстративно объявил войну.

       Нет, не краевым властям, не мэрии, не собственному руководству, а нам, обычным гражданам, видимо, забыв, как это часто с ним случается, что мы являемся не обузой для них, мешая работать, а необходимым условием их собственного существования и благополучия. Что ж, наверно вместе в КПСС ушли в прошлое и те времена, когда увещевание недовольных шло только по партийной да профсоюзной линии воздействия на моральные устои существования производственных коллективов.

       Смена ориентиров в жизни общества в условиях безжалостного и бескомпромиссного капитализма предполагает наверно и смену мотивации самого труда, где критерием его качества предполагается не морально-нравственный аспект, признанный малоэффективным, а конкурентная основа и контроль рублем. Только вот чего-то не хватает во всем этом. Очень медленно муниципальные власти разворачиваются лицом к транспортным нуждам граждан, мало создают преимуществ муниципальному транспорту в его неравной борьбе с коммерсантами. А ведь он должен работать с самыми незащищенными слоями граждан. Значит, и вкладывать в него надо больше. И это тоже бросается в глаза.

       Слышал я в эти тяжелые январские дни, стоя на продуваемых всеми ветрами остановках и в выстуженных морозами салонах автобусов, приглушенные разговоры моих товарищей по несчастью и недовольных водителей: «Вместо нас понабирали кавказцев на рейсы. Вот пусть они и поработают на этих маршрутах, на скользких подъемах и спусках, в пробках, тогда узнают, почём фунт лиха!». Да, говорят, заработки водителей вполне приличные, выше средних по городу среди других категорий. Да и у кондукторов они тоже неплохие.

       Вот только слышал я и о другом, о том, что выплачивают эту заработную плату, как правило, с задержками в несколько месяцев. А если приглядеться к экипажам автобусов, то явно бросается в глаза и значительная разница в возрасте среди водителей в коммерческих и муниципальных автобусах. Значит, не все устраивает молодежь в работе у «муниципалов», даже, несмотря на то, что за последние пару лет автобусный парк у них явно обновился, ушли с рейсов старые «развалюхи» ЛИАЗы и неповоротливые «Икарусы».

       Но кондукторши, в большинстве своем, остались в том же составе, и также, за редким исключением, в большинстве всё же приветливы с нами – своими постоянными пассажирами. Хотя и не без исключения из правил. А кому и когда вообще-то было легко работать с людьми?

       Пятница…

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/10/1489


Рецензии