Родившийся в Тарсе

«Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» (Деян.22:3)

Вот характеристика, которую сам себе дает апостол Павел. Текст, которым мы прочитали в синодальном переводе можно понять двояко. Где воспитывался Павел «при ногах» Гамалиила? В Тарсе или в Иерусалиме? И в греческом тексте мы не найдем точного ответа на эти вопросы, потому что одинаково возможны несколько переводов с греческого: "воспитанный, впрочем, в сем городе" (Иерусалиме), "воспитанный также в сем городе (Тарсе)", "ибо воспитан в сем городе", "воспитанный именно в сем городе". Издавна существует мнение, что  Гамалиил, наставник Савла, жил и учил в Тарсе. Хотя более распространено мнение, что он жил в Иерусалиме. Но все же, давайте допустим, что постоянным местом жительства Гамалиила и Павла, по крайней мере, до окончания учебы Павла, был Тарс, и посмотрим, какие мысли откроются нам, благодаря этому допущению.

Родной город Павла – Тарс Киликийский, испытавший на себе огромное влияние Великой Армении. Он некогда был частью  древне-армянского государства, существовавшего более 600 лет, с 190 г. до р. Х. по 428 год от р. Х. При Тигране II, Великая Армения превратилась в сильную державу, имеющую границы от Куры до Иордана и от Средиземного моря до Каспийского. Тигран II заботился о развитии торговли, науки и культуры на территории своей державы и хорошо относился к евреям, считая их вклад очень ценным. Несмотря на то, что к моменту появления на свет Павла, Великая Армения утратила власть над Тарсом, все же влияние армян в Киликии долго оставалось еще очень сильным. Так с 1080 по 1375 годы в Киликии все еще существовало Киликийское армянское государство, впоследствии захваченное мамлюками. И только в 1515 году Киликия была завоёвана турками-османами.

Итак, если апостол Павел говорил о том, что он родился и провел свою молодость в Тарсе Киликийском, его современникам это говорило об определенной школе, качестве воспитания и особом климате отношений в этом городе и Киликии в целом. Ведь там, где в людях видят лучшее, общество, будь то семья, город или государство, развивается в правильном направлении. Никогда не забывайте об этом!

В частности в Тарсе, где проживало много греков, существовала лучшая греческая школа философии и грамматики, процветавшая как раз во времена жизни Павла. А сильные еврейские общины на территории влияния Армении вскоре стали центрами распространения Евангелия, и в результате уже в 301 году, почти на 30 лет раньше Рима, Армения первой приняла христианство на государственном уровне! Вот это показатель.

Апостол Павел подчеркивает, что он был тщательно наставлен в отеческом законе. А что это подразумевает? Одним из важных действующих постановлений закона было то, что за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. И Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (см. Деян 18:3. На протяжении веков в Тарсе и его окрестностях главным традиционным ремеслом считалось изготовление ковров и войлока для палаток). Это говорит о том, что Павел собирался быть профессиональным раввином. В посланиях он не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см. 1Кор. 9:13—15). Скорее всего, шитьё палаток было прибыльным делом в те времена военных походов многотысячных армий. Так что Павел мог вести безбедную жизнь, где бы он ни странствовал.

Это говорит нам об особенности взглядов в школе Гамалиила, потому что в Палестине у учителей закона - книжников сложилась другая практика, за которую их порицал Иисус Христос. Они поедали дома вдов (см. Мар.12:40). Вместо того чтобы зарабатывать на жизнь ремеслом, книжники убеждали женщин и простых людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь.

Нечто подобное распространено сейчас и в христианских общинах. Почему-то, давая молодым людям христианское образование, их не учат никакой профессии, позволяющей  обеспечивать себя. Более того, часто проповедники учат молодежь бросать мирские дела и браться за труд Божий, тем самым воспитывая в молодых людях пренебрежение к профессиональному труду. А между тем, если человек не приучен собственным трудом зарабатывать себе на пропитание, если он не имеет навыка ответственности и дисциплины, требующего вставать рано утром и спешить на работу, если за свою жизнь он не завершил ни одного дела: не построил ни одного дома или не сшил ни одной палатки, и т.д., то и в служении Богу он оказывается неспособным довести ни одного дела до конца и относится к своим обязанностям в служении без должной ответственности.

Далее, известно, что в защиту арестованных апостолов: «Гамалиил … сказал: … отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:34-39). Слова Гамалиила не похожи на то, что говорили и делали другие фарисеи, жившие в Палестине, члены синедриона. В них столько мудрости и здравого смысла!

Сразу можно представить, что если бы остальные члены синедриона рассуждали так, как Гамалиил, то Христа бы не распяли. Откуда же такая разница? В Киликии, и в частности, в Тарсе, евреи были национальным меньшинством. Да, они имели определенное влияние на общество, но не имели доступа к власти. Местные религиозные советы решали только внутренние вопросы еврейской общины, не более. Члены же синедриона в Иерусалиме стояли у власти, поэтому их суждения и постановления были обусловлены политической целесообразностью: «Цель оправдывает средства». Религиозная верхушка евреев организовала убийства Иисуса Христа вопреки очевидным фактам, знамениям, логике, вере, - всему, кроме целесообразности. Их целью было сохранить политический режим, который обеспечивал им доступ к власти, и ради власти они были готовы пойти на любое преступление.

Если вы хотите, чтобы ваши слова и поступки были исполнены мудрости свыше, если вы хотите иметь свободу поступать так, как вам говорит Господь, то не стремитесь к политической власти. Церковь никогда не должна сливаться с государством, стоять у рычагов управления им и принимать политически мотивированные поступки. Да, мы можем влиять на все сферы жизни страны, в которой живем, но не политическими методами. Молитва, проповедь Евангелия и высоконравственная духовная жизнь, - вот средства, которыми мы можем бороться со злом в этом мире. Другого детям Божьим не дано, иначе мы можем превратиться в детей дьявола.

В год распятия Иисуса Савлу было 25 - 27 лет. Хотя Савл был наставлен Гамалиилом, который, как мы видели, проявлял мудрость и сдержанность в отношении последователей Иисуса Христа, сам он был, по его же словам, не в меру жесток. Он поддался настроениям и идеям иерусалимских правителей. Как часто люди воспринимают чьи-то идеи поверхностно, без должного рассмотрения. Особенно легко воспринимаются идеи радикальные, нетерпимые. Намного легче согласиться с теми, кто призывает к погромам, чем с теми, кто призывает к терпению.

Стечение обстоятельств, множество событий, произошедших в Палестине за последние десятилетия, требовали от Савла принятия решения: либо он останется провинциальным и  безвестным книжником из Киликии, либо сделает карьеру и сможет занять видное место в религиозном правительстве. Для успешной карьеры у Савла были отличные данные. И вдруг он всё почёл за сор! Поразительно, человек с такой перспективой вдруг сделал резкий поворот в своей жизни и пошёл за Господом. И что же он получил взамен? Всё почёл за сор, ради чего? Ради того, чтобы служить Господу Иисусу Христу.

Но в служении Господу он достиг большего или меньшего, чем мог бы достичь, оставаясь ревностным лидером в иудаизме? Большего, несравненно большего. Перемены произошли с Савлом в момент личной встречи с Господом. Не многие люди удостоились такой привилегии, но ведь и совсем мало людей, которым Бог поручает такие великие задачи. И хотя Павел почел за сор все, что имел до встречи с Господом, его образование, навыки, преданность, - все это понадобилось ему в служении. Послания апостола Павла составляют четвертую часть Нового Завета. Передать все богатство Слова Божьего, заключенного в этих посланиях, просто невозможно. И здесь значительную роль сыграло его блестящее образование. Так и вы, когда слышите призыв Господа, не бойтесь отдать что-то из достигнутого. После Божьей огранки, Господь вернет вам это, чтобы вы смогли выполнить свое предназначение.

Порой человек приходит к Господу и выбрасывает все, что умел и имел раньше, а этого делать нельзя. Твой опыт и твои достижения - они пригодятся тебе. Просто позволь Богу придать твоим дарам и талантам новый смысл.


Рецензии