Дерево мудреца

Ежедневно мудрец усаживался под Старым дубом и беседовал с учениками. Он выслушивал вопросы, давал ответы и решал споры. Мудрец неслучайно избрал дуб. В стародавние времена под дубом вершил правосудие некий король. У него были воины, которые могли бы согнать народ к дереву, если бы тот отказался прийти сам. Мудрец убеждал себя, что воины так и поступали, поэтому король не казался ему мудрым – он правил силой, а не умом. Так казалось мудрецу.

Еще он слышал о древних учителях, пользовавшихся огромным уважением. Но каким образом они его снискали, мудрец не знал. Видимо, им помогли деньги, власть и родовые связи. Раньше они всегда помогали – в этом мудрец тоже был уверен. Теперь все иначе – талант и целеустремленность привели его к Старому дубу, вот почему мудрец был честнее и разумнее тех мужей. И все-таки он немного завидовал королю. Он боялся, что ученики его покинут, и некому будет вернуть их назад. Мудрец не был слеп, с некоторых пор он стал замечать, что ученики поглощены собой – им нет дела до мудрости учителя.

Ясным осенним утром мудрец пришел под дуб и не застал там никого. Весь день он просидел, погруженный в печальные думы, но никто так и не явился. Следующее утро выдалось туманным и промозглым, но мудрец все равно отправился к своему дереву. Увы, там опять было пусто. Мудрец не был заносчив – он лишь восхищался своими знаниями и с радостью дарил их людям. Поэтому он решил сам найти пропавших учеников.

Первого из них он увидел сразу. Тот сидел в одиночестве под соседней осиной. Это был почтенный человек, ровесник мудреца и его давнишний знакомый.

– Почему ты не пришел ко мне? – строго вопросил мудрец.

– Я ждал, когда ты навестишь меня, о, мудрейший, – ответил ученик.

Мудрецу не понравились слова ученика, но он постарался смягчить тон:

– У тебя наверняка есть ко мне какой-нибудь вопрос. Скажи, чем ты обеспокоен?

– Ничем, учитель. Я лишь намеревался рассказать о своих ощущениях. Меня посетила интересная мысль.

– Если у тебя возникла мысль, отчего ты не поспешил поделиться ею со мной? Я дал бы тебе совет.

– Мне не нужен твой совет. Моя мысль настолько глубока, что я сам могу давать советы. Я надеялся, что ты и те, другие, придут за советом ко мне.

– Не потому ли ты уселся под дерево?

– Да, учитель. У меня появилось свое дерево. Если ты выслушаешь меня под ним сегодня, я приду к твоему дубу завтра, чтобы выслушать тебя.

– Но тогда учителем будешь ты, а не я! – возмутился мудрец.

– Об этом я не подумал, – огорчился ученик. – Но… разве это важно? Сегодня я помогу тебе, а завтра ты поможешь мне.

– Важна не только помощь. Важна мудрость. У меня она имеется, а у тебя – нет.

– Если бы я не имел мудрости, то и мысль не могла бы родиться.

– Мысли приходили к вам и прежде, но только я мог судить об их ценности. Ведь мудрец – это я!

– Я помню, учитель, и о твоем даровании, и о твоих заслугах. Но ум есть и у меня, а опыт я приобрел, общаясь с тобой и другими. В остальном я такой же, как ты. Значит, я тоже могу учить. И главное – я могу иметь свое дерево! Или я его не заслужил?

Мудрец понял, что этот ученик для него потерян. Он укоризненно покачал головой и двинулся дальше. Вскоре из тумана выплыл раскидистый вяз, под которым расположился еще один ученик, молодой и активный. Этого ученика мудрец очень любил и, подойдя к вязу, тепло его поприветствовал.

– Здравствуйте, дорогой Дуб, – отозвался ученик.

– Ты меня оскорбляешь? – опешил мудрец.

– Простите, учитель! Я не хотел вас обидеть, но вы не назвали нам своего имени, а без него немногие сумеют вас узнать. Послушайте, как красиво звучат наши новые имена: Дуб, Вяз, Осина. Теперь мы отличаемся друг от друга! Я избрал себе вяз, а вы…

– Зачем все это? Я и так вас различал.

– Зато мы плохо знали друг друга. Нас подавляла ваша мудрость, и мы были никем. А теперь мы друзья. Я давно мечтал назвать вас другом, а не учителем. Другу я могу доверить свои мысли, а он откроет мне свои.

– И здесь мысли… Бог мой!

– Вы желаете обсудить Первопричину бытия или разделить со мной молитвенную радость? Я готов вас слушать.

Мудрец махнул рукой и поплелся дальше. По бокам смутно маячили деревья, из-под которых доносились голоса их владельцев. Они выкрикивали в туман подвернувшиеся на язык фразы, адресуемые невидимому слушателю. Крики становились все невнятнее и постепенно стихли. Мудрец совсем было заблудился, когда заметил впереди огонек. Это полыхал большущий костер. Вокруг него сидели на корточках трое бывших учеников.

– Где ваши деревья? – удивился мудрец.

– Мы сожгли их.

Наступила пауза. Не дождавшись обращения, мудрец спросил:

– Как же вы будете… называть друг друга?

– СПИ.

– Что?!

– Самыми Простыми Именами. Мы устали от мудреных оборотов и замысловатых фраз. Сегодня холодно – у! И мы спалили деревья – о-о-о!

– Прекратите кричать!

– Это от восторга. Прочь, мудрость! Мы собрались вместе. Наша цель – дружба!

– Куда вы денетесь, когда костер догорит?

– Деревьев много. Хватит нам, нашим детям и внукам. Надо запасать дрова.

Мудрец забеспокоился и заковылял прочь. Огни попадались чаще. Но теперь это были маленькие костерки, и у каждого сидело по одному ученику.

– Отчего вы не с друзьями? – спрашивал мудрец.

– Мы дружим. Но у каждого свой костер. Каждый его достоин.

– И каждый – мудр?

– Нет! Мудрость – удел слабых. Мы уважаем открытость и смелость. Чем ярче, чем выше пламя – тем сильнее человек. Гори, костер!

– Глупцы! Сила огня – это сила дерева. Больше деревьев – выше огонь. При чем тут вы?

– Убирайся! Ты завидуешь. Твоя мудрость скучна и бесполезна. Она не ведает дружбы. Она неспособна согреть…

Мудрец добрел до Старого дуба и в изнеможении привалился к стволу. Его сосед под осиной молчал – он накричался вдоволь и теперь спал. Мудрец прислушался. Дуб гудел тревожно и глухо, его ветви чуть подрагивали, на землю слетали листья.

– Неужели и тебя сожгут? – в отчаянии вскричал мудрец, не успев сообразить, сколь нелепо обращаться к дубу. Но его услышали – дерево вдруг затихло, и от ствола отделилась человеческая фигура в плаще с накинутым на лицо капюшоном. Покачиваясь, она зависла в воздухе, слабый ветерок, разгоняющий туман, пошевеливал складками ее плаща. «Так выглядели духи из старинных легенд», – догадался мудрец. Усталость и разочарование, накопленное за утро, прогнали страх. Он решительно обратился к фигуре:

– Ты – дух дерева?

– Нет, – голос фигуры напоминал голос самого мудреца. – Дерево лишено собственного духа. Я – часть твоего духа, слившегося с дубом. Часть твоих знаний, снов, видений. Часть твоей мудрости.

– Ты погибнешь вместе с деревом?

– Только если ты не переживешь его гибели. Но если ты уйдешь, я уйду с тобой.

– Значит, меня и… тебя правильно назвали Дубом?

– У меня нет имени, а с дубом я связан лишь потому, что ты его любишь.

– Если ты часть меня, почему ты не во мне?

– Ты живешь в этом мире, ты видишь и чувствуешь свое окружение и отдаешь себя ему.

– А ученики… в них тоже есть частичка моего духа?

– Была. Теперь нет. Они изгнали твой дух. Все его части соединились во мне, поэтому я обрел форму. Я говорю с тобой от лица всех.

– Я и вправду подавлял учеников?

– Ты их обогащал. Но они понимали, что берут твой дух, и хотели своего, чтобы делиться им, как ты.

– Они сожгут деревья?

– Не сразу. Сидящие под ними еще долго будут подражать тебе – твоей самоуверенности, твоей снисходительности, даже твоей привязанности к дереву. Но не твоей мудрости – ее у них нет.

– Тот, который под осиной, говорил об опыте и заслугах…

– Опыт – способ усвоения чужой мудрости, а не гарантия собственной. А цену заслуг ты и сам узнал сегодня…

– Даже лучший из них отвернулся от меня!

– Ты о нем не жалеешь?

– Ничуть.

– Иначе я бы не смог вернуться к тебе, и ты бы лишился солидной доли своего духа.

– А что бы произошло с тобой?

– Я бы исчез. Ушел бы туда, куда ты давно стремишься. С тем учеником я бы не остался. Он не желает, да и не может вместить меня. Решив, что мудрость зависит от деревьев и от их владельцев, он возмечтал о дружбе. Никто из друзей не превозносится над остальными, и любой вправе делиться. Но делиться нечем – разве что деревом. Понимаешь теперь, почему они жгут деревья?

– Деревья – единственное их достояние.

– Верно. Они чуют это и клянут мудрость за ее несовместимость с дружбой. Но и в дружбе они ищут себя и разводят свой костер.

– Они гордятся своим деревом и своим костром, чтобы удостовериться в собственной значимости?

– Ты одухотворяешь дерево, они сами одухотворяются горящим деревом. В дереве нет мудрости, а есть крепость, твердость, внутреннее тепло. Так возникают новые идеалы. Кто-то согласен мерзнуть под деревом ради обладания знанием, но большинство предпочло телесный комфорт и в нем узрело сокровенный смысл.

Голос духа сделался тише, фигура истончилась и поблекла. Мудрец ощутил прилив сил – у него рождались вопросы, которые прежде он гнал от себя:

– Скажи, а тот король сильно зависел от дуба?

Дух задрожал, его очертания расплылись. По-видимому, он смеялся.

– Нисколько не зависел. Дуб был необходим не ему, а народу. Люди не искали своих деревьев.

– Наверное, им не позволили бы воины.

– Воины точно не позволили бы. Но люди и сами не нуждались в деревьях.

– Они были так же мудры, как король?

– О, нет! Хотя и мудрее твоих учеников. Они не питали иллюзий относительно себя. И верили в королевскую мудрость. Приобщаться к ней они могли только под дубом – король регулярно бывал там, несмотря на множество забот.

– Он родился королем. Я же сам достиг…

– Вот ученики тебя и оставили. Лучше иметь мудрость от рождения, чем самому искать ее. Невелика та мудрость, которую может получить каждый.

– Я не каждый!

– А кто об этом знает?

– Я знаю.

– И только? Король тоже знал. И о нем все знали.

– О древних мудрецах тоже знали все?

– О них знали другие мудрецы. Этого достаточно. В древности было мало людей и много мудрецов. Некоторые по наивности пытались пробудить мудрость во всех. Поспеши с вопросами, скоро я стану невидим!

– Если ты мой дух, почему мне не открылось это раньше?

– Ты тратил силы на разговоры. Надо было больше видеть, читать, размышлять. Я уходил по частям…

– Но королю хватало тебя на всех!

– Ему не приходилось доказывать свою избранность. Доказательства требуют немалых затрат. Прощай!

– Погоди! Ответь напоследок – откуда ты родом?

Дух засмеялся и пропал вместе с туманом. С неба хлынул солнечный свет, осенняя листва заиграла яркими красками. Мудрец огляделся. Ученики занимались делом: кто-то, проснувшись и заметив товарищей, возобновил свои призывы, кто-то постукивал топором в рощице, кто-то следил за костром. Мудрецу был неприятен шум. Как он мог выносить этих людей с их повседневными заботами, бесконечными амбициями и пустой болтовней? Как он мог дарить мудрость тем, кто к ней невосприимчив? Потом его взгляд остановился на дубе. Дерево показалось ему чахлым и низкорослым. В нем еще жила красота, но ничего тайного в ней не осталось.

Впереди мудреца ожидали незнакомые места – лесные поляны, глухие заводи, травяные луга, топкие болота. Места, лишенные человеческой суеты. Места, открывающие дорогу в мир, откуда прислан его дух. И дух короля. Мудрец верил, что найдет этот мир.


Рецензии