Случайная поездка в Мельбурн

Пять контрактов, а это четыре года жизни, проработал я в хорошей, очень большой международной судоходной компании. Головной офис у нас находился в Мельбурне,  круинги (организации по набору моряков на суда) – в Мельбурне, Гамбурге, Сингапуре, Маниле, Бомбее и в Одессе, а непосредственное управление судном было сосредоточено в Глазго.

Не всем морякам удается поработать в такой компании, поэтому не все знают, что кроме безусловных достоинств, есть там и большие недостатки, мягко говоря.

К достоинствам следует отнести высокую зарплату, своевременность ее выплаты, бесплатные трудоустройство и оформление виз, различных лицензий, медкомиссии, 4-месячные контракты, категорический запрет работать больше пяти месяцев.

Однако работать там тяжело. Сначала мне везло. Первым капитаном у меня был белый южноафриканец, отличный моряк, не снимающий морской формы с утра до ночи. Прекрасный капитан и человек хороший. Легко с ним было. Потом я попадал три раза с украинскими капитанами, со всеми работалось спокойно, а это главное.

Но последние два контракта пришлось мне тяжко. Капитаном был уникального телосложения швед, с двумя дюжинами татуировок по всему телу. Но не о нем речь. Просто порядки в компании с каждым годом становились все строже. На технике безопасности, учебных тревогах, теоретических занятиях там просто помешались.  Документации очень много, все делается через прямую компьютерную связь с компанией. Будь то заказ запасных частей, ремонтные работы, замечания портового надзора, болезни членов экипажа, тревоги, ну, всё, абсолютно всё, необходимо было мгновенно не только сообщать в компанию, а еще и фотографировать: до ремонта, во время ремонта, после ремонта. Без конца владельцы требовали фото - свидетельства. Пожарные разрешения на сварочные работы выдавал не капитан, а компания после опять же многочисленных наших просьб. Мы к такому не приучены. На этом закончу, читать  это мало кому интересно.

А вот что было там замечательно – это периодически организуемые семинары, проводимые в разных местах. Первый раз я попал как раз на семинар в Мельбурн. Ранее бывал я в Новой Зеландии, в северных и восточных портах Австралии, совершенно неинтересных. Совсем другое дело – Сидней и Мельбурн. Впрочем, в Сиднее я не был, и туда уже не попаду.

Получилось всё совершенно случайно, без всякой задней мысли, болтаясь по городу, я зашёл в одесский филиал компании.
- О, Бортников! Вы не хотите в Австралию слетать на неделю?
- А почему на неделю? И вообще, я ещё в отпуске.
- Это не на работу, а на семинар в Мельбурн. Хотите поехать?
- Ну, если за счёт компании, то почему бы и нет? В Мельбурне я не был.

Летели мы с одним из наших украинских капитанов и двумя  руководителями  одесского круинга. Маршрут – из Одессы в Вену, после нескольких часов ожидания – двенадцати-часовый перелет на Бангкок, столицу  Таиланда, и вскоре уже третий перелет – одиннадцать часов до Мельбурна. Ужасное путешествие.

В обратную сторону оно переносится намного легче, может быть потому, что большая часть полета проходит в светлое время суток. Нам же выпал, в основном, ночной полет, когда все соседи спят, и даже в проход проблематично выйти. Но как бы то ни было, в Мельбурн мы добрались благополучно, хоть и скрюченные, мятые и клятые, как говорят в Одессе.
 
Нам предстояло провести в Австралии пять суток. Сразу же повезли нас в большой, современный отель, где нам предстояло жить,  слушать лекции и питаться. Первый вечер – общий сбор за ужином с горячительными напитками и горячими объятиями со старыми знакомыми. Они были, в основном, среди устроителей семинара, суперинтендантов, но и капитаны знакомые попадались. Я ведь уже три года в компании отработал.

Собираясь в Австралию, я приобрел в качестве сувениров два набора украинской водки Немировского завода, штук шесть стограммовых "мерзавчиков" в каждом. В первый же вечер один из них я вручил знакомому руководителю всей инженерной службы  компании, очень приятному, но малознакомому  человеку. Второй предназначался Рэю Блэдбёрну,бывшему моему суперинтенданту, с которым мы пережили китайский ремонт, и которого мне очень хотелось увидеть.

Отель был удачно расположен в центре Мельбурна. Занятия проходили в первой половине дня, и все вечера я проводил  в одиночестве, исследуя город. Мои одесситы были заняты каждый собой.
 
Должен сказать, что за свою жизнь я мало, где не отметился. Не был я только в Израиле, не был в Гренландии, в  Шотландии, в Исландии… даже у берегов Антарктиды рыбу ловил. Почти во всех странах, которые выходят к морю был, а во многих континентальных - бывал в аэропортах транзитом. Но видел я так позорно мало, что даже стыдно сказать. То есть почти ничего. Ведь земной шар для моряков - это просто место работы, ни больше, ни меньше. И когда удается постоять недельку в хорошем порту, и работа позволяет расслабиться – это праздник.

И все равно, туризм – нечто совершенно другое. В Мельбурне я наслаждался полной свободой. Я очень люблю ходить пешком, если не сделаю ежедневного часового моциона – больной. За что не люблю Штаты – там пешеход вызывает подозрение, удивление, улыбку, иногда – презрение. По крайней мере, мне так кажется.

А в Мельбурне, как и в старушке – Европе, толпы пешеходов, множество туристов со всего мира. Негров почему-то крайне мало. В такой толпе замечательно себя чувствуешь. Еще нюанс – бесплатные общественные туалеты в изобилии,чистенькие, дезодорированные. Мелочь, а приятно.Ну, ездят же наши мэры и губернаторы по миру круглый год, но хоть бы такую вот мелочь переняли.

Бесплатный туристический трамвай петляет по центру города. Бесплатный автобус для туристов делает двухчасовые экскурсии с гидом, переезжает на другую часть Мельбурна по мосту, возвращается. Просто потрясающее отношение к приезжим! Вежливый, ненавязчивый сервис.

Обошел центр искусств, похожий немного на Эйфелеву башню. Невдалеке заметил распахнутые настежь двери отеля. Заглянул внутрь. Широкая мраморная лестница уходила вверх, по ее краям струилась вниз каскадами вода. Я подумал, что гостинице около ста лет, поинтересовался у портье. Оказалось, что это новострой!  А мы в Одессе все еще гордимся Оперным театром и Потемкинской лестницей, памятниками Дюку Ришелье и князю Воронцову. А что построено было за последний век?

В воскресенье, последний день тренинга, занятий не было. Целый день я шатался по городу, покупая сувениры. Ужин был праздничный, опять для всех вместе, хотя мы и так по вечерам долго сидели в ресторане ежевечерне. Разница заключалась в том, что обычно нам подавали еду по выбору ресторана, а в первый и последний вечер мы заказывали ее сами, по своему вкусу.

Мне не хотелось прощаться с полюбившимся мне  Мельбурном  и я выскользнул на улицу. Еще несколько часов подряд гулял по городу, пора было возвращаться. Перед  ужином, на который я опоздал, я переоделся в номере и захватил с собой украинский сувенир, даже не зная, кому его подарю. Мой старый приятель, шотландец Рей, не приехал из Аргентины, куда перебрался с выходом на пенсию.

Но не везти же домой украинскую водку!?  Недолго думая, я вручил ее бармену, сказав: "Это сувенир из Украины. Поставь на витрину, у тебя такой водки нет". Зал был почти пуст, и не желая затруднять официанта, я попросил принести мне дежурное блюдо. Я был утомлен прогулкой и сидел, опустив голову, погружённый в свои мысли. Через пару минут возле меня появилось три пары ног.

"Не понял парень мой заказ. Проклятый акцент" - подумал я и поднял голову. Возле меня, широко улыбаясь, стояли бармен, официант и шеф в поварском колпаке. У каждого в руке была бутылочка с откупоренной родной горилкой. Бармен сказал: "Сколько здесь работаю, таких подарков мне никто не делал. Чин – чин!" - Они подняли бутылочки и отхлебнули из горлышка каждый.

Я работал с моряками десятка национальностей. У меня были подчиненные из Филиппин, Индии, Бирмы, ЮАР, Анголы, Греции, Польши, Шотландии, Перу, с Мальдивских островов. Но когда меня спрашивают, что я сделал для своей страны, иногда вспоминается эта трогательная история.


Рецензии
У Вас, Михаил, завидная биография! Где только не носило по земному шарику. Интересно вас читать, что бы ни написали!
С уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   04.07.2018 23:24     Заявить о нарушении
Да, поносило меня по свету. И в Антарктике даже был. Спасибо, Галина!

Михаил Бортников   04.07.2018 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.