Гондолы-чёрные лебеди Венеции
Русский стольник П. Толстой так оценил обстановку в городе на воде в XVII веке: "В Венеции лошадей нет и никакого скота нет, также корет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают". Там улицы столь тесны и непредсказуемы, что всадники испытывали немалые проблемы, поэтому еще в XVI веке городские власти запретили даже лошадей, после чего Венеция оказалась вынуждена пользоваться только водным транспортом.
Название "гондола" впервые встречается в документе 1094 года и возможно происходит от gonger - "морской угорь", тогда лодки имели произвольную форму и отличались богатством цвета и отделки.
К XVIII веку в Венеци насчитывалось более 10 000 гондол (теперь их не больше 500), тогда же "в целях борьбы с расточительством" был введен закон, согласно которому все гондолы должны быть черными и одного размера: длина - 11,5 м, ширина - 1,4 м. Но тот факт, что городские власти вдруг решили ввести столь жесткие требования к параметрам лодок было связанно не с борьбой за экономию.
Это нововведение имело вполне банальное объяснение. По венецианской легенде, один престарелый дож был женат на очень молодой девушке. Вскоре до почтенного правителя дошел слух, что по ночам его супругу навещает загадочный мужчина в плаще. Слуги доложили правителю, что приплывает он на черной гондоле.
Старый дож не смог прекратить тайные встречи молодых людей, за то, в его власти было издать указ о том, чтобы все лодки в городе перекрасили в черный цвет. Так ему удалось отчасти скрыть свой позор.
На первый взгляд эти лодки удивительно похожи друг на друга и немногим туристам приходит в голову тот факт, что делаются эти "черные лебеди" исключительно под конкретного человека - гондольера (они работают только на собственных лодках).
Как правило, эта профессия передается по наследству, но в виде исключения ее можно получить и за другие заслуги (например, победив в "Исторической регате").
В любом случае, для того чтобы получить право управлять гондолой, необходимо проучиться на специальных курсах гондольеров 9 месяцев и сдать серьезные экзамены: по управлению лодкой, по иностранному языку и по истории . Только после этого мэрия рассмотрит заявку соискателя на получение лицензии.
С тех самых пор скользят по каналам Венеции только черные гондолы, единственным украшением которых остался железный наконечник в виде гребня. Этот элемент, так называемый ferro, является самой верхней отметкой лодки, по нему гондольеры определяют, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком или нет. Гондолы очень красиво украшаются.Одна не похожа на другую.
Лодка стоит дорого. От 40до 90тыс.евро - (это как правило "свадебные" гондолы). Продолжительность срока эксплуатации гондолы в среднем 15 лет. Но жизнь лодки зависит от многих факторов, в частности от того, где ее хранят; если стоянка расположена где-нибудь в укромном месте на канале, то срок достаточно высок, а если гондолу паркуют на открытой воде, то из-за ветра и волн длительность эксплуатации заметно сокращается.
Этот экзотический вид транспорта.позволяет путешественнику увидеть совершенно другой город, т.к. с борта черной лодки он раскрывается совершенно в ином ракурсе недоступном для пешего туриста.
Скользя по гладким водам, убаюканные гулким эхом каналов и мягкими ударами весла, пассажиры на время попадают в таинственный мир, полный образов и грез, под названием Венеция...
Не знаю – во сне ли то было:
Над нами светила луна,
Гондола бесшумно скользила
По спящим каналам темна.
И где-то играли и пели
И звуки росли в тишине.
Дворцы на нас строго глядели.
Не знаю – то было ль во сне.(М.Анисимова)
Текст с иллюстрациями и фото.http://maxpark.com/community/6782/content/1443571
Свидетельство о публикации №215031001622