Хотелось бы дожать

Не оставляет интерес к трудам А. Паршева. Даже вернее сказать так: не оставляет чувство некой незавершенности мысли, причем и у меня, и у него самого. Вот нашел его относительно недавнее интервью http://svpressa.ru/online/article/78779/, с интересом прочитал, и… еще больше тот осадок незавершенности.

Великий в анализе, он беспомощен в предложениях. Даже цитировать не хочется. Всё, что он предлагает, это протекционизм. Огородиться от всех частоколом, и производить в некоем коконе, без внешней конкуренции.

«Вот есть благоприятные регионы. Впервые они были определены климатологами конца девятнадцатого – начала двадцатого века. Они в общем-то известны. Ну, сразу хочу сказать, что Россия туда не укладывается. Если встает вопрос действительно о либеральной модели, каким образом выживают, предположим, Канада рядом с Соединенными Штатами? Ведь там действительно серьезные отличия для сельского хозяйства в условиях, то есть, собственно, с Канадой у нас так носятся, как известный герой русского фольклора с писаной торбой, – а там ведь урожайность была ниже, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе – где-то до 22 центнеров с гектара по зерновым, а в Канаде – 18, например. Скажем, в Соединенных Штатах в то время было 40. Вот как выживал канадский фермер? Очень просто: протекционистская модель.

Там протекционистская модель, то есть пошлины на сельхозпродукцию могут и до 200 процентов доходить. Молочную продукцию практически в Канаду из США завезти невозможно, иначе это будет вредить фермерам. Вот на таких условиях Канада вошла и во Всемирную торговую организацию, – и ничего, и нормально.

Примерно та же ситуация и у других стран, которым приходится как-то защищать свою экономику. Если эти правила отменяются, возникает эффект тоже совершенно понятный. Вот Финляндия вошла в ЕЭС, полностью отменила защиту своего сельского хозяйства, – там сельское хозяйство рухнуло. То есть, оно там еще существует, но проблемы у него очень большие».

Не знаю, как работает протекционизм в Канаде, но у нас это точно будет контрабанда и коррупция. Еще придушить импорт с грехом пополам можно, но как быть с тем, что оргпреступность так и норовит «выдуть» отсюда всё, что плохо лежит?

За примером ходить недалеко, в памяти живо постоянное поползновение перепродать за границу весь урожай хлеба. Это происходит ежегодно по осени, - вдруг оказывается, что не успели посчитать очередной «рекордный урожай», как от него и след простыл! У нас уже стало доброй традицией одновременно с победным рапортом о тектонических успехах «фермеров» менять ценники в магазинах. Потому что в Африке голод, вечно голод, поскольку у них рождаемость никак не коррелирует с урожайностью.

А ведь что возразишь, бизнес действительно чужд патриотизма. Как с этим справляются США и та же Канада, ума не приложу. Ведь Африка скушает продовольствия раз в 10 больше, чем его производится в мире! Почему продовольствие по осени дорожает только у нас, а в Америке всё ОК? Рекбус.

Нет, конечно, можно и на вывоз пошлины установить, и даже нанять таможенников китайцев вместо наших взяточников и казнокрадов феодального розлива, - но ведь палка о двух концах: где гарантия, что избавленный от конкуренции на свободном рынке так ненавистной Паршеву ВТО отечественный производитель кинется засучив рукава производить, а примитивно не взвинтит цены?

Вы скажете, а как же конкуренция между самими «отечественными производителями»? Да бросьте, они у нас умеют отлично договариваться. Вы не пробовали на базаре поторговать той же картошкой по цене много ниже той, что там? Нет, на рублик можно, а если больше, да и продукта у вас вагон, то к вам непременно подойдет «вежливый зеленый человечек» и объяснит вам вашу проблему. Как вот с этим быть, с нашей феодально-криминальной ментальностью?

Нет, проблема в экономической модели. А, может, в мировоззрении людей? В их потребности развиваться. В том, как они понимают прогресс – как нечто навязанное или как самоценность. Короче, в той самой ордынской ментальности, для которой украсть всегда предпочтительнее, чем поработать.

Вот и Паршев, понимая, что его обожаемый протекционизм может в российском антураже оказаться несколько непохожим на общечеловеческий, сетует: «Такие есть очень большие темы, которые нуждаются в том, чтобы их обсуждать, получить какие-то уроки из тех периодов нашего развития, которые наиболее заметные и спорные. Но беда в том, что, к сожалению, почему-то у нас в обществе так и нет до сих пор обсуждения самых сложных и важных для нас вопросов с объективной, беспристрастной точки зрения. Есть такая беда. Это действительно беда. Потому что история только тогда ценна, когда из нее выводятся какие-то уроки, важные для будущего. У нас это не делается».

Однако, дальше: «Задача государства – защитить своего предпринимателя от зарубежной конкуренции, а так же следить, чтобы он не вывел капиталы за границу».

В общем, приехали. Нет, назад он смотрит хорошо, а вперед нет, - как хорошему танцору история мешает. Или генетика. Наверное, именно поэтому изящная теорема, а теперь можно сказать, экономическая теория, Паршева прошла мимо ушей. Нельзя протекционизм в обществе времен Ивана Грозного.

При протекционизме у нас кроме гиперинфляции внутри страны и дворцов олигархов вовне, не будет ничего. Так уж лучше без протекционизма. Только оставаясь в свободной конкуренции мирового рынка, мы можем найти свою нишу в нем. В «изоляторе» сгнием.

Мы нашли бы ее, нишу эту, много раньше, как нашли свое место в глобальной экономике большинство народов кроме нашего да разве что северокорейского. Нас изуродовал большевизм. И вот теперь, сбросив его путы, мы вынуждены проходить за 20 лет тот путь, на который «прогрессивное человечество» затратило века.

И проблема именно в экономической модели, как мне кажется. Современная линейная модель, развивавшаяся и процветавшая исключительно при условии непрерывного расширения рынка, исчерпала свой ресурс.

Вот почему нам нужна дружественная «безвизовая» Европа, нужен крепкий и дорогой рубль. Тут смыкаются экономика и политика. Только с Европой у нас есть шанс создать нелинейно-замкнутую модель экономики и таким образом найти себя. А протекционизм – незаконнорожденное дитя смутного прошлого века, у него нет будущего. От рынка не отгородиться никаким частоколом, потому что он, рынок, есть «санитар» экономики, - без свободной конкуренции она гибнет.

Да, на Украине дешевле обходится хлеб, а в Китае компьютеры, - но у каждой страны имеются свои преимущества, их просто надо увидеть. Нет «непригодных» земель, каждая к чему-то да пригодна. Вот один из наших плюсов – действительно необъятные просторы, и благодаря этому бесспорному преимуществу мы можем стать отличным дополнением, скажем, для Германии. Например, огромным «энергоблоком». Важно только, чтобы это была энергия возобновляемая. Воровской «трубоцентризм» должен быть выброшен на помойку вместе с олигархией.

Только в обстановке свободной конкуренции и возможности учиться, у России есть шанс преодолеть многовековую стагнацию производительных сил, вырваться, наконец, из тенёт злокачественного феодализма, и стать европейской страной.

Так что мудрые мысли Андрея Петровича Паршева хотелось бы «дожать» до полезного логического завершения. России не нужна огромная, подобная раковой опухоли, армия, - слава Богу, на нас никто не собирается нападать. Не нужны миллионы тонн военного металлолома, не нужны шизофренические «крымнаши». России нужна здоровая экономика, а для этого необходима адекватная власть. В это сейчас упирается всё.

Не решив этой задачи, страна погибнет без всякой «агрессии НАТО» или иного бреда сивой кремлевской кобылы. Погибнет просто от того, что уже запредельно долго не может разродиться капитализмом. От исторической гангрены.

Да, чуть не забыл. Книга «Страна воров на дороге в светлое будущее» авторства Станислава Говорухина  в жанре «публицистика», что изображена сверху, была выпущена в 1994 году, тоже интересное чтиво. Чувствовал нынешний вице-вождь ОНФ момент. Заголовок хорош, самый раз нам в тему.

Валентин Спицин.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.