Что есть такое лицемерие, по моему разумению

Стихотворная погрешность мысли обязана происхождением своим эстетике изложения и восприятия. Глубина же мысли выступает в стихотворении в роли сознательной жертвы красоте оформления.

Погрешность эта может быть, отнюдь, не фатальна, и заключаться единственно в недосказанности со стороны поэта, либо его движении по отвлеченной разветвленности рифмы, и как следствие - недопонимании со стороны читателя. Недопонимание, впрочем, вполне может возникнуть и со всеми необходимыми уточнениями и дополнениями. В данном случае имеет огромную важность интеллектуальный уровень читателя, да и самого поэта. Не секрет, что в условиях всеобщей вседозволенности, падения качества высшего образования, возведения в культ праздного образа жизни интеллектуальный потенциал всего общества неумолимо снижается. Поэзия же, литература, философия, и вообще искусство, по моему разумению, должны служить своего рода отрезвителями от этой праздности и вседозволенности, а не потворствовать им и ни в коем случае не воспевать. Человек призван, чтобы трудиться на этой земле - так ему заповедал Бог. Отметая же повеление божье, человек теряет свою самость, телом своим дряхлеет, умом глупеет, и превращается, наконец, раньше положенного времени в недееспособного. Разумеется, трудиться необходимо, что называется, с умом. Вся жизнь, проведенная в работе, едва ли у кого вызовет какие-либо другие чувства, кроме жалости.

Пишу все это скорее для себя, но вместе с тем, для тех, кто разделяет эту мою вполне обоснованную позицию. Для всех иных, кто не разделяет: кто я такой, чтобы диктовать правила жизни тем, у кого своя голова на плечах, мыслящая всегда без погрешностей. Таким можно и не читать вовсе, они и без того обо всем осведомлены заранее, чуть не с рождения. Для тех же, кто пусть и не со всем согласен, но решит все-таки сопоставить свою позицию и мои умозаключения поспешу осведомить, что тема моего письма (Я, правда, не знаю к какому роду литературного творчества отнести свое размышление: трактат - да вроде бы и нет; Эссе - тоже как будто не совсем; впрочем, я считаю, можно обойтись без шаблонностей) лицемерие и что оно из себя представляет.

Это качество человеческой души и ее проявление, посеянное дьяволом, сопутствовало истории человечества, надо полагать, на всем ее протяжении. Упоминания об этом душевной наполненности встречаются уже в Ветхом завете, и находят наиболее яркое отражение в повествовании о сыне Израильского царя Давида Авессалома, лицемерием своим и сладкими речами склонявшем народ а свою сторону единственно с той главной для него целью, чтобы занять престол еще до смерти отца. Замечу, что этого сделать ему не удалось. Он погиб при весьма странных а для людей верующих вполне объяснимых обстоятельствах: во время междоусобной войны с отцом своим, вследствие поражение собственного войска Авессалом, спасаясь бегством на муле, во время проезда по лесу случайно зацепился своими длинными волосами за ветви высокого дерева, мул вырвался, и таким образом сын царя оказался как бы повешенным. Лучник из войска Давида, заметив это его положение, недолго думая, выпустил в его грудь несколько стрел и тем самым умертвил его. Так именно закончилась жизнь Авесаломма.

Другие примеры, и, стоит заметить, их множество, встречаются на всей протяженности цивилизационной истории человечества, и особенно часто находят место в политике. Какими только изощренными методами не пользовались такие, например, правители, как Калигула, Нерон и прочие римские императоры, и даже Цезарь, какие сладкие слова не говорили для достижения своего личного величия. Разумеется, одним лицемерием дело не ограничивалось. Но если мы коснемся всех методов, используемых в политике, то уйдем далеко и надолго от главной темы нашего рассуждения. А этого никак нельзя допустить. Нам скорее важно понять, что такое лицемерие и каковы критерии его определения.

Надо полагать, что нередко лицемерие попросту путают со взаимными любезностями, произносимыми в ответ на подобные же похвалы, либо же затем, чтобы подбодрить, раззадорить, не угасить старание, как минимум. Я полагаю, в данном месте стоит все-таки разграничить. Взаимные любезности, правда, бывают в некоторой степени вынужденны, хоть и далеко не всегда до последней капли искренни, и произносятся обыкновенно для того, чтобы со всей искренностью сделать приятное человеку, взамен на так называемое, если неукоснительно следовать выводам Эрика Берна, проглаживание. Проще говоря, дарить любезность в обмен на любезность, без глубокого осмысления этой самой любезности, в иной раз чрезвычайно завышенной, что само по себе может привести к недоразумению, вполне обоснованному непониманию со стороны окружающих, а то и к насмешкам. Однако же это не лицемерие, хоть и содержит в себе элемент лжи. Стоит внести одну интересную деталь, а именно сказать, что психика некоторых людей устроена таким образом, что похвалы в их адрес провоцируют возникновение прекрасного настроения, а соответственно, как обязательное следствие, преображают почти все, что связанно с их почитателем, и они готовы хвалить его без умолку, теша себя сознанием собственного успеха. Это это касается взаимных любезностей.

Что же касаемо словесного поощрения положительных действий, подбадривания, пусть даже несколько завышенного с целью внушить человеку, а как правило ребенку важность и полезность выбранного дела, то, стоит заметить, что этот подход, пусть не прямо противоположен лицемерию, но вместе с тем, совершенно его не касающийся, в первую очередь потому что проистекает и благодетельных побуждений, в то время как лицемерие содержит в себе корыстные, злые намерения, циничного содержания.

Лицемерие, по своему определению, в широком понимании этого термина, в первую и главнейшую очередь, это очевидное несоответствие между словами и мыслями, истинным мнением и произносимым. Истинность в данном ключе - субъективна, индивидуальна, то есть истинна в том подразумении, что человеком действительно мыслится. Однако же, вместе с тем, аналогичное несоответствие мы можем слышать и наблюдать во лжи, а между тем ложь и лицемерие - понятия не тождественные, хоть и во многом имеют сходства. Различие заключено разве что в том, что ложь является составной частью лицемерия, а лицемерие - одним из проявлении лжи, если это можно считать различием, а не родством. Впрочем, в условиях всякого родства наблюдаются и различия. Несоответствие это может происходить из неспособности говорить правду, вернее, из утраченной способности к объективизму, укоренившейся привычки заискивать, лебезить, привычки, надо уточнить, прямо противоположной жизненному подходу - всех и всюду критиковать, всем и всюду быть недовольным. Обозначенное душевое качество может быть, как порождением запугивающей системы, так и следствием обыкновенной мягкохарактерности, вернее даже, слабохарактерности, что, надо уточнить, не есть одно и то же. Мягкость, как правило, допускается личностями сильными в отношении слабых и вообще окружающих, тогда как слабохарактерость имеет в подавляющей степени завуалированный, скрытый характер и заключается скорее в притуплении способности самосовершенствования, борьбы с собой, нежели с окружающими, и более того, с течением времени становится совершенно неподконтрольной самому ее носителю, если так можно выразиться. Слабохарактерность в отдельных случаях является очевидным подспорьем лицемерия в форме заискивания перед сильными, начальствующими.

Иного рода и иной сложности лицемерие базируется на подлинно корыстных интересах, и, по обыкновению, употребляется хитрыми, безнравственными личностями с изощренным умом для использования не столь продуманных, доверчивых и простодушных. Замечу, что такого рода лицемерие менее распространено, и к слову говоря, находит прекрасное отображение в басне Крылова про ворону и лисицу. Я искренне убежден, что лесть и лицемерие - понятия схожие, но не тождественные, между всегда пролегает тонкая грань, и при желания можно отыскать отличия. Правда сделать это, порой, совершенно не просто. Лицемерие, как мне думается, более широкое понятие, охватывающее целый жизненный уклад, заключенный не только ли в противоречии мыслей и слов, но в несоответствии собственных слов и действиям, поведения, принимаемого образа, потаенным мыслям. Для уточнения, думаю, следует обратиться с священному писанию, и понять почему Иисус Христос называл фарисеев и книжников лицемерами.
Матф. 23:27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

Матф. 23: 23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23: 13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Матф. 23: 6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Матф. 23:4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям.

Мар.7:7. тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Мар.7:8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Полагаю, получилось, не длинно, но исчерпывающе. Ничего более весомого по этой теме дополнить у меня нет вдохновения.


Рецензии
Интересное исследование.
Мне кажется, лицемерие, как правило, то есть понятие лицемерие, описывает комплекс чувств, а не мыслей. Говорить одно, думая при этом другое, - не лицемерие, а "кривление душой" из какого-либо расчета, от страха, от желания уйти от дискуссии, от желания заработать очки в какой-то среде, и т.п. Но если ты притворяешься ласковым, питая в душе раздражение и злобу, то это лицемерие. Или притворяешься патриотом, а на самом деле готов проклясть родину, ты лицемер. Какова этимологтя слова? Лице-мер. Меряющий лицо - а лицо - это зеркало души - итак, лицемер отмерил свою разрезанную на порции, пайковую душу, почти механическими проявлениями имитированных чувств. Он торговец, и товар его - мертвая душа.

Галина Докса   09.03.2015 00:08     Заявить о нарушении
Спасибо за проявленный интерес. Это очень ценно.
Мне лично думается, что не стоит слишком разделять чувства и мысли, потому что все они - есть наполнители души, нашего сознания, и взаимосвязаны, и хорошо известны человеку, пусть не всегда поддаются нашей воле. Человеческий духовный мир еще сложнее нашего организма. Редко в нашей жизни возникают ситуации, когда мы не можем разобрать собственных чувств - "то ли жалость, то ли отвращение", либо они, как нам кажется, переплетаются между собой "люблю и ненавижу", в большинстве случаев они, пусть не подкотрольны, но достоверно распознаваемы. Поэтому, конечно же, в сердце ненависть, с которой не борются, а на словах - лесть, это можно расценивать как лицемерие. Однако же, лицемерие из страха, скорее - проявление обыкновенной трусости, а нежелание вступать в беседу - едва ли может быть замазано лицемерием, оно, как правило, завершается грубостью или культурным молчанием. И как мне кажется, "кривление душой" как раз и есть синоним лицемерия. А в остальном с Вами согласен.

Дмитрий Швец 7   09.03.2015 21:46   Заявить о нарушении