Искусство и конец капитализма - предисловие

ИСКУССТВО И КОНЕЦ КАПИТАЛИЗМА
("The Financial Times", Великобритания, http://inosmi.ru/world/20150309/226731403.html )

Валерий Иванов – предисловие к статье «Искусство и конец капитализма»:
(здесь с иллюстрациями: )

Прочёл статью с двойным чувством – какая-то недосказанность, какая-то однобокость, и вместе с тем, какой-то сверх рациональный подход к художественному искусству, а точнее – к искусству в области культуры, от которого теперь требуется не традиционное служение вечному, прекрасному и одухотворяющему, а – обслуживание текущего исторического момента «конца капитализма». Странное понимание роли культурного искусства в цивилизации, но вполне Западное!
Почему странный?
Потому, что искусство - это умение творить нечто новое, уникальное. (Ремесло – это умение мультиплицировать, размножать это уникальное) Но искусство, как творческий процесс личности твориться, как в человеческой - социальной, так и в материальной среде. Искусство в человеческой среде впечатляющее и общепонятное на почве существующего бытия, это неизменный атрибут культурного – нравственного, а потому нежного, ранимого бытия человека, в жестком безнравственном физическом мире бытия материи, который управляется неизменными жёсткими законами природы, детерминированными вечной математикой.
Цивилизация - показатель степени научно-технического развития человечества в его оснащенности энергоресурсами, посредствам научного и инженерного искусства. Только гуманное использование научных достижений обеспечивает прогресс цивилизации. Степень гуманности общественных структур, обеспечивает генерируемое ими культурное искусство.
Культурное искусство зародилось именно как стремление людей сохранить и передать глубоко осмысленную, незыблемую нравственную систему своих воззрений потомкам в их, несколько изменившийся со временем мир. Культурное искусство возникло как своеобразный протест, и вместе с тем желание сохранить перед всеразрушающим царством аида незыблемые, божественные качества вечной вселюбящей трепетной души человеческой. Греческая орфеика некогда открыла для сознания европейца способ сохранить и пестовать, а также развивать в искусстве незыблемое гуманное человечное. Это было сохранено в веках, не смотря ни на какие зверства отдельных властолюбивых, амбитных и во многом ущербных человеческих особей в недостаточно цивилизованном мире.   
Приводимая ниже статья, обозначая проблему современного, посмодернизма – отрицающего любые нравственные устои и не привносящего ничего взамен. Состояние созвучное эпохи декаденства начала ХХ века – приведшей к поиску новых нравственных основ человеческого бытия и в результате - социальные и военные потрясения в Европе. Были построены общественно-политические системы «социальной справедливости»: классовый социализм и национальный социализм – уничтоженные в том же ХХ веке. Теперь, во времена «конца капитализма» с его вечной погоней за материальной прибылью, сама игра с различными «фантами» есть, по мнению автора статьи, самоцелью. «Homo ludens»  - «человек играющий», вечно ищущий развлечений и наслаждений, как сексуальных, вкусовых, животных, телесных, спортивных, амбитных… так и властных, есть суть нового, постмодерного - вненравственного мира. И только смерть от «лихорадки Эболы» и т.п. – детерминирует наслаждения. «Как это ужасно!»
Что ужасно?

Печален мир без нравственных устоев,
в нём неизвестна мера человека и добра,
в нём он ничто, средь золота покоев,
по сути - кучка непотребного дерма.

Статья, не ставит, а поэтому и не даёт ответа на коренной вопрос всех времён и народов на земле – что есть социальная справедливость, в которой только и может прогрессивно, а не регрессивно, развиваться цивилизация?
Впрочем, авторов статьи этот вопрос и не интересует. Они надеются, что новые формы выражения искусства, а точнее  вырождающегося искусства,  сами по себе откроют образ будущего пост капиталистического мира. Какого? Увы, искать в современном западном культурном искусстве ответ на возможные формы будущего нельзя, ибо в этом искусстве ничего не осталось от умного - лишь эпатаж, возбуждающий животный рефлекс на неожиданную форму.
Но окружающий нас материальный мир очень умён, ибо математичен. С ним не поиграешь, его не обманешь: «кривляний над бездной» он не прощает. Умными, а потому и справедливыми должны быть структуры организации различных человеческих сообществ, вплоть до государственных и межгосударственных. Для этого нужна новая философия, гармонично умно и системно объединяющая в себе вечное и преходящее.
Такая философия уже есть! Но эта статья - «Искусство и конец капитализма»? - и близко не приближается к ней… 

…………………………………………………………………………………………………      


Рецензии