Шахматная Шкатулка. Сеансовый метод

Сеансы одновременной игры я даю давно. Самые лучшие результаты – 6:0 против шести чемпионов Качканара разных лет с часами при контроле один час на партию, и 41:0 против шахматистов 1-2 разрядов в Соломбале в далёком 1979-ом году в дни Первомайских праздников. Понятно, что в своих педагогических практиках я не мог не уделить этому методу надлежащее внимание. Учебный или обучающий сеанс одновременной игры довольно сильно разнится с обычным сеансом одновременной игры в шахматы. Несколько слов об обычных сеансах. Понятно, что мне довелось поиграть в сеансах с обеих сторон, и потому многие стороны этой формы состязания прочувствованы мною достаточно глубоко. Но лучший в моей жизни урок я получил от Евгения Андреевича Васюкова, когда он в 1978-ом году был приглашен к нам в только что созданный нами АШШК – Архангельский шахматно-шашечный клуб. На открытие клуба. Евгений Андреевич неспешно двигался вдоль расставленных по периметру шахматных столиков – более тридцати, неспешно делая ходы. В конце-концов пару партий он проиграл, пару закончил вничью и в остальных уверенно победил. Дал он ряд сеансов в других местах города, в частности и у нас на Сульфате. После сеансов  мы направились ужинать и я вежливо поинтересовался у знаменитого гостя, как он так  спокойно дает сеансы по полтора-два часа кряду. И вот здесь он мне поведал свою историю, которая буквально открыла мне глаза на происходившее.
Я приведу его рассказ на память, и, надеюсь, сумею сохранить необычайный аромат этого повествования. Все сказки «Тысячи и одной ночи» буквально отдыхают!
- В начале шестидесятых  я - молодой гроссмейстер – был направлен в один небольшой французский городок дать сеанс одновременной игры местным любителям. В центре города на площади перед городской ратушей при прекрасной погоде были расставлены по периметру шахматные столы за которые уселись играть мэр города, главный судья, прокурор, начальник полиции, авторитетные местные политики и крупные местные воротилы бизнеса, а также несколько местных сильнейших любителей для демонстрации силы города и проверки на прочность юного советского дарования. Я тогда был слишком молод и неопытен и буквально «вынес» их всех за пятнадцать минут ураганом пронесясь по кругу и молниеносно делая ходы.
Больше я так никогда не делал. Меня вызвали в Посольство и пропесочили по полной программе. «Мы тебя для чего туда отправили? Чтобы ты им показал свою силу? Мы тебя направили для установления более прочных дружеских отношений!» С тех пор я стал давать сеансы не спеша, всегда проигрывая одну-две партии  и делая две-три аккуратных ничьи. Дело это не простое, поскольку надо не слишком грубо зевнуть и не слишком заметно ошибиться. Но, как видите, у меня это получается!
Да! Это был мне урок на всю жизнь! Сеанс – это не только и не столько форма состязания, сколько форма своеобразного доверительного общения на шахматном материале.
Иное дело – обучающий сеанс.
Зачетный сеанс – это игра по кругу с малышами при которой задача сеансера правильно и умело подправлять и подсказывать играющим.
Контрольный сеанс – это как правило игра на число ходов. Чем больше ходов продержался участник сеанса – тем успешнее он выступил.
Форм и техник здесь очень много. Особенно детям нравятся мои Новогодние сеансы Деда Мороза – это праздничный сеанс и задача его – доставить малышам как можно больше радости.
Ну а подробнее я постараюсь рассказать о каждой из форм отдельно.


Рецензии