Борис Годунов в Et Cetera

«Et Cetera»
Как же меня гипнотизирует эта люстра! Я прям как кролик перед Каа; в священном ступоре. Стояла и любовалась …
Тихий, монотонный говор в гардеробе и разговоры у буфета нисколько не мешают. Зрители всё прибывают.
Кто-то первый раз в театре «Et Cetera» и с огромным любопытством рассматривает награды.
Кто-то сразу в буфет. С работы люди, голодные. А спектакль идёт три часа.

Премьерный показ «Бориса Годунова» - событие в театральной жизни столицы. Смелый эксперимент  «солнца нашей поэзии»  не всякий режиссёр возьмётся ставить.
Ведь даже современники о “Борисе Годунове” отзывались критически. Трагедию дружно признавали не для сцены, а лишь “пьесой для чтения”.
Автор Бориса – «сукин сын»

«Писанная мною в строгом уединении, вдали охлаждающего света, трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных», - писал
А.С. Пушкин, находясь в ссылке, в селе Михайловском.
В России только что вышли X и XI тома «Истории государства Российского» Карамзина. И Пушкин взял за основу подлинную историческую действительность. Работа над «Борисом Годуновым» закончена была 7 ноября 1825 г, и поэт писал П.А. Вяземскому: “Трагедия моя кончена; я перечёл ее вслух, один, бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин, ай да сукин сын...”
Но пьеса была напечатана полностью   в 1831г. А театральную сцену «Борис Годунов» увидел лишь в 1870 году,  и  то со значительными  сокращениями.
 «Бориса Годунов» — первая русская реалистическая трагедия  поднимала самый злободневный вопрос современности – вопрос  об участии  народа в борьбе за своё  освобождение.
Поэтому сколь бы не была важна роль  Бориса, и  как бы ни акцентировался образ Самозванца -  не они главные  герои трагедии.
Об этом прямо говорит  в одной из последних сцен  приближенный Самозванца Гаврила Пушкин:

Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только села грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские... да что и говорить...
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов ?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным...

Народ в  последних двух картинах  представлен автором  как решающая сила. Как единая нация, сплочённая пусть пока осуждающим молчанием.
Пушкин  взял в пример Шекспира и изобразил эпоху и исторических лиц, не прибегая к сценическим эффектам и романтическому пафосу.


Фото - Яндекс



Смутное время
Опричнина Ивана Грозного, татарское нашествие, Ливонская война послужили причиной начала смутного времени в России. Историки определили точные рамки  Смутного времени - 1598-1613 гг. и разделили его на три периода.
Александр Сергеевич Пушкин  в пьесе «Борис Годунов» ограничивает сюжет семью годами (1598—1605).
Начало и первый период Смутного  времени связывают с появлением в Польше Лжедмитрия. Григорий Отрепьев выдаёт себя за выжившего сына Ивана Грозного.
И пусть историки спорят – был ли Отрепьев самозванцем или истина скрыта, но дело не в имени новоявленного царя.  Дело в том, что в Смутное время были созданы исторические условия для появления самозванца. Вера народа в «доброго царя», желание избавиться от гнёта бояр привели к появлению многочисленных Лжедмитриев. Это опять же подтверждает,  что главный герой  пьесы – народ. Воля народа, его тайные желания реализовались в образе Гришки Отрепьева, что в конечном итоге привело к разрушительному страшному  Смутному времени  и отбросило Россию  по уровню развития далеко назад.


Фото- Яндекс

«Ordnung muss sein»
«Мне грех жаловаться на судьбу.  Однако, как мне кажется, быть довольным собственным существованием просто невозможно. Для художника самодовольство, спокойствие равнозначно смерти. В подобном случае надо идти печь булочки или лепить пельмени, а кому-то просто искать блаженство в объятиях женщины».
Знаменитый классик немецкой режиссуры Петер Штайн,  ставил «Вишнёвый сад», «Трёх сестёр»  А.П.Чехова,  «Мать», «Дачников» М.Горького  на сцене  легендарного театра "Шаубюне".  То есть, любовь  Петера к русской литературе  давняя и прочная.
В начале 90-х  прошлого столетия Петер Штайн  становится  «свободным художником».  Одним из  проектов театрального режиссёра стала постановка «Орестеи» Эсхила в 1994 в Москве, на базе Театра Российской армии.
В 1998 году  «Гамлет» с Евгением Мироновым в главной роли покорил столичных зрителей и критиков.  «Бог троицу любит», - поговорка русская гласит, предсказывая третьему мероприятию гарантированный успех.
Третий звонок. Волнуюсь. Бросаю прощальный взгляд на люстру. Пора в зал.

Фото - Яндекс

«Борис  Годунов»

Взгляды зрителей, направленные на сцену, изумлённо перенеслись на звук голоса – актёры были справа
С первых слов Воротынского, зал, затаив дыхание, внимал. Ни кашля, ни скрипа кресел. Действие разворачивается, ведя зрителя за собой. Вслед за Шуйским бежим на Красную площадь.
 Власть влечёт за собой преступление или преступление – необходимый атрибут  власти, - зрители должны решить вместе с Борисом.  Вместе с юродивым гневно отказаться от копеечки. Вместе с Лжедмитрием содрогнуться над речами Марины Мнишек.

Постой, царевич. Наконец
Я слышу речь не мальчика, но мужа.
С тобою, князь, она меня мирит.
Безумный твой порыв я забываю
И вижу вновь Димитрия. Но — слушай:
Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву —
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но — слышит бог — пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.

Польский акцент в речи Марины – заслуга Петера Штайна. Точная, скрупулёзная работа над текстом - конёк режиссёра.

После последнего поклона артистов у меня одна мысль – постановка идеальна.
В отзывах прочла про сценические костюмы, мол, не тот век. Не берусь судить, к какому веку относятся костюмы и декорации – я не историк и не театральный критик.  Я – простой зритель. И мне спектакль очень понравился.
Не новаторскими штучками, не режиссёрскими находками, не новинками технического прогресса, а глубоким раскрытием  темы, наслаждением от богатства родного  языка, отточенными, идеальными мизансценами и бережным отношением к Пушкину.

Фото Яндекс

Постановка "Бориса Годунова" в «Et Cetera» не оставит равнодушным ни одного  зрителя.
Кто-то будет судачить о костюмах, кто-то вновь прочтёт Пушкина, а кто-то будет искать параллель в сегодняшних событиях. И пусть эти поиски увенчаются размышлениями и пониманием политической ситуации.


Рецензии