Мудрость о том что кто есть Б-г...

09.03.2015 05:15
Важный текст.
авто текста: Betsalel Arieli

Говорят, что законы Песаха начинают повторять за 30 дней до наступления этого праздника (см. Шулхан Арух, Орах Хаим 429:1). То, как он проходит, во многом зависит от заранее выработанного настроя и подготовки, которая обычно длится долго и занимает много времени. Поэтому действительно имеет смысл сказать несколько слов на эту тему еще за месяц до наступления праздника.
Песах по сути является праздником освобождения. Его не зря называют в молитвах «временем нашей свободы» (;;; ;;;;;;;). На мой взгляд, во всей Торе фраза, которая наиболее четко выражает эту идею, находится в книге Ваикра (25:42): «Ибо рабы Мои они, которых вывел Я из страны Египта...»
В Талмуде (Бава Мециа 10 а) это выражение толкуют так: «Они – Мои рабы, а не рабы рабов». Хотя при частном рассмотрении речь здесь идет о законах, связанных с еврейскими рабами, и о том, что их нужно отпускать на волю, а не оставлять на пожизненное рабство, этот принцип имеет гораздо более общее и широкое значение.
По сути здесь заключена важнейшая идея на духовном пути человека. Чем больше мы ставим себя в зависимость от Бога, тем меньше зависим от любых факторов и сил низшего порядка. Ведь на самом деле человек всегда живет в какой-то среде и не может вообще ни от чего не зависеть. Множество разных факторов постоянно не только создают окружающие нас обстоятельства, но и определяют, что сами мы будем делать в следующий момент.
Люди зависят от родственников и близких, друзей и знакомых, от начальства на работе, от государственной власти, от цен на продукты и т. д. Именно когда человек лишен внутренней опоры, того духовного стержня, который помогает ему во всей этой сложной картине постоянно не упускать из внимания свою истинную цель, – его мир дробится на множество фрагментов. Человек проваливается в хаос. Ему приходится следить и контролировать сотни ситуаций и факторов, но он не способен справиться с этим, поскольку внутри него нет того, что объединило бы их в одну цельность.
Таким скрепляющим «цементом» является связь со своим духовным корнем, что равнозначно связи с Богом. Ведь душа человека, как учат каббалисты, сама является «частицей Бога». Как понять это выражение? Безусловно, Бог не есть что-то такое, что можно поделить на части. Его суть непостижима для человека, но Он проявляется через Свою Волю. Воля, охватывающая все мироздание, является «целым»; будучи применена к конкретному объекту, она становится частной волей, или «частью» от целого. Можно сказать, что конкретная воля Бога в отношении любого из нас – это частица Его общей Воли в отношении мира в целом.
Поэтому, когда человек подключается к своему духовному корню, он начинает отождествлять себя с Волей Бога. Фактически, его собственная воля начинает совпадать с ней. Она приобретает высочайший приоритет в его жизни, а все прочие желания и мысли выстраиваются вокруг нее. Они начинают занимать свое место в общей структуре в зависимости от того, какую роль могут сыграть в реализации этой Истинной Воли.
Получается, что именно подчинение всех наших душевных элементов Воле Бога возвращает нас к единству нашего собственного внутреннего мира. Принося все свои отдельные и разрозненные желания на жертвенник Истинной Воли, человек по-настоящему обретает самого себя. В этом суть сказаного о том, что «рабы Бога» не являются «рабами рабов».
В наше время слово «рабство» не очень-то популярно, и это неудивительно. Но в данном случае не будет особой разницы, если заменить это слово на идею об утверждении в своей жизни единства с Божественной Волей в качестве высшего приоритета. Это освобождает человека от рабства перед прочими факторами. Он в любой момент действует, исходя из того, что оптимально для реализации Истинной Воли, и потому ему уже не так важны мнения окружающих людей. Все обстоятельства в его жизни начинают складываться так, чтобы помочь ему реализовать свое предназначение. А поскольку любые силы в мире на самом деле также управляются этой Божественной Волей, для человека, подключившегося к ней, уже не остается «других богов».
Этот же принцип можно встретить в различных вариациях. К примеру, если открыть Пиркей Авот, тотчас бросится в глаза следующее (2:4): «Откажись от своей воли ради Его Воли, чтобы Он отменил волю других перед твоей волей». Здесь та же идея звучит, пожалуй, наиболее выразительно.
Хочу особо отметить, что подключение к Божественной Воле и ее реализация – отнюдь не тривиальное действие. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы открыть книгу и прочитать в ней, в чем же заключается эта Божественная Воля, а потом пойти и выполнить то, что написано. Процесс познания этой Воли длится всю жизнь и даже много жизней. Любые знания, какие мы способны приобрести, помогают прояснить какой-то отдельный ее аспект. Любые крупицы опыта обогащают наше понимание собственного предназначения. Знакомство с другими людьми позволяет сравнить себя с ними и лучше увидеть свою уникальность. Важно понимать, что у любого нашего желания без исключения есть какой-то корень «наверху». И если привести его к этому корню, оно сыграет свою положительную роль в нашей самореализации. Проблемы с отдельными желаниями возникают лишь потому, что они еще остаются незрелыми, то есть их место в общей картине Божественной Воли еще не раскрылось.
Обратим внимание на то, что в приведенной выше цитате (Ваикра 25:42) сказано и об исходе из Египта. Это дает понять, что освобождение от «рабства перед рабами» глубоко связано с праздником Песах.
Песах при правильном подходе к нему может стать временем, когда человек выходит на свободу – сбрасывает толстые покровы, скрывавшие его от самого себя, и более полно познает корень своей души. Он может неожиданно для себя увидеть, что многое из того, что он делал в жизни и уже постоянно совершает по привычке, на самом деле вовсе не нужно ему. А многое из того, о чем он даже и не помышлял, оказывается как раз тем, чего ему не хватает.


Рецензии