Умные и хитрые

В вербальном (чисто словесном) общении между людьми - немало понятий о лжи и обмане, лицемерии и лицедействе, лести, приспособленчестве и т.п. Но ещё больше их толкований в соответстви с индивидуальными уровнями развития - от ещё наивно-детского до много-опытного и философского. Классика же толкований, как известно, задаётся энциклопедическими словарями.

И, казаось бы, что непонятного - где есть зло, а где добро?  Но, оказывается, мнения по этому поводу разделились на противоположные, причём на самом высокоинтеллектуальном уровне ( ТК "Культура"). Одни считают, что сила в правде и именно она призвана спасать мир от лицемерия, другие принялись утверждать, что   м и р  с п а с ё т  л и ц е м е р и е? То есть - осознанно непредсказуемое поведение людей одних по отношению к
другим!

Что это???   А вот что.

Наверное, не было бы сегодня ни умников, ни энциклопедий - не обрети человечество способность мыслить и осознавать себя   умными - по отношению ко всему остальному живому миру, ещё прозябающему на животных инстинктах. Только в том и проблема, что и умники разделились на мудрых и хитрых. А разница между ними в том - кто и как понимает всякую силу.

Первые полагают, что всякая сила - это аргумент не для подавления и подчинения себе всех, менее слабых, а для признания, защиты и фактического содействия всем, менее слабым - в прямое противопоставление диким звериным повадкам.

Вторые направляют свой ум на то, как бы стать ещё сильнее, но не личной энергией, а извлечением выгоды из общения с природой и
обществом. А самое выгодное - подчинить их себе. И тогда символическому рабу для того, чтобы выжить - не остаётся ничего, кроме лицемерия, лести и всего подобного перечня подобострастия.
Тут то и правы господа Барщевские!

Но только в отличие от зверей - такой умник никогда и низачто не покажет перед публикой своих потайных корыстных намерений. Наоборот, эти почище других изобилуют приветливыми улыбками, широкими объятиями, импозантной харизмой, призывами к нравственности и готовностью в любой момент спуститься с господ-аристократов - до демократа по определению, с образом жизни, присущим самым широким массам. А особенно рьяно педалируют на
необходимость веры, надежды, любви и на счастье, но.... не сегодня, не завтра, а в некотором прекрасном и светлом - б у д у щ е м времени. (Некоторые умудряются до того, что самое прекрасное будущее обещают аж на том свете?)

И всё это  для того, чтобы дождаться как можно меньших свидетелей, чтобы незаметно превратиться в оборотня, чтобы реализовать-таки потаённые намерения и чтобы снова приветливо и с улыбкой показаться перед публикой, тем самым дискредитируя всё добропорядочное по известному принципу ложки дёгтя на бочку мёда.
 
А что характерно - только в самых экстремальных ситуациях, в  которых стоит вопрос о жизни или смерти - все приличия и  неприличия уходят подальше от энциклопедий, от классики, от нравственности, от свободы и прав человека.

И потому - труднейшая это задача отличать мудрых от хитрых. Но труднейшая - опять же на чисто вербальном уровне. И не так уж и трудна при мониторинге воплощения обильного словоблудия в конкретные практические дела. Достаточно лишь прежнее аристократическое неприятие т.н. доносительства - принять за конституционное право самого широкого народного фронта на мониторинг с благороднейшей функцией своевременного уведомления компетентных органов о всех возможных правонарушениях, особенно на местах, не всегда видимых высшей власти.

И как только научимся отличать мудрых от хитрых - всеобщее благополучие будет обеспечено, как материальное, так и духовное, светское и религиозное.
-----------------
Однако, умникам ли на ТК "Культура" не понимать, что  эффективность диспутов не в самом заумном контенте, а прежде всего в его броских заголовках. Что понял массовый обыватель в велеречивых вопросах и ответах на встречных штыках понятий, но точно у каждого отложилось - "Мир спасёт лицемерие" !

Куда же клонит новая свободная российская культура ?


Рецензии