Утерянная милостыня

К аббату одного монастыря пришел на прием послушник.

– Господин аббат, я готов принять постриг.

– Не сомневаюсь. Я слышал о твоих духовных подвигах. Ты прекрасно начитан и, наверное, сумеешь сказать, в чем состоит главная цель христианина.

– Во всем следовать заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

– Каковы эти заповеди?

– Христос призывает нас возлюбить Бога всем сердцем, всей душою, всем разумением и возлюбить ближнего как самого себя.

– В чем, по-твоему, выражается любовь к ближнему?

– Притча о милосердном самарянине…

– Я знаю эту притчу. Ответь, пожалуйста, короче.

– Необходимо помогать людям, делать добро и избегать зла.

– А ты знаешь, что такое добро и зло?

– Знаю, господин аббат! Христос открыл нам…

– «Будете как боги, знающие добро и зло». Это обещание не Христа. Но не хочу спорить. Вижу, ты уверен в своих силах. Я разрешу тебе вступить в наш орден, но прежде попрошу об одолжении. Надень рубище, ступай за ворота монастыря и попроси милостыню у первых встречных. Потом поведаешь мне о случившемся. Пусть это будет наша с тобой притча…

Через некоторое время послушник возвратился.

– Ты принес милостыню?

– Нет, господин аббат. Со мной произошла странная история.

– Рассказывай!

– Первым, кого я встретил, был философ – в плаще, с книгой в руке. Я обратился к нему за подаянием, но он даже не взглянул на меня и прошествовал мимо. Следом за философом ехал знатный рыцарь. Когда я к нему подбежал, он брезгливо поморщился и пришпорил коня. Третьим был купец в роскошном одеянии, сопровождаемый слугами. Он подозвал меня и спросил, сколько мне лет. Я ответил. Тогда он повелел идти работать и швырнул на дорогу монету. Я подобрал ее и направился к монастырским воротам, заметив возле них странника. «Возьми монету, человек Божий», – предложил я ему. «Откуда она у тебя?» – поинтересовался он, зажав монету в кулаке. – «Ее подарил мне купец». – «Что он сказал?» – «Дал совет работать». – Узнав о словах купца, странник обронил монету в канаву. Так я лишился добытых денег.

– Замечательно! Теперь ответь, кто из этих четверых добрый, а кто злой?

– Добрый тот, кто следует заповеди Христа и помогает ближнему. Как в притче о самарянине. Служат злу философ и рыцарь. Они не прониклись моими страданиями. Купец добр, он помог хоть чем-то. А поступок странника я объяснить не могу.

– Напомню – у нас своя притча. Евангельские притчи понять нелегко. И нельзя толковать поступки разных людей, исходя из одного правила. Смысл поступка определяется личностью того, кто его совершает. Ты поставил во главу угла свои страдания и, исходя из них, вынес оценку тем, кто тебе встретился. А надо было подумать о самих людях. Для начала возьмем рыцаря. Мог ли он проникнуться страданиями нищего, если сам нищим не был? Почему же ты его осудил? Далее – философ. Как правило, философы небогаты. Наверное, плащ и книги – все, что у него есть. Зато он довольствуется малым и никогда не просит подаяния. Кроме того, он всегда погружен в размышления и мог попросту тебя не заметить.

– Вы правы, господин аббат. Похоже, я поторопился осудить обоих.

– О купце. В отличие от рыцаря он познал малообеспеченную жизнь, а возможно, и нищету. Отсюда его интерес к тебе. Этот человек достиг высот благодаря старательности, трудолюбию, деловой хватке. Однако пожертвовал одну монету, хотя наделен солидными барышами.

– Купец жадный и, следовательно, злой.

– Ага! Милостыня больше в расчет не принимается?

– Мы решили, что личность важнее поступка… Я совсем запутался!

– Важнее. Но и поступок не сбрасывай со счетов. Совершающий его часто преследует конкретную цель. Купец хотел, чтобы ты не только приобрел монету, но и вложил ее в дело. Или сам заработал средства для пропитания. Иными словами, научился добывать деньги, как он.

– Купец не был бескорыстен. Поэтому странник…

– Не спеши с выводом! Какая корысть купцу от твоих будущих успехов? Странник рассуждал иначе. Ты отдал ему все свои деньги, отдал единственную монету. А если бы ты последовал совету купца и стал богат, попавшийся тебе на дороге нищий получил бы, как и ты, мизерную долю твоего состояния. Странник предугадал эту перемену в твоей судьбе и избавился от монеты. «Он почувствовал зло» – так гласит одна нелепая фраза.

– Я понял, господин аббат. Но почему вы называете фразу нелепой?

– Потому что не знаю, чьи это понятия – «добро» и «зло». Очевидно не Божии. Вероятно, человеческие или… того хуже! Надеюсь, сегодняшний случай доказал расплывчатость привычных для тебя оценок?

– А любовь к ближнему? Как мне помочь людям?

– Делясь с ними самым важным и дорогим.

– Разве существует кто-нибудь дороже Господа? Свет Божий понесу я им!

– Любить Бога и открывать Его ближнему – вполне ясная цель. Рад приветствовать тебя в нашем ордене!


Рецензии