Чуковский Корней - доктор Айболит

Русские люди - как и в старину - как будто самим богом созданы,
что бы по несколько суток ожидать поездов и лежать вповалку
на вокзалах, пристанях и перронах.
                К.Чуковский

В то время когда Чуковский носил старое пальто, новое ему было еще не положено. А вот когда Наденька Крупская разрешила ему “Тараканище” и “Крокодила”, а от “Двух до пяти” переиздали в 15-й раз, то ему дали Ленинскую премию, и проблемы с шапками у него разрешились автоматически.

Не сомневаюсь, что Корней Иванович носил ондатровую шапку по праву, а не только по решению секретариата СП.
                Прокурат

ЧУКОВСКИЙ КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ (НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОРНЕЙЧУКОВ) (1882, Херсонская губ.- 1969, Москва), писатель. Был исключен из 5-го класса одесской гимназии по причине “низкого происхождения”.  Его отцом был  потомственный почетный гражданин Одессы - Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук.

Девичья фамилия Корнея Ивановича, - Николай Корнейчук, поэтому жена  Корнея Ивановича  звала его просто, - КОЛЯ.

* * *
Троцкий называет Чуковского “теоретически невменяемым”. Если с доктора Айболита снять медицинскую шапочку, то мы получим вылитого Льва Давидовича, перед встречей с лечащим врачом Раймоном Меркадером.
                Прокурат

* * *
Кто я? еврей? русский? украинец? Главное: я мучительно стыдился в те годы сказать, что я “незаконный”. У нас это называлось ужасным словом “байструк” (bastard). Помню, как клоунски я просил всех даже при первом знакомстве - уже усатый - “зовите меня просто Колей”... Это казалось шутовством, но это была боль. И отсюда завелась привычка мешать боль, шутовство и ложь - никогда не показывать людям себя - отсюда, отсюда пошло все остальное.
(В метрической книге петербургской Владимирской церкви, где крестили новорожденного, записано: Николай, сын “Херсонской губернии Ананьевского уезда Кондратьевской волости украинской девицы деревни Гамбуровой Екатерины Осиповны Корнейчуковой, незаконнорожденный”.
________________________
Мы с Бобой по дороге считаем людей: он мужчин, я женщин. Это очень увлекает его, он не замечает дороги. Женщин гораздо меньше. За каждого лишнего мужчину я плачу ему по копейке.
________________________
Гумилев отозвал меня в сторону и по секрету сообщил мне, что Горький обо мне “хорошо отзывался”.
___________________________
1925...В Гублите запретили “Муху Цокотуху”... только потому, что в нем упомянуты именины!! Что комарик переодетый принц, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе и они флиртуют.
______________________
О ПЕРЕВОДАХ

Перевод – это автопортрет переводчика.
               
Правлю с омерзением Синклера. Безграмотнейший перевод грубой американской дешевки. Сравнить со стилем Синклера стиль Томаса Гарди - все равно, что с обезьяной сравнить человека.

Я только сечас удосужился просмотреть перевод моего “Крокодила”, сделанный Бабеттой Дейч. Эта женщина меня зарезала. Банальщина дамских детских книжек, сочиняемых сотнями. Все то, ради чего написана эта книжка, исчезла... каное-то идиотское мямление.
                К.Чуковский

* * *
А мусорная куча на месте Храма Христа Спасителя все еще не разобрана. Копошатся на ней людишки, вывозят ее по частям, но она за весь этот месяц не уменьшилась. Ее окружает забор, в щелки которого жадно глядят проходящие...
___________________
Казенные педагоги гнуснее и тупее, чем они показались мне тогда.          
_______________________               
1 июля 1932 года. Завтра уезжаю. Тоска. Здоровья не поправил. Время провел праздно. Отбился от работы. Потерял последние остатки самоуважения и воли. Мне пятьдесят лет, а мысли мои мелки и ничтожны...Я неудачник, банкрот. После 30 лет каторожной литер. работы - я без гроша денег, без имени,” начинающий автор”. (Это еще можно пережить и дожить до 89 лет. В Украине в это время начинался Голодомор)
____________________      
7 августа 1936. В голодное время в 1933 году подкидышей было множество. На Крещатике их дюжинами подбирала милиция. В январе было решено открыть для них нечто вроде приюта. Д-ру Городецкому поручили в двухмесячный срок оборудовать этот приют. Он взял 12 домов - 26 марта туда привезли 500 детей - с большими животами, с кривыми ногами, с глистами во рту, с безбелковыми отеками. Многие тут же умирали. Казалось невероятным, что останется в живых хоть один. Многих привозили в кори, в коклюше, в дифтерите. “Хотелось бежать от них куда глаза глядят”, - говорит Городецкий. А теперь... пухлые “буржуйские” дети, в нарядных платьях, в бантиках. (Время было такое - голодное, только не для всех - Прокурат)
_____________________
7 сентября 1936. Одесса... Новая жизнь: где был памятник Екатерине - стал памятник Карлу Марксу. Где была синагога, - там клуб. Где была подлая пятая гимназия, - там инстиут. Где был Мих. монастырь, там дом НКВД. Где были дезорганизованные, полуголодные дети, там... круглолицые весельчаки.
_____________________
1 января 1948. Так как Детиздат разорил меня, я согласился ежедневно выступать на детских елках, чтобы хоть немного подработать. А мне 66 лет, и я имею право отдохнуть. Боже как опостылела мне эта скорбная, безисходная жизнь.
_______________________
1 апреля 1950. Мне 68 лет сегодня.
Ощущение жертвы, которую тянут веревками на виселлицу. Сегодня я оделся особенно тщательно, долго умывался, причесывался - туалет перед казнью. 68 лет! Помню тот день, когда Репину исполнилось 68 лет, - каким смертником казался он мне.
____________________
18 мая 1951. Пионервожатая с профессиональным энтузиазмом на лице
_____________________
1 апреля 1952. Мне LXX лет. На душе спокойно, как в могиле. Позади каторжная, очень неумелая, неудачливая жизнь, 50-летняя лямка... Очень мало стяжал я любви: ни одного друга, ни одного близкого. Лида старается любить меня и даже думает, что любит, но не любит. Коля, поэтичная натура, думает обо мне со щемящей жалостью, но ему со мною скучно на третью же минуту разговора... (Папа пережил сына Колю)... с адресом от союза писателей, с огромной коробкой конфет. Хотя я и понимаю, что это похороны по третьему разряду, но лучших я по совести не заслужил...
______________________
17 февраля 1958. ...дети  кажутся мне грубыми, тупыми, тусклыми - не лучше родителей.
_______________________
9 марта 1959. Мед. “сестра” это типичная низовая интеллигенция, сплошной массовый продукт - все они знают историю партии, но не знают истории своей страны, знают Суркова, но не знают Тютчева - словом, не просто дикари, а недочеловеки. Сколько ни говори о будущем поколении, но это поколение будет оголтелым, обездушенным, темным...
_______________________
8 декабря 1967. ...строгий приказ: нигде не упоминать слова Иерусалим. Когда я принимался за эту работу в 1962 году, мне было предложено не упоминать слова “евреи” и слова “бог”
______________________
29 июля 1968. Щеголев продал Пушкинскому Дому портрет какой-то захудалой Волконской в качестве портрета Анны Керн...
_______________________
29 июля 1968. ...И оба они - евреи, т.е. люди наиболее предрасположенные к бескорыстию... (скорее всего эти выводы  Чуковского на почве старческого маразма Прокурат)
                К. Чуковский

Ее (Ахматовой) отношение к Чуковскому всегда было двойственным: она уважала его как человека умного, независимого, честного и талантливого, истинного мастера слова, но ей не нравилось его скептическое, холодное мировозрение. Она не разделяла его приверженности к гражданской литературе девятнадцатого века и не могла простить ему иронических и нелюбезных выпадов в двадцатые годы против нее самой.Все это создало пропасть между ними...Ахматова уже готова была простить прошлые обиды. Но в итоге так и не смогла. Причиной послужило одно замечание Чуковского. “Ах, Анна Андреевна, - сказал он, - какое прекрасное время пережили мы в двадцатые годы! Необыкновенный, знаменательный период в русской культуре - Горький, Маяковский, молодой Алеша Толстой - золотые были дни!” Прощение не состоялось.
В отличие от других писателей, выживших в бурные годы послереволюционных экспериментов, Ахматова вспоминала об том времени лишь с чувством глубокого отвращения.
                Исайя Берлин

Удивительно, Чуковский почти исчез.
Почему?
Нет мыслей. Нет пафоса.
Как известно, он не чистой крови. И, должно быть, родители его были в ссоре. Потому насколько он  “в отца” - не любит мать, а настолько “в мать” - не любит отца.
Чем же тут любить Россию, человека и человечество.
И он замолк. Т. к. фальшивых слов не допускает ставить вкус.
                19 сент. 1913 г. В. Розанов

Из письма Сталину в 1943 году

“...В стране образовалась обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу. Эти разложившиеся дети являются опасной заразой для своих товарищей по школе. Между тем школьные коллективы далеко не всегда имеют возможность избавиться от этих социально опасных детей.

...Сережа Королев, ученик 1-го класса “В”, занимался карманными кражами в кинотеатре “Новости дня”.

... Школьники во время детского спектакля, воспользовавшись темнотой зрительного зала, стали стрелять из рогаток в актеров.

... В зоологическом саду я видел десятилетних мальчишек, которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам.

Для их перевоспитания необходимо раньше всего основать возможно больше трудколоний с суровым военным режимом. Основное занятие колонии - земледельческий труд. Во главе каждой колонии нужно поставить военного. Для управления трудколониями должно быть создано особое ведомство. При наличии колоний можно провести тщательную чистку каждой школы, изъять оттуда социально опасных детей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся.

...Прежде чем я позволил себе обратиться к Вам с этим письмом, я обращался в разные инстанции, но решительно ничего не добился. Зная, как близко к сердцу принимаете Вы судьбы детей и подростков, я не сомневаюсь, что Вы при всех Ваших титанических и огромных трудах незамедлительно примете мудрые меры для коренного разрешения этой грозной проблемы.
                С глубоким почтением писатель К. Чуковский.

Нас зомбировали в трех поколениях 70 лет, а Чуковского,  обработали за 17 лет. (В 30-е годы Чуковский был в восторге от коллективизации)
_______________________
Когда же отрезвеет Чуковский от угара строительства социализма? Отрезвление наступт, после  ареста его зятя, - Матвея Бронштейна, а дочь Лида, в связи с этим, ударится в бега.
                Прокурат

* * *
Высокий-высокий тенор несется под невысоким потолком; если опустить глаза и вслушиваться только в звуки, можно сейчас же почувствовать, что это не русский голос, не голосовые связки русского горла. Из ста миллионов русских мужиков, из десяти миллионов русских мещан и, уж конечно, ни один «господин купец» и ни который «попович» не заговорят этим мягким, чарующим, полуженственным, нежным голосом, который ласкается к вашей душе, и, говоря на весь зал, в то же время имеет такой тон, точно это он вам одному шепчет на ухо… «Те не поймут, но вы поймете меня…» И слушателю так сладко…
_______________________________
...Но представьте: на прилавке книжного магазина вы встречаете книжку: “Критические рассказы”. Если вы человек с умом, вы ни за что ее не купите.
Что же такое случилось с бесспорно умным и бесспорно талантливым Чуковским, что он так измарался в заглавии новой своей книжки? Я как только взглянул, просто потерял всякое “обаяние” от Чуковского.
Странно. Пишет превосходно, а впечатления нет. Уже много лет пишет, а никак не скажешь: “ Вот какую мысль проводит писатель”. Очень странно для писателя: не проводить никакой мысли. Что он пишет? - “А так, пишет. И превосходно пишет”. В каком роде? для чего? - “Он, собственно, клюется. Клюнул одного. Клюнул другого”. - “Да для чего?!” - “А так, чтобы вышло осязательное впечатление. Больше ни для чего”...
Странно... Не столько писатель, сколько воробей: потому что если Чуковского самого спросить, на кого он походит, на орла или воробья, то он, залившись краской стыда, смущенно и невнятно пробормочет: “Конечно, на воробья, орлиного во мне ничего нет. И я клюю все маленькое, маленьким клювом и маленькие зернышки”. В самом деле, страсть его разбирать все мелочи, писать о мелочах в самом мелком писателе, которого и не читает никто, которого даже почти никто и не знает, - изумительна! Поистине, это критик о Вербицкой. Послушайте: он ни за что в свете и никогда не напишет статьи о Толстом и Достоевском....

...Репин написал его изумительный портрет. Выставив вперед руки, он точно играет ими для кого-то... Но пальцы не отделаны живописцем-психологом: и видишь точно не пальцы, а искривленные когти хищной птицы. Но руки - впереди всего, впереди фигуры. “Этот господин что-то вечно делает руками, - и он должен быть или престидижитатор, или фокусник, или... хуже: когти говорят о “хуже”... Фигура откинулась назад, к спинке кресла, - предовольная собою... “Этот господин преуспевает; несчастия с ним не может быть”. И действительно, - лицо полно улыбки и каждой черточкой говорит:
- Как я талантлив! Боже мой, как я талантлив, - и почти один среди такой бездарной св...
Что же “потом”, - добродетельный и добрый Чуковский? Роковое для вас заключается в том, что в натуру вашу вообще не входит “сначала” и “потом”. Не входит развития. Вы тянетесь, как резинка, а не растете как дерево. В вас есть что-то мертвенное, неорганическое, при всей талантливости и вечном кажущемся вашем движении.

...вы стеклянный шарик, быстро вертящийся и ослепляющий толпу (говоря вашим языком) “папуасов”. Все в вас слишком современно: вы  в высшей степени современный писатель...
______________________________
Чуковский все-таки очень хороший писатель. Но это "хорошее" получает от него литература (закапывание трупов), но не останется на нем самом. Дело в том, что он очень полезен, но он не есть прелестный писатель; а в литературе это - всё.

Но он не есть дурной человек, как я его старался выставить (портрет Репина).
                В.Розанов
* * *
Портрет Чуковского на стодолларовую купюру, а портрет Маршака на 1 долларовую. Между ними примерно такое соотношение.
                Прокурат


Рецензии