Серое платье

      Мы опять смотрели друг на друга, как  враги. Ни тени сочувствия в его бесстрастных глазах! Как будто и не было той счастливой и насыщенной супружеской жизни и нескольких лет романтической любви до этого.
    Мы с Колей знали друг друга без малого пятнадцать лет. Конечно, всякое бывало… Обиды, скандалы из-за ерунды,  мелкие разочарования.  Но уже после первых трёх  совместно прожитых лет ссоры наши носили скорее привычный характер и были похожи одна на другую, как братья-близнецы, имея в основе своей бытовые причины. На какое-то время мы научились и вовсе избегать их и являлись для окружающих чем-то вроде образца счастливого семейного союза. Мы много путешествовали, занимались языками, любили по вечерам музицировать, а перед сном, накрывшись пушистым мягким пледом,  читали друг другу вслух произведения классиков. А сколько было сказано вслух самых разнообразных мыслей! Они рождались спонтанно, иногда на удивление одновременно, и имели своё продолжение только через нас двоих. Я всегда считала Колю предначертанной свыше моей второй половинкой во Вселенной... 
    Теперь всё чаще и чаще звучал безразличный голос мужа, который становился всё грубее и жёстче. Взаимное непонимание всё дальше отдаляло нас друг от друга. Я вспоминала недавнее прошлое: раньше Коля всегда поддерживал меня, всегда оправдывал. А теперь словно человека подменили, будто не муж это мой вовсе, а совсем новый, абсолютно не знакомый мне мужчина!  С годами может пройти что-то хорошее, но чтобы искренние и тёплые чувства прошли - этого я никак не хотела принимать! Я всегда верила в вечное существование настоящей любви, да и Николай сам не раз выдвигал мне свою версию развития отношений в браке, которая совпадала с моей.
      «А может быть, у нас с ним не было и любви-то?» - приходила в голову страшная мысль. И спать уже не могу, и гоню дурную мысль прочь, а она, как назойливая осенняя муха, витает всё время где-то рядом, в нашем всегда раньше наполненном улыбками и светом доме. Теперь в нём всё чаще слышны нервно-недовольные оклики мужа, возмущения жены, тянется монотонное и скучное бытие двоих, а то просто царит томительное молчание.    
                *   *   *               
    «Это удел всех семейных, любви до гроба не бывает», - слышала я не раз советы подруг. - А то ещё лучше: заведи себе любовника, плюнь на него, разведись! Ни первое, ни второе никак не устраивало меня. И тут я вспомнила про Карину.
    Красивая армянская девушка, вернее армянка наполовину, была первой красавицей в нашем классе. Вышла замуж рано, лет в восемнадцать, с тех пор на супруга своего никогда не жаловалась, родила троих детей, ещё больше похорошела. Только ходили про неё слухи, что вроде бы не ладилось у неё семейное счастье поначалу, оттого и видели её, как в воду опущенной. Но потом все неприятности чудесным образом прошли...
 Недавно встретила её на улице с мужем (они уже лет шестнадцать как женаты)  -  выглядели супруги как молодожёны! Шли, держась за руки, без конца смеялись, прохожие невольно оборачивались, улыбаясь им вслед. Может быть, Карина знала кокой-то волшебный секрет семейного счастья? А я тем более, давно обещала зайти к ней, поболтать о школьных друзьях.
   И я отправилась к бывшей однокласснице.
   Жила она недалеко, в соседнем квартале. Застала её дома - она варила варенье из персиков.
 Муж был ещё на работе.
 - Присаживайся, Вероника, рассказывай, - начала школьная подруга, сама же продолжала помешивать деревянной ложкой сладкую пахучую массу. Дома у неё был полный порядок. Всё блестело, сама Карина была одета даже не по-домашнему нарядно: недорогая, но стильная бижутерия украшала её длинную шею, симпатичное платье, кипельно-белый фартук и аккуратный хвостик довершали её безупречный образ. Она умела быть всегда эффектной и одевалась с большим вкусом. Возможно, именно в этом и скрывался секрет её успеха? Себя я тоже не могла припомнить в грязном халате  или с неопрятной причёской. Да и вещи старалась подбирать по настроению, по цветам. Муж, кстати, хвалил меня за это качество.
  Карина всегда располагала к откровенности, так было и на этот раз.
 - Ты знаешь, я, наверное, скоро разведусь. Нет больше сил терпеть равнодушие мужа и каждый день «любоваться» спектаклем под названием «Прощай, любовь», - начала я с порога излагать наболевшее.
  Моя одноклассница слушала, не перебивая, продолжая делать своё дело.    
  Когда я закончила, она понимающе улыбнулась и заговорила.
 - То, о чём ты рассказала, мне очень хорошо знакомо. Эти периоды с каждым мужчиной случаются, - они как бы берут тайм-аут и уходят от семейных проблем в какой-то свой, непонятный нам мир. Плохо, конечно, если в это время кто-нибудь  их прикарманит, ты меня понимаешь? Но, если он тебя любит, то это вряд ли произойдёт.
 - Ты полагаешь, есть надежда? – спросила я у Карины.
 - Конечно, есть. С моим такое раза три случалось. Ну и развелась бы я тогда? Что хорошего? А сейчас мы снова переживаем медовый месяц: с работы звонит через каждый час, от всех совещаний отказывается, домой летит, цветы дарит!
 - Но как  же тебе удалось этого достичь? Я  всё перепробовала: и  кухни народов мира, и Кама-сутру…
 - Могу дать совет. У тебя есть серое платье? – вдруг спросила меня Карина.
 - Серое? Нет, не припомню.
 - Тогда купи или сшей. Ты умеешь шить?
 - Обязательно серое?
 - Да, обязательно, не безобразное, конечно, но лучше в строгих тонах, хорошо бы – с белым воротничком. Строгое серое платье должно быть в гардеробе любой женщины. Когда с мужем такое случается, я просто надеваю его.
 - Ну, и?
 - Перестаю краситься, платье ношу неделями, стирая его раз в три дня, разумеется. Только никаких исключений, иначе всё пропало. Забыть про украшения, косметику, можно самые простые серьги и бесцветный лак для ногтей! Сама строгость, этакая Мэри Поппинс. Волосы лучше убрать в хвостик.
 - Но это может оттолкнуть мужа ещё дальше!
 - Вероника, не перебивай. Ты тоже должна уйти в свой мир, как и он. Вид твой должен быть задумчивым, по возможности немного равнодушным, взгляд – отстранённым, а тон – безразличным.  И никаких споров и выяснения отношений в этот период! Спросит, в чём дело, ответь: «У меня такое настроение, что не хочется говорить, а только молчать».
Сама же, пока мужа дома нет, шьёшь или покупаешь себе новые наряды, почти полностью обновляешь гардероб. Тут лучше не скупиться, хотя бы три-четыре новых комплекта одежды приобрести, в которых все вещи идеально бы сочетались между собой, включая бижутерию, туфли, шарфик и прочее. Закупай и косметику. Хорошо бы, чтобы обновки немного изменили твой прошлый облик. Если, скажем, ты никогда не носила мини, то уместна будет короткая юбочка; насчёт стройности ног можешь не комплексовать - пусть это будет только домашняя юбка, исключительно для мужа…
    Главное – не расколоться раньше, выдержать хотя бы месяц минимум. Когда надо будет выстрелить - сориентируешься сама.

    И вот в  назначенный день ты преображаешься. Этот удар мужики не выдерживают, даже если за это время ты порядком надоела своему Коле в невзрачном сером платьице, и у него завелась новая пассия. Срок небольшой -привыкнуть к ней он ещё не успел, но и та в своём кривлянии ему уже порядком надоела:  все её туалеты за месяц он уже пересмотрел, жена же прочно слилась с чем-то бесцветным… 
  И тут ты вновь выходишь на арену во всём блеске – он ослеплён переменой, а ты даёшь ему немного побыть в шоковом состоянии. Запомни, одежда – лишь фон, театральный костюм, главная перемена должна произойти в тебе самой: блеск глаз, уверенная походка, неожиданно громкий голос. Позволяется чаще обычного звонить друзьям, приносить в дом начатые шоколадки, конфеты, угощая ими обомлевшего мужа. Тут всё зависит от тебя самой, как ты справишься с новой ролью. Переигрывать, разумеется, не стоит, нужно просто начать жить, как ты хочешь, как будто так было всегда: мило улыбаться, не воспринимать всерьёз его грубость, постараться создать праздник «по поводу своего хорошего настроения». Но об этом потом, вначале тебе нужно серое платье! Хочешь, я тебе своё на время одолжу?
 - Нет, спасибо тебе. Я лучше сама сошью, у меня где-то был материал: на сером тонкая белая полоска и воротничок есть белый, кружевной.
 - Ну и прекрасно - действуй. Только никаких исключений, даже если вас пригласят в гости, иди в сером платье, оно должно быть универсальным: и в пир и в мир.
 - Спасибо тебе за совет,- только я сказала эти слова, как в квартире появился муж моей одноклассницы с букетом  роз в руке, в другой он держал какой-то сверток и загадочно улыбался.
 - Как здорово, что ты опять раньше с работы пришёл! А мы тут с Вероничкой общаемся,- Карина ласково поцеловала мужа в щеку.
 - А я решил пригласить тебя сегодня поужинать в нашем любимом ресторане!  Мне, наконец-то, гонорар заплатили! – радостно сообщил её супруг, не сводя влюблённых глаз со своей жены. Я быстро сориентировалась.
 - А мне уже пора домой, ещё увидимся, а то мой Коля тоже скоро с работы придёт, - сказала я и поспешила раскланяться.

                *  *  *

         Не прошло и недели, как серое платье было готово. Оставалось только пуговицы пришить. Их я купила в магазине - скромные, тоже серые, и решила сделать потайную застёжку. На поясок нашлась белая пряжка из старых запасов. Косметичку я задвинула в дальний угол, оставив только духи (подруга рекомендовала продолжать душиться, но остановиться на каком-нибудь одном аромате).
   Как легко сразу стало - никаких проблем! Голова не болит, что надеть. Оставила только две пары туфель: белые и чёрные. Платье получилось очень хорошеньким, простеньким и элегантным. На работе всем понравилось - этакая деловая женщина.
   Муж, похоже, и вовсе не заметил случившейся со мной перемены. Всё тот же взгляд в никуда и усталые замечания в мой адрес. Я на них не реагирую. Занялась чтением больше обычного. Теперь мы уже не читаем друг другу вслух: я поглощаю женские романы, а муж – в основном газеты. Вместе тоже никуда давно не выбирались. А тут нас пригласил в гости школьный друг Николая на новоселье…

  С вечера я постирала «наряд» - еле успел к утру высохнуть.
Только я погладила платье и надела его, Николай заглянул ко мне в комнату и бросил привычное
  - Даю тебе полчаса на сборы, смотри, не задерживайся!
Я же отвечаю со спокойной улыбкой:
 - А я уже готова!
 - Как шустро намазалась!- Николай не скрывал своего удивления.
 А всё из-за серого платья! Я почему-то думала, что муж сделает мне замечание, заставит переодеться, но он давно перестал обращать внимание на то, в чём я одета, не говоря уже о комплиментах.

 Всё это время я старательно следила за процессом поведения Николая.  Главным было  не переборщить, не отдалить его настолько, чтобы «включиться», как говорила Карина, в нужный момент.

    Прошло три с половиной недели. Я очень волновалась и с нетерпением ждала часа моего чудесного преображения. За это время мне удалось сшить потрясающий костюм розового цвета, купить мини-сарафан и два вечерних полупрозрачных туалета из тафты и шифона. Каждый вечер перед сном мечтала и с наслаждением представляла себе, как вдруг вспыхнут затуманенные, тусклые глаза мужа, как широко раскроются они, когда увидит он меня в новом образе. Мне безумно хотелось поскорее поднять занавес, но почему-то страх не выдержать, сорваться в нужный момент останавливал меня.
      А Николай продолжал смотреть на свою жену как на бесцветное прилагательное к его квартире, готовящее, стирающее и ещё передвигающееся само по себе, далёкое, но вместе с тем и вроде бы знакомое.

      За день до назначенного мною срока я ещё раз отправилась к Карине за советом.
 - Завтра месяц периоду «серого платья», я чувствую - пора действовать,- начала я.
 - Ты полагаешь, он созрел? Тогда вперёд!  Он у тебя очень впечатлительный?
 - Да.
 - Тогда не сразу убивай его, к мини не переходи прямо завтра. Одень что-нибудь яркое, но привычного стиля. Главное – он должен будет удивиться. А в удивлении – лежит ключ к любви и к сердцу любого мужчины.
  Я шла домой и думала: а может быть, весь этот замысел не улучшит наши отношения? Всё-таки до конца я не понимала, зачем нужно было нашу любовь сажать в клетку? Но игра начата, и надо было доводить дело до конца.
   
    В тот  день я вернулась с работы часов в шесть. Николай уже был дома - в прихожей стояли его чёрные ботинки вместо тапочек.
    Предварительно поправив прядь волос перед зеркалом, я переступила порог комнаты. Муж не шелохнулся. Я уже устала огорчаться, шутить мне сейчас тоже не хотелось, и я просто сказала: «Здравствуй, Коля!». Его голова, наполовину прикрытая газетой и утопающая в кресле, сделала полуоборот, затем, зевнув, она издала какой-то звук и вернулась на прежнее место. Я же радостно предвкушала, что завтра ему будет не до зевков! И отправилась в другую комнату дочитывать свой роман. Через некоторое время на пороге появился мой супруг. Я обратила внимание, что на нём была новая рубашка кремового цвета.
 - Вероника,- начал он и запнулся.
 - Тебе что-нибудь нужно?- спросила я равнодушным тоном, как того требовал эксперимент.
 - Я давно хотел сказать, что тебе очень идёт твоё серое платье - это изящество и простота, оно так выгодно подчёркивает фигуру!  И, вообще, ты так помолодела за последнее время!
 - Спасибо, Коля. Ты так давно не говорил мне комплиментов!
 - Я говорю, что вижу. Теперь мне стало неудобно находиться плохо одетым рядом с такой изящной красавицей-супругой. И я сегодня приобрёл новую рубашку, в твоём стиле, строгая, но, по-моему, мне идёт?
 - Мне тоже очень нравится.
 - Только вот о чём я тебя хотел попросить,- Николай замялся на секунду,- Это прекрасное платье ты надеваешь так часто (чтобы радовать меня, это понятно), но только всё самое дорогое и красивое нужно беречь. А мне будет приятно смотреть на тебя в нём изредка, не каждый день. Одень завтра что-нибудь обычное, попроще.
 - Хорошо, я так и сделаю, завтра буду обязательно в чём-нибудь другом, - сказала я и загадочно улыбнулась.
Час пробил. Прошёл ровно месяц. Еще не началось шоу, а во взгляде Николая  стали угадываться черты прежнего родного мне человека.
Серое платье с этого дня переехало в гардероб и выходило оттуда по особым, торжественным случаям.


Рецензии
Продолжение темы, начатой в "Письме из прошлого". Только здесь мы видим не столь сильно зацементированные временем и разбитые на осколки чувства. Поэтому автор по отношению к героям применят иной способ возврата искренности и любви - внесение разнообразия во внешнем облике и в поведении, нарушение стереотипов и эффект полнейшей неожиданности.

Андрей Андреев 11   22.04.2015 13:10     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.