Диккенс, или Жить, чтобы творить

 «...Я сохраняю способность к творчеству лишь при строжайшем соблюдении главного условия: подчинять этому творчеству всю свою жизнь, отдаваться ему всецело, выполнять малейшие его требования ко мне, отметая в течение целых месяцев всё, что мешает работе», -  писал Чарлз Диккенс одному из своих адресатов.  Сказать, что великий английский романист был отъявленным трудоголиком, значит, ничего не сказать.
В 24 года он проснулся знаменитым всего лишь после нескольких журнальных выпусков с главами «Записок Пиквикскго клуба».  Подобный триумф Александр Дюма испытал лишь в возрасте 42 лет, когда в газете «Век» из номера в номер публиковались «Мушкетеры».  А вот Диккенс, который моложе Дюма на целых десять лет, в это время был уже маститым романистом и ведущим писателем викторианской Англии.
Правда, в отрочестве «мушкетеры» ближе и понятней, чем бедолага Оливер Твист или донкихотствующий мистер Пиквик или прочие скучные английские герои Диккенса. В отрочестве все твои симпатии на стороне французов с их героическими шпагами и гомерическими подвигами.  А героев Диккенса мы оставим состязаться с персонажами Виктора Гюго и Оноре де Бальзака, скорее даже Бальзака, который по количеству литературных героев почти догнал неистового англичанина.
К чему эти параллели английского классика с французскими собратьями по перу? Ведь разговор идет о новом прочтении биографии Чарлза Диккенса, которая украсила малую серию «ЖЗЛ» более чем полвека спустя выхода первой большой «жэзээловской» биографии английского классика  в исполнении другого классика биографического жанра Хескета Пирсона. Справедливости ради, следовало бы отметить  и  очерк Александры Анненской о Диккенсе, вышедшей в «павленковской» биографической серии, из которой  произросло могучее и вечномолодое дерево «ЖЗЛ».
Но в данном случае речь у нас пойдет о биографическом дебюте молодого, но крайне интересного писателя Жана Пьера Оля. Несколько лет назад он взорвал Францию романом «Господин Дик, или Десятая книга», который сразу же зачислил его  в ряды сподвижников Умберто Эко и Артуро Переса-Реверте, мэтров  интеллектуального литературного детектива. Действие «Десятой книги» развивается в «параллельных мирах»: в викторианской Англии времен Чарлза Диккенса и в современной Франции: соперничество, любовь, ненависть, зависть – и расследование чисто литературной загадки.
Так что  Чарлзом Диккенсом, его творчеством и жизнью  Жан Пьер Оль интересуется давно.  Но на сей раз он не стал творить очередной миф из жизни литературного небожителя Диккенса. Его небольшая по объему книга   «Диккенс» очень живо и образно повествует о писателе, в котором уживались и прекрасный актер, и достаточно жесткий  редактор и издатель, и легкоранимый ценитель женской красоты.
Конечно, у биографа был большой искус внести в жизнеописание  своего героя некий элемент тайны. Той самой нераскрытой тайны Эдвина Друда, загадку которой Диккенс унес на небеса.
Но следует отдать должное автору, который сумел создать зримый образ великого трудоголика Диккенса из огромного словесного  массива его творческого наследия. В свое время Андре Жид писал: «Подумайте, какой интерес представила бы для нас тетрадь с записями Диккенса или Бальзака; быть обладателями дневников "Воспитания чувств" или "Братьев Карамазовых"! История произведения, его вынашивание! Да это было бы захватывающе... интереснее, чем само произведение».
Диккенс не оставил дневников. На них у него не было времени. Но мир его героев это и есть некое отражение той жизни, которую «викторианский  Шекспир» всецело подчинил своему творчеству.


Рецензии