Пирамида Абрахама Маслоу

Одной из самых популярных в наши дни является профессия менеджера, точнее — коммуникатора, а говоря проще — пиарщика. В России подобная специальность первоначально открывалась на факультетах журналистики ведущих вузов страны, сейчас она внедряется и на психологических. Занятия с первыми преподавателями по теории и практике коммуникации вели аккредитованные специалисты из Германии, Америки, Франции. Именно тогда я и прошла специализацию в Санкт-Петербургском госуниверситете. Это был восторг, пир богов!
Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и так далее. Слово «обмен» в данном случае не совсем точно передаёт содержание процесса. На самом деле, если мы обмениваемся словами, то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник — своих, мы просто делимся мыслями, чувствами, идеями друг друга. Коммуникация происходит не только в человеческом обществе. Она характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчёл и прочее).
Коммуникация животных всегда вызывала повышенный интерес исследователей как биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое сигнализацией. Человек — самое непослушное дитя биосферы, он вышел из мира животных, позаимствовав оттуда и опыт взаимодействия. Обращение к корням, истокам всегда помогает лучше увидеть вершину — законы общения между людьми на работе и в семье. Конечно, системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими.
Помимо звуков, животные используют и другие каналы коммуникации. Запах и обоняние, столь важные и для пчёл, и для муравьёв, и для низших обезьян, менее важны для высших приматов. Их бесшумная коммуникация преимущественно является зрительной (жесты) и тактильной (прикосновения), как у людей. При общении животные очень напоминают людей, — а может быть, наоборот, люди копируют животных? Сравните: в походе идущий впереди самец поднимает лапу (руку?) — сигнал остановки для стада (группы?), шимпанзе с высоким социальным статусом (начальник, «пахан») может жестом разрешить поедание пищи, мать-шимпанзе прикосновением к плечу детёныша (ребёнка) не разрешает ему, например, куда-то бежать, расчёсывание шерсти у собрата является знаком подчинения и отсутствия агрессивных намерений, и так далее.
Животные, как и люди, стремятся к доминированию, проявляют агрессию: обезьяны барабанят по земле и собственной грудной клетке, вздыбливают шерсть, издавая агрессивные звуки, размахивают специально отломанными ветвями, скручивают в бараний рог молодые деревца, вырывают корни деревьев, бросаются песком или землёй. Ветка, специально отломленная для демонстрации своей силы, а не для каких-либо физиологических потребностей — это уже знак, средство коммуникации. Стремление к социальному доминированию в среде животных даже  важнее, чем пищевая и сексуальная потребности. Память животного хранит не только модели поведения, но и реакцию среды, то есть собратьев. Поведенческий акт становится коммуникативным актом.
То же наблюдаем среди людей: малыши бросаются песком в песочнице; маленькие дети могут вести себя вызывающе по отношению к взрослым, понимая, что им грозит наказание. Нередко социальное доминирование или само¬утверждение у молодых человеческих особей выражается в жестах и криках, напоминающих приматов. У подростков нередки драки и имитация драки, случаи вандализма (немотивированное разрушение общественных зданий и сооружений, например, фанатами футбольных клубов) и тому подобное.
Таким образом, человек не так далеко ушёл от своих собратьев из животного мира. В нашем обществе также обнаруживается стадное поведение, группы людей могут действовать и как стая волков, и как стадо баранов; многие из нас  делят окружающих на своих и врагов, наших и чужих; мы лижем руки или даже зад вышестоящим человеческим особям, забрасываем камнями падших; вождь в человеческих социальных системах выполняет роль вожака стаи; неуверенные и нестабильные лидеры, как правило, проявляют нервозную коммуникацию, требуют знаков внимания.
Не следует забывать биологических корней коммуникации и знать, откуда человек вышел, необходимо помнить о том, что человек всё же вышел как вид из первобытного состояния. Куда же он идёт — назад или вперёд? Где, на какой ступени социальной лестницы нахожусь я, мои близкие, коллеги?

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию — это базовые (биологические) и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу — пять уровней потребностей (отсчёт идёт снизу вверх):
1) физиологические (пища, питьё, секс);
2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
3) потребности взаимоотношений (пары, семья, принадлежность к группе, забота о потомстве);
4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);
5) необходимость самореализации (быть самим собой, творчество как самовыражение).
В вершину пирамиды Абрахама Маслоу, в качестве шестого уровня, я бы поместила всепоглощающую материнскую любовь, любовь человеческую, сыновнюю любовь и преданность. Я точно знаю, что я сказочно богата, потому что обладаю бесценными  сокровищами  — это мои сыновья, их жёны и внук.
Я поняла: вот чего не хватает человеку, вот без чего он задыхается — без двух верхних уровней в пирамиде — необходимости самоуважения и потребности самореализации. Мой недалёкий избранник постоянно твердил, что я ни на что не способна, что живу за его счёт. Я не поверила ему и в доказательство за год защитила кандидатскую, за полтора года — докторскую. Он всё равно твердил, что все доктора — тупы и наивны, их диссертации никто не читает. Диплом доктора наук и аттестат профессора я даже не понесла домой, а закрыла в сейфе на работе. Он бы не перенёс этого. Его душили и корёжили злоба и  зависть.
Мне не хватало потребности в самовыражении (пока я жила с ним, писала монографии и учебники, силы и энергия тратились на переживания). Теперь я наслаждаюсь творчеством — вот мой роман, читатель! Его главная идея и пафос — надо уважать и любить себя, верить в себя и в свою судьбу, через трудности и сомнения стремиться к  вершине, верить в свою звезду. Наслаждаться жизнью здесь, сейчас и ежечасно. Счастье и возраст — это состояния нашей души, не более.
 Мне долгое время не хватало уверенности в своей самодостаточности. Много лет я думала, что действительно ни на что не способна, что он содержит меня и детей, хотя всегда работала не покладая рук в школе, в редакциях и дома. Но он твердил, что я получаю меньше уборщицы, и я стыдилась своей зарплаты.
Когда мой корыстный благоверный оставил меня без крыши над головой, без мебели и всего, что составляло наш общий быт, без сауны, без сада и родника, я вдруг обнаружила в себе силы и неограниченные возможности: купила просторную квартиру, обшила стены кедром, обставила натуральной мебелью, набрала кучу дорогостоящих бытовых приборов и тренажёров, десятки пар сапог и туфель, дорогие шубы и украшения.
Со своей злобной избранницей они гнули и терзали, но не сломали меня. Для человека с таким стержнем, как у меня, чем хуже, тем лучше. Экстремальные условия удваивают-утраивают скрытые борцовские возможности, и человек устремляется к преодолению трудностей. Это его стихия. Я выжила в условиях сильнейшего прессинга, стала себя уважать и много времени уделять творчеству. «Восходит тот, кто умеет подняться», — сказал однажды тренер начинающему спортсмену Валерию Харламову, когда тот, сбитый противником, лежал на поле поверженный. Великий в будущем спортсмен нашёл в себе силы подняться и потому продолжил восхождение к своей сияющей вершине.
Я иногда себя спрашиваю: с чем ты рассталась, что потеряла? И отвечаю: ты потеряла постылого мужа — лжеца и жулика, который довёл тебя до болезни, гнобил и всячески унижал, захлёбываясь от зависти к твоим успехам. Ты потеряла «чеченское рабство» на даче, где  работала под злобные окрики и шипение, как рабыня, ты потеряла  нищету, когда не имела права купить себе достойную одежду, украшения и ходила в чём придётся.
Что ты имеешь теперь? О! Я много чего обрела! Во-первых, свободу! С девятнадцати лет как надела на себя это двуликое ярмо, так и тащила больше тридцати лет. И никогда бы не вкусила пьянящего чувства свободы и независимости. Столько лет терпела!  А потом плюнула на всё, повернулась и ушла от него, потеряв всё, чего и жалеть-то не надо, — «квадраты» в постылой квартире да дачу, где добровольно обрекла себя на рабство. Я забыла и не ведала пленительного вкуса свободы. Это такое наслаждение! Не случись беды, так бы и прожила всю жизнь,  не  познав счастья творчества и самовыражения. Я с огромным удовольствием пишу, наслаждаюсь работой, общаюсь с детьми и счастлива этим. Это так здорово! 
Господи! Спасибо тебе! Ты освободил меня.
И если верить китайцу из Удаляньчи, который нагадал, что проживу ещё тридцать три года, то Создатель отпустил мне ровно столько, сколько я потеряла в браке. Надо понять это и не сожалеть, что у меня всё отобрали, обобрали и оставили ни с чем. Зато я свободна, независима и могу делать всё, что захочу — думать и творить, спокойно размышлять, писать рассказы и монографии, радоваться жизни, ходить не спеша по улицам, загорать, делать цигун. Всё, что мне захочется! А все потери — это плата за свободу. Я выкупила себя из рабства и не страдаю теперь «стокгольмским синдромом» (когда жертва всё время оправдывает своего мучителя).

Я начала новую жизнь с нуля.
 Все теперь хорошо в моём мире.
Я свободна и могу реализовать себя как личность.
Я абсолютно уверена в себе.
Я расширяю свои возможности.
Я — сильная, потрясающая личность.
Я заслуживаю уважения и любви.
Я добиваюсь головокружительного успеха.
Я никому не принадлежу, я абсолютно свободна.
Мне нравится, что я живу именно здесь и сейчас.
Пусть будут счастливы все люди!

Я прощаю всех, кто меня обидел.
А героям-злодеям моего романа пусть станет стыдно!
Да будет им срамно!


Рецензии
Прекрасно. Читаю с наслаждением.
Злодеям стыдно не будет, такие не знают слово "стыд". Но недолго продержится муж без вашей сильной и светлой энергетики. Кого ему сейчас жрать? Не аскариду же свою. И я рада, что героиня не пошла на поводу у ревности и мести, а стала счастлива сама с собой.

Ярослава Горбатова   14.01.2018 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Ярослава. Вы абсолютно правы. С поклоном, Гульчера Быкова

Гульчера Быкова   10.02.2018 06:57   Заявить о нарушении
Гульчера, а почему бы Вам не написать как дальше сложилось у хапуги и острицы?

Ярослава Горбатова   15.03.2018 11:55   Заявить о нарушении
Дорогая Ярослава, больше трёхсот страниц уже написано.И продолжаю писать. Второй роман будет называться "Поздний цвет граната". Многие спрашивают, когда опубликую. Вот дом на берегу реки под тремя кедрами отстрою, сад сортовой посадила, теплицу-красавицу поставила, цветы разведу. В мае перееду, в отпуск пойду, по утрам купаться стану, босиком по тёплой земле, по мокрой траве похожу, а потом писать. Живу и радуюсь.Спасибо вам на добром слове. Г.Быкова

Гульчера Быкова   06.04.2018 10:24   Заявить о нарушении
Дорогая Гульчера, позвольте задать вам шкурный вопрос. Как вам удается сохранять бодрость духа и тела? Ощущать радость жизни? Дело в том, что я на пороге великой депрессии и очень не хочу в нее скатиться

Ярослава Горбатова   18.05.2018 04:18   Заявить о нарушении